19:36 18.07.2006 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Новый кризис в Украине

Анализ и комментарии: Джеймс Шерр,
CSRC, Британская военная академия, Великобритания

Опубликовано в AUR # 733,
Вашингтон, 16 июля 2006

Неожиданное формирование анти-оранжевой "антикризисной" коалиции вследствие перехода на другую сторону лидера Социалистической партии Александра Мороза погрузило Украину в глубочайший со времен президентских выборов 2004 года кризис.

Решение, которое якобы привело к отступничеству Мороза, – блокирование его требования о должности спикера – можно понять в жестоких условиях украинской политической системы, которая, по словам Кирилла Оровецкого, является системой "без фиксированных правил, моральных судей и политических традиций".

В системе, где парламентский иммунитет является лицензией на "свободу действий", лучше, чтобы судья действовал аморально в пользу своей команды, и Порошенко как раз для этого подходит. Но в соответствии с алгоритмом коалиционной политики и в пределах политического образа выдвижение кандидатуры Порошенко не было мудрым шагом.

В мире образов претензии Мороза на эту должность также были справедливыми и соответствовали несовершенным стандартам честности, которые превалируют в пропорциональной избирательной системе даже в зрелых демократиях.

Однако Украина зрелой демократией не является. В США, Великобритании и даже Франции разделение партий происходит в пределах одного, а не двух политических режимов. Именно переход от одного режима к другому – в оппозиции к которому, по словам Мороза, он строил свою карьеру – делает нарушение предвыборных обязательств столь чрезвычайным, а обвинения в измене – так легко оправдываемыми.

ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ ОТОБРАЖАЮТ:

[1] Хроническую нерешительность Ющенко, которая ухудшается за счет окружения, которое на протяжении трех месяцев с мартовских выборов ссорилось из-за условий формирования Оранжевой коалиции. Хитрый политик укрепил бы победу Оранжевых в марте 2006-го, быстро заключив коалиционное соглашение. Тем не менее, Президент показательно отказался от поспешности.

На макроуровне он скорее был мечтателем, а не стратегом; на микроуровне он был скорее третейским судьей, а не властителем, и скорее миротворцем, а не тактиком. Со времени своей инаугурации в январе 2005 года он постоянно терял из поля зрения своего врага и свою страну.

[2] Разрушенные амбиции Мороза, который до сих пор не может забыть, что на свободном голосовании в 1999 году он мог бы стать Президентом Украины, и которому, тем не менее, как младшему коалиционному партнеру в 2006-м не только помешали вернуться на свою бывшую должность, но и заставили стерпеть дополнительное унижение и согласиться с кандидатурой Петра Порошенко.

Но несмотря на это, он смирился с таким унижением в Оранжевом коалиционном соглашении, и очевидным вопросом остается то, что именно повлияло по его мнение между 22 июня и 7 июля.

[3] Сравнительные преимущества "Регионов": "вертикаль" полномочий основана на модели Путина; хитрый и грубый подход к власти; наилучшая квинтэссенция западного и русского пиара и безжалостное использование своих финансовых ресурсов для проникновения в административные структуры и подкупа всех, кого можно купить.

ОНИ ТАКЖЕ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ УГРОЖАЮЩИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ЗАПАДНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

[1] Они воскрешают угрозу беспорядка и гражданского конфликта в Украине. Было нарушено, по меньшей мере, два рубежа законности: Конституция и регламент; а также, по некоторым данным, подкуплены депутаты. Даже Ющенко, закоренелый примиритель, назвал шаг Мороза "не отвечающим Конституции".

Тимошенко и большинство "Нашей Украины" Ющенко призывают к проведению досрочных выборов, ключевые фигуры в Социалистической партии сложили с себя полномочия, а активисты изобоих лагерей расставляют палатки перед парламентом.

[2] Они воскрешают угрозу демократии. В отличие от левых в Центральной Европе, Партия регионов не перестроилась и не покаялась. Она продолжает оспаривать легитимность победы Ющенко в 2004-м.

Они являютсяотчетливо региональной силой, которую ненавидит большинство в стране, которая, несмотря на разочарование в Ющенко, отдала лидеру "Регионов" Януковичу в марте 2006 года меньше голосов (32%), чем он получил в первом туре президентских выборов 2004 года (36%).

В Украине не был определен порог необратимости, но если дореволюционные партии возвратятся к власти, это уже не будет иметь значения.

[3] Они воскрешают угрозу российского доминирования и означают регресс для безопасности в Черноморском регионе. Янукович и Мороз твердо выступают против членства в НАТО.

В то время, как на словах он относится к ЕС положительно, Янукович будет продвигать спонсированное Россией Единое экономическое пространство, которое без Украины не способно стать "противовесом" ЕС, к чему так стремится Путин.

Хотя за Ющенко формально остается верховенство в вопросах внешней политики и политики безопасности, его собственная слабость и "бюджетные" полномочия Рады рано или поздно поставят эти прерогативы под вопрос. При таких обстоятельствах, Грузия потеряла бы своего мощнейшего регионального союзника.

Недавно воскрешенная организация ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) и более крупное Содружество демократического выбора потеряли бы свою рациональную основу, и сотрудничество Украины с ЕС в Приднестровье закончилось бы.

[4] Они приумножат угрозу энергетической безопасности и разнообразию, которое значительным образом зависит от сохранения Украиной собственности над ее сетью трубопроводов.

13 июля, вопреки всем предыдущим договоренностям, глава "Нафтогаза Украины" (национальной компании с непрозрачным руководством) подал сигнал, что эти права собственности перейдут к "совместной" российско-украинской компании в обмен на низкие цены на газ.

Хотя они могут требовать плату за свои услуги, от Януковича и Мороза можно ожидать всех возможных действий для ускорения интеграции Украины в российское энергетическое "пространство".

ВОЗМОЖНАЯ РОССИЙСКАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ:

У российского руководства есть четыре причины для поддержки создавшегося сценария:

[1] Они признали после марта 2006 года, что Партия регионов имела немного шансов прийти к власти демократическим путем;

[2] Они решительно настроены помешать движению Украины в НАТО и обеспокоены прогрессом, которого достигла за последние два года Украина в отношении реформ в сфере безопасности;

[3] Они боятся Юлию Тимошенко, которая, несмотря на все ее недостатки, является мудрым и мужественным политиком, который имеет способность и решимость им противостоять.

[4] В частности, они боятся, что Тимошенко разорвет газовые договоренности января 2006 года, разоблачит схемы, которые стоят за ними, и очистит энергетический сектор и службы безопасности от лиц, связанных или подчиненных Кремлю.

Благодаря своим тайным каналам в Партии регионов, а также независимым от них лицам, Кремль также имеет благоприятные условия. Указание на то, что одним из собеседников Мороза был Виктор Медведчук, бывший глава администрации Кучмы, может свидетельствовать о причастности Кремля.

Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк намекнул, что Кремль является автором сценария, который должен был совпасть с саммитом Большой Восьмерки.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Изменчивость ситуации и угроза западным интересам нуждаются в немедленном публичном послании западных правительств, которое можно было бы услышать в пределах Большой Восьмерки и политического спектра Украины.

Но в контексте новой войны на Ближнем Востоке и войн, которые не прекращаются в Ираке и Афганистане, угроза заключается не в том, что это послание может быть недостаточно сильным, а в том, что его просто может не быть. Если этой угрозы можно избежать, послание должноакцентировать внимание на:

[1] Важности, которую мы придаем соблюдению демократических и конституционных норм в Украине, и нашей решимости поддерживать тех, кто их защищает;

[2] Недопустимости вмешательства других во внутренние дела Украины;

[3] На том, что двери к евроатлантической интеграции остаются открытыми и что перспективы интеграции Украины зависят исключительно от ее желания и способности их развивать.

[4] И, в конце концов, западные правительства (и ЕС) должны предупредить Президента Ющенко об угрозе, которая возникнет для независимости Украины, если Россия де-факто получит контроль над ее трубопроводной сетью.

Перевод с английского наукраинский: пресс-служба БЮТ
 Перевод
на русский:



Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме