10:24 01.12.2006 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Александр Ройтбурд: "Я увидел Юлию Владимировну в этом платье с "фонариками", и понял, что это как раз тот персонаж…"

Александра Ройтбурда называют патриархом украинского постмодернизма. Учитывая размытость такого понятия, как постмодернизм, с этим можно соглашаться или нет, но, в любом случае, Ройтбурд – общепризнанный идеолог независимого художественного поиска. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, в художественных музеях Украины, России, США, Словении, во многих публичных и частных коллекциях. А многим соотечественникам, даже далеким от искусства, художник запомнился выставкой "Танго", открывшейся в одной из киевских галерей в начале года, где на семи полотнах мужчина, похожий на президента Украины Виктора Ющенко, танцует с женщиной, похожей на бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко. Впрочем, когда мы договаривались с Ройтбурдом о встрече, художник сразу предупредил: картин у него нет, проданы. Одна, кажется, осталась еще, но и она уже принадлежит галерее, в которой выставлена.

Что подтолкнуть постмодерниста к изображению на своих полотнах политического персонажа?

- То же, что и не постмодерниста. Постмодернизм, это ж не стиль, не направление, не течение - это просто некое отношение ко времени, в котором мы живем. Да и постмодернистом себя я считаю с большой долей натяжки. Не хотелось бы в это углубляться, - как назвали, так и назвали. Вопрос к тем, кто меня так назвал.

Я не раз говорил, что тогда, когда я начинал эту серию, эти фигуры были просто культовыми попсовыми персонажами. Впервые в нашей стране политические деятели вошли в категорию поп-звезд, раньше этого никогда не случалось. Имидж ведущих украинских политиков после революции стал вполне пригодным к тиражированию на футболках, брелочках, этикетках, матрешках.

Лично меня это радовало, потому что я все-таки вырос в Советском Союзе, и представить себе, скажем, брелочек или чашку с изображением Брежнева в то время было сложно. Начало 20 века характеризовалось тем, что на политической сцене доминировали сакральные вожди - левые, правые, разные, - великие вожди. Отношение к власти было несколько иным, она была сакральна, она была вне профанного дискурса, а обязательно на пъедестале, на каком-то постаменте, на какой-то дистанции, она была трансцендентной, потусторонной, - а тут политики стали персонажами светской хроники. Героями анекдотов политики у нас всегда были и раньше, но в этом был момент конфронтации, оппозиционности, сейчас несколько иное отношение к политикам и политике даже в анекдотах.

Потом их сменили какие-то более прагматичные фигуры, и сегодня миром управляют менеджеры. Смотришь на президента, скажем, России, либо Америки, либо германского канцлера, - это не харизматические персонажи, это менеджеры.

А поп-звезды - это исключение. Всегда приятно жить в обществе, на вершине иерархии которого находится поп-звезда. Но не все менеджеры способны стать звездами, либо сохранить эту звездную харизму. Ее сохранить гораздо сложнее, чем сакральную харизму вождя. Сакральность Сталина держалась на зомбировании и репрессивном аппарате, сакральность Брежнева была ритуальной и симулятивной, и держалась на традиции сакральности, на проекции сакральности Сталина в какой-то степени. А вот при отсутствии этих механизмов такую, как бы сказать, естественную звездную харизму сохранить гараздо сложнее.

Кстати, недавно в одной из газет была публикация, в которой утверждалось, что упомянутых Вами и таких популярных после Оранжевой революции футболок, брелоков, чашек с изображением нынешнего президента практически не найти, но до сих пор хорошо продаются изображения Тимошенко и… Януковича.

- Мне кажется, что изображение Януковича несколько искусственно, это такая скалькированная технология, потому что сама по себе фигура Януковича вряд ли располагает к восприятию его как поп-звезды. Что касается падения поп-рейтинга Ющенко, оно вполне понятно - это как "эффект Горбачева", когда всеобщий восторг сменился тем, что есть. Он действует и говорит слишком абстрактно и отвлеченно, не слишком внятно, слишком обтекаемо, какие-то общие фразы, очень пафосно. Все-таки, звезды себя так не ведут, они должны быть моднее.

Есть ли кто-то, кто является в этом смысле "законодателем моды"?

Конечно, я думаю, что самый харизматический политик сегодня - все-таки Юлия Тимошенко, хотя со своими какими-то оговорками. Я не говорю об энергетике, потому что энергетически она, конечно, вне конкуренции. Я не говорю об эстетике – здесь, наверное, тоже. Если бы мы вот так вот с ней посидели, я бы ей, наверное, рассказал, что меня не устраивает, но в публичную плоскость это переводить как-то не хочется.

Но на сегодняшний день я не вижу ей конкурента, не считая сил реакции. Реакцию я всегда не очень любил.

Я еще в дни Майдана на "5 канале" говорил, что мы проснулись в модной стране, с чем поздравил всех телезрителей. К сожалению, потенциал модности в значительной степени сегодня утерян, один из "танцоров", изображенных на тех моих картинах, стал гораздо менее интересным и звездным. Но это мое личное восприятие, может быть, кто-то думает иначе. Образ персонажа, похожего на тогдашнего премьер-министра, все-таки несколько менее пострадал от времени. Я по-прежнему восхищаюсь той дамой, которая похожа на женского персонажа моего танго, - с точки зрения эстетики, - вне этики, вне политики, вне каких-то экономических либо политических стратегий, я как-то в этом мало разбираюсь.

Как часто в целом в своем творчестве Вы обращались к образам политических персонажей, имею в виду не только Тимошенко и Ющенко?

- К образам персонажей, похожих (делает ударение на слове "похожих" – ред.) на политиков, - это (в серии "Танго"- ред.) танцоры у меня, танцоры… У меня еще был портрет Тимошенко и конный портрет Ющенко - на таком наполеоновском коне в Большом каньоне реки Колорадо. Была вариация на тему моей работы двухлетней давности "Девушка с черепашкой". Я хотел сделать версию этой девушки с черепашкой, уже начал над ней работать, - и тут была инаугурация премьера, я увидел Юлию Владимировну в этом платье с фонариками, и понял, что это как раз тот персонаж, который идеально ложиться в новый имидж девушки с черепашкой. И они нашли друг друга, я считаю.

В принципе, я недавно опять нарушил клятву, данную мной в юности, не писать портрет их (с ударением на слове "их" – ред.) Ленина, - написал портрет Ленина с большим удовольствием. До этого я как-то писал портрет председателя Мао-Цзедуна… Но, в принципе, я достаточно редко обращаюсь к политическим персонажам, хотя политикой интересуюсь.

Среди нарисованных у Вас есть любимый персонаж?

- Вы хотите, чтоб я признался в любви к Тимошенко? (улыбается) Она красивая женщина, и я говорил уже, что эстетически она мне очень нравится. Она чуть левее, чем мне бы хотелось. Я, скорее, с этой позиции могу несколько пополемизировать с Юлией Владимировной, потому что, в отличии от нее, я сторонник более либеральной экономической модели и более либеральной гуманитарной. Вот, кстати, с гуманитарными моделями у нас в Украине вообще лажа. Вообще, чувствуется отсутствие у государства какой-то внятной культурной политики. А в итоге, в нее все упирается.

Осенью 2004-го на Майдан ходили? Не разочаровались тем, что произошло за последние два года?

Я прекрасно осознавал то, что проявилось потом, и потому относился ко всему с изрядной долей скепсиса. Но тогда, на Майдане был выбор совершенно другой – выбор между плохим и нестерпимым, плохим и неприемлемым. И я тогда говорил, что я хочу победы Ющенко, чтобы в следующий раз была хоть какая-то возможность выбрать кого-то, кто лучше, чем Ющенко. Потому что в противном случае о подобной возможности можно было бы забыть.

Интервью –



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме