18:24 01.08.2006 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

В шаге от роспуска парламента

Виктория Подгорная,
Центр социально-политического проектирования
1 августа 2006

(Публикуется в сокращении)

Наверное, еще долго СМИ, эксперты и граждане будут увлеченно обсуждать то, что происходило 27 июля. Этот всплеск общественного внимания к первому общенациональному "круглому столу" – абсолютно закономерный результат тех шести часов, когда народ имел возможность увидеть и услышать своих политических лидеров. То, что происходило "за кулисами" – за закрытой дверью, – было лишь закономерным продолжением того, что увидели все.

Конечно, часть зрителей утверждает, что "круглый стол" был только спектаклем, чтобы прикрыть неприятный факт – создание "ширки" ("широкой коалиции"), т.е. вхождение в коалицию с Партией регионов и СПУ "Нашей Украины" и исключение из игры КПУ. Часть будет разоблачать позицию Президента или Тимошенко и посмеиваться по поводу Януковича.

Но хотелось бы обратить внимание на другое. Президент впервые за полтора года взял на себя стратегическую инициативу. После долгих месяцев вялого обсуждения формата коалиций в кабинете на Банковой Ющенко проснулся и начал собственную игру. 27 июля 2006 года мы увидели... возвращение Ющенко из тьмы президентских кабинетов, из сумрака политических кулуаров в образе, который народ запомнил с Майдана. Президент был главным и доминирующим в дискуссии.

Несмотря на то, что за кулисами "круглого стола" "широкая коалиция" уже сложилась и политики распределяли позиции, – на круглом столе сложилась другая игра. Ющенко не просто дискутировал – он атаковал потенциальных союзников по коалиции, он требовал высказать свои позиции по вопросам, предложенным в виде Универсала национального единства.

И, наверное, это могло бы быть только частью игры перед избирателями, если бы не позиция, которую демонстрировал Президент. Ющенко не только уверенно и понятно объяснил свою позицию относительно стратегического курса для Украины. Он начал дискутировать с теми, кто априори не мог разделять его позицию. Возникал вопрос: зачем он это делает? Причем Президент не хотел слышать от политиков обыденные фигуры политической речи. Он полемизировал по любым более-менее спорным моментам и постоянно спрашивал – "а что вы лично думаете?", "говорите честно" и т.д.

Складывалось стойкое впечатление – так Ющенко хотел показать стране кто есть кто. Публичный формат общенациональной политической дискуссии должен был продемонстрировать украинскому обществу, что в действующем парламенте нет ни одного политического лидера, который мог бы конкурировать с Президентом в понимании стратегии для Украины. Можно сказать – это удалось.

И не только это. Президент ставил перед собой более сложные задачи. Под давлением непреодолимых обстоятельств Ющенко вынужденбыл начать действовать. Как политик Ющенко всегда принимал характерные решения только в условиях жесткого выбора – "сегодня или никогда". Такое время настало. Президент хорошо понимал, насколько последние события вокруг парламента – создание антикризисной коалиции – закрепляют на институционном уровне раскол Украины.

Учитывая региональные особенности голосования, ситуация складывалась таким образом, что с переходом в оппозицию одновременно и Блока Юлии Тимошенко, и "Нашей Украины" – практически большинство избирателей Запада и Центра страны (читай избирателей Ющенко) теряла возможности влияния на политику. И в этих условиях сотрудничество Президента с коалицией было бы постоянным актом предательства. Находиться же в общей оппозиции вместе с демократическими силами Президент не мог – это означало фактическую реализацию "сценария Кремля" и фактический раскол Украины. Таким шагом Президент не признал бы правящую коалицию и мог бы ограничить поле своего влияния де-факто на весь Юго-Восточный регион. Это окончательно создало бы стену между Западом и Востоком Украины.

Эта опасность росла на почве конституционных изменений, которые в умелых руках Мороза служили интересам антикризисного большинства для узурпации власти в парламенте. А в объединении с практикой политической коррупции антикризисное большинство могло в перспективе нескольких месяцев стать конституционным. Что означало бы не только полную потерю контроля за действиями большинства со стороны Президента и оппозиции, но и потерю власти для Президента в 2009 году (избрание Президента в парламенте) и перспектив для демократических сил и демократии в целом.

Этот сценарий уже начал реализовываться антикризисной коалицией. Единственной альтернативой этому мог бы быть роспуск парламента, который предлагали Тимошенко и БЮТ.

Однако, социология четко показывала тенденцию электорального доминирования Партии регионов и потери доверия к "Нашей Украине" и Президенту. Ситуация заставила Ющенко искать другие пути выхода. Общенациональный "круглый стол" и стал таким ответом. Создание общего стратегического курса, по мнению Ющенко, могло бы гарантировать объединение Украины и не позволило бы выйти из этого формата ни одной из политических сил коалиции. А главное – прекратило бы разрушительные процессы в политической системе: сепаратизм и узурпацию власти в парламенте. При этом отказ политиков от общего политического документа и определения общей стратегии Ющенко рассматривал и рассматривает как шаг к роспуску парламента. Он четко заявил, что оставляет за собой такое право.

Однако, никто из участников встречи не был готов к тому, что Президент выйдет за рамки необходимого для легитимации "широкой коалиции" формата и начнет собственную игру. Янукович и представители Партии регионов были настроены пережить этот публичный спектакль как необходимый акт легитимации "широкой коалиции", которая была уже согласована с "Нашей Украиной" в закрытом формате переговоров и зафиксирована в распределении должностей и в закрытых "протоколах". В лице Януковича, который почти почувствовал себя премьером, читалось полное непонимание позиции Президента. Он не был готов к тому, что "круглый стол" будет чем-то большим, чем спектакль перед избирателями.

Для всех, включая организаторов "круглого стола" со стороны "Нашей Украины" и секретариата, "круглый стол" был пиар-акцией. Но не для Ющенко. В какой-то момент стало понятно – он "увидел свет в конце туннеля" и не захотел играть в чужую игру. Произошло то, что и должно было произойти в случае с Ющенко. Чем большее давление и агрессию проявляли "Регионы" и компания – тем более стойким и упрямым в своей позиции становился Президент.

В ситуации потери – не только власти, но и, потенциально, страны – Ющенко снова почувствовал свою миссию. Так было в 2004 году. И тот, кто помнит те времена, был бы очень осторожен с Президентом. Политика шантажа и давления на его позиции –самая плохая стратегия для того, чтобы добиться его благосклонности. Чем дольше длятся переговоры, тем понятнее становится факт – надежды политиков договориться о "коалиции единения" под "крышей" Президента не оправдались.

Трудно сказать, был ли у Президента такой стратегический замысел, однако на практике его стратегия приобретает все более четкие признаки. Сознательно втягивая оппонентов в дискуссию, Ющенко стремился показать избирателям Партии регионов –какими являются на самом деле позиции их представителей. Требование поддержать Универсал с сугубо евроинтеграционной и НАТОвской позицией было не только тактическим шагом для вытеснения КПУ из коалиции. Подписание такого Универсала Партией регионов и СПУ означало бы, что они предали своих избирателей и отступили от позиций, на которых они строили свою победу.

Но главным в этом замысле было другое. Интуитивно Ющенко понимал: заставить политиков согласиться на общий стратегический курс означало бы снять наиболее острые вопросы, раскалывающие общество (язык, НАТО, ЕЭП, евроинтеграция), нейтрализовать оппонентов, распылить консолидированный электорат Партии регионов и тем самым снять угрозу суверенитету Украины. Удалось ли реализовать этот замысел Ющенко? "Регионы" поняли этот замысел уже в конце заседания и использовали типичный аппаратный ход – выход из публичного формата дискуссии. В этом были заинтересованы и все остальные политические участники.

Но вопрос сегодня уже не в них. Ход за Президентом. Сегодня вопрос лишь в том –готов ли он поступиться своей позицией, своей миссией? Пойдет ли он за желаниями политиков, которые уже провели переговоры и достигли взаимовыгодных договоренностей, и изменит позицию? Сегодня все зависит от политической воли Ющенко.

В случае, если Президент поступится своими принципами, и "Регионы" не подпишут Универсал в президентском варианте,– ни "круглый стол", ни его полемика не будут иметь никакого смысла. Вместо национального единства и примирения мы получим обычную "ширку" – коалицию олигархов Востока и Запада, и Юлия Тимошенко окажется права на все 100%. Это будет предательство "Нашей Украиной" своих избирателей. Тень которой упадет и на Президента.

Сегодня, пока у Президента еще есть время и он еще влияет на процесс, необходимо довести свое дело до конца. И выполнить то, что он обещал: без единой национальной платформы не может быть и коалиции. Тогда роспуск. И Ющенко оставил за собой такой вариант.

Это трудный для него выбор. Хотя бы потому, что значительная часть общества может не воспринять его. Но это правильный выбор – потому что он закрывает страницу "политической измены" и "предателей", открывает новый политический этап и дает еще один шанс для демократического выбора и для новых политиков.

И шанс для независимой Украины.

Перевод на русский –



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме