15:36 04.11.2006 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Один сильный оппозиционный блок может продвинуть Украину далеко вперед в демократическом развитии

Тэмми Линч,
3 ноября 2006

Несомненно, причин критиковать политическую систему в Украине найдется немало. Важные элементы прозападной позиции Президента Виктора Ющенко оказались в загоне, нынешнее правительство пытается ужесточить контроль над частным бизнесом и средствами массовой информации в регионах, совершенно непроясненным остается вопрос о том, кому же править страной, да еще и важные соглашения (такие, как последний договор с Россией о поставках природного газа) принимаются закулисно и лишь сбивают с толку.

Тем не менее, за всей этой критикой легко потерять из виду более широкую картину происходящего. А именно то, что Украина, возможно, готовится стать первым в XXI веке (полу-) авторитарным государством, которое осуществит успешный переход к демократии. В данном случае термин "демократия" не подразумевает лишь ориентированную на Запад политику или дружелюбие власти по отношению к Соединенным Штатам и Евросоюзу. В данном случае речь идет о возможности перехода Украины к настоящему, функционирующему демократическому правительству, опирающемуся на политический плюрализм.

В 2004 году Украина оставалась страной, где царили страх и тревога, отсутствовала (или почти отсутствовала) свободная пресса, а политическая оппозиция сталкивалась не просто с противодействием, но и с прямыми угрозами жизням своих лидеров. Сегодня здесь ведутся нормальные политические дебаты, существует пресса, которая (в большинстве своем) предоставляет избирателям сведения, необходимые для того, чтобы понимать действия своих правителей, существуют мощные политические партии/блоки, которые только счастливы обнародовать мельчайший негатив по поводу друг друга. Таково политическое пространство, которое на данном этапе характеризуется как глубоким разочарованием в политиках, так и живейшей вовлеченностью в процесс.

Разумеется, Украине еще немало предстоит пройти (и, возможно, этот поход займет долгие годы) по пути к обретению истинной демократии. Верховенство закона и прозрачность правительства остаются основными пока не преодоленными страною вершинами. Еще впереди те вехи, которые не дадут стране вернуться назад, к началу дороги. Однако менее чем за два года Украина проделала немалый путь.

Теперь же страна оказалась на распутье. Ее лидеры должны решить, как им обобщить и институционализировать уже достигнутое. Если они этого не сделают, эти достижения в дальнейшем могут оказаться утраченными.

Наиболее крупные достижения Украины до сих пор были сосредоточены в областях свободы прессы и равенства – доходившего до вседозволенности – в политическом противоборстве. Эти два достижения, отличающие Украину от всех прочих стран постсоветского пространства, в основном были достигнуты за счет не прекращавшейся борьбы политических элит за политический контроль. Эти политические баталии де-факто привели к плюрализму, поскольку ни одна из групп не сумела в полной мере проявить свою силу и ни один лидер не оказался достаточно силен, чтобы получить контроль над работой журналистов. Не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что Президент Ющенко выступал за права журналистов также и с тем, чтобы облегчить себе наблюдение за правительством.

Тем не менее, ситуация в Украине меняется. Заметны признаки того, что одна партия – проправительственная Партия регионов – начинает успешно консолидировать однопартийный контроль над значительными областями страны. Нехватка политического противодействия может негативно отразиться на недавно обретенных свободах. Таким образом, политические партии Украины должны выстроить систему проверок и балансов, которая сохранила бы уже достигнутое и обеспечила бы дальнейший прогресс. Плюрализма "де-факто" уже недостаточно.

Первым шагом должен стать легальный статус политической оппозиции, равно как и принятие законов, которые позволили бы участникам этой самой оппозиции эффективно отслеживать действия правительства и влиять на них. Украинская оппозиция должна получить, по крайней мере, статус парламентского комитета. Ее членам должно быть предоставлено право рецензировать вносимые на рассмотрение законопроекты, снабжать их своими комментариями и вносить в них существенные поправки. Короче, им следует предоставить весь инструментарий, необходимый для исполнения роли контрольного органа при правительстве.

На данный момент в Украине существует один мощный, работающий оппозиционный блок; это обстоятельство уже выделяет страну из числа бывших советских соседей. Этот блок возглавляет бывший премьер-министр страны Юлия Тимошенко, а составляют его члены политического блока ее имени, два представителя партии социалистов и не вошедшая в парламент партия "Реформы и порядок".

Тимошенко предложила проект закона об оппозиции, основанный на гарантиях, предоставляемых оппозиционным структурам в странах Западной Европы. Окончательное принятие этого проекта или его подобия послужило бы для Украины пропуском в клуб стран с наиболее развитой демократией. Фактически, большинство стран Западной Европы наделяют свою оппозицию(-ции) значительными правами – либо прописанными в законе, либо обусловленными "исторической традицией".

Тимошенко и ее союзникам, выдвинувшим проект закона для рассмотрения, пришлось столкнуться с трудностями. Отчасти это было обусловлено явно противоречивой позицией Президента Виктора Ющенко, который, с одной стороны, высоко ценит саму концепцию оппозиции, но, с другой стороны, неоднократно высказывался в том духе, что компромисс и политическое единство ставит еще выше. Президент и его союзники явно не вполне осознают всю ценность политической оппозиции, порой возвращаясь к характеристикам, использовавшимся как в советские времена, так и при режиме бывшего Президента Леонида Кучмы. Тогда тех, кто критиковал правительство, называли "смутьянами", заинтересованными только в "дестабилизации государства".

Принимая во внимание президентскую точку зрения, может показаться иронией, что парламентский блок "Наша Украина" недавно подтвердил свой переход в оппозицию к правительству, – несмотря на все возражения Ющенко. Впрочем, остается не до конца понятным, какой тип оппозиции имелся в виду. Некоторые члены партии говорили о развитии некоего института объединенной оппозиции, в который могли бы войти представители правительства. Это, конечно же, свело бы на нет саму цель оппозиции, которая как раз и существует в основном для того, чтобы защитить избирателей от ненадлежащего применения правительственных ресурсов и власти. Эта цель не может быть достигнута в том случае, если члены оппозиции входят в это самое правительство. Именно поэтому оппозиционные блоки в демократических странах Запада не имеют никакого отношения к правительственным структурам.

Тимошенко также высказалась за отмену принятых в 2004 году поправок в Конституцию, сосредоточивших власть в руках премьер-министра за президентский счет. Это стало бы ошибкой. [Юлия Тимошенко выступает против конституционной реформы 2004 года, которая лишь ухудшила ситуацию в стране, однако не одобряет возвращения к предыдущему варианту Конституции, который предоставлял Президенту неограниченные бесконтрольные полномочия. , – прим. ] Действительно, консолидация власти в руках премьер-министра для Украины привела к негативным, по большей части, последствиям. Но решение – не в возврате к президентской системе, которая позволила прежнему режиму построить практически авторитарное государство. Вместо этого Тимошенко и ее союзникам стоит продолжать добиваться создания такой системы, которая сделала бы оппозицию эффективной, а также подталкивать принятие таких законов, которые усилили бы независимость юридической системы. Инициатива Тимошенко об отмене депутатских льгот также громогласно говорит о стремлении повысить ответственность депутатов, усилить их подотчетность. В этой работе она могла бы рассчитывать на помощь Президента, который, как известно, также выступает за необходимость контроля над государственными структурами, а также на "Нашу Украину", в рядах которой немало убежденных реформаторов.

Их объединение под знаменами создания механизмов контроля над работой правительства придало бы уверенности в том, что Украина останется страной, медленно, но верно идущей к демократии, – и стало бы примером достижения реального результата для всех стран, перед которыми стоят подобные задачи.

Тэмми Линч является старшим сотрудником Института исследования конфликтов, идеологии и политики Бостонского университета.

Перевод с английского –



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме