19:47 02.10.2009 | Все новости раздела "Блок Юлии Тимошенко (БЮТ)"

Выступление Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко на ІХ Львовском международном экономическом форуме

Я думаю, что не каждое Правительство хотело бы работать во время кризиса. Это очевидно, потому что брать на себя такую ответственность, причем в сложных условиях политического кризиса – задача непростая. Но сегодня я хотела бы немного отступить от риторики кризиса, а поговорить вообще о развитии регионов, потому что развитие регионов в условиях кризиса должно носить тактический характер, потому что верю, как и любой нормальный человек в мире, что кризис уже не очень надолго и что 2010 год все же станет выходом из мирового финансового кризиса, из затяжной рецессии, в которой живет мир.

Именно поэтому я бы хотела больше остановиться на своем видении, которое одновременно является и видением Правительства, как лучше развивать регионы для того, чтобы мы, после того как завершится кризис, имели мощную региональную политику. В первую очередь, я говорю, безусловно, об экономической политике.

Начать хочу с того, о чем уже много сказано в Украине, о развитии регионов. Но надо было бы сосредоточить внимание на нескольких ключевых направлениях, которые, кстати, после многих разговоров в Украине так и не сделаны. Первое, – это, безусловно, децентрализация исполнительной власти относительно региональной политики и регионального управления. Это первое направление, над которым парламент, кажется, работает все 18 лет и мечтают о воплощении в жизнь в Украине всех позиций Магдебургского права. Но, к сожалению, сегодня власть остается у нас построенной достаточно нелогично, и исполнительная власть полностью разграничена с местным самоуправлением. Это - неправильно.

Я знаю, что в этом зале присутствуют много глав областных государственных администраций, глав районных администраций, я вижу также глав городов, руководителей ассоциаций городов, малых городов, сельских и поселковых председателей.

Я верю в то, что исполнительная власть должна быть логичной, и если мы сегодня имеем такую специальную структуру, которая представляет центральную исполнительную власть на местах, то она должна основываться на исключительно делегированных полномочиях. То есть полномочиях, которые естественно принадлежат центру, но при условии, что центральная власть будет все больше и больше отдавать полномочия регионам и не держать их в лишнем объеме в своих руках. Абсолютно логично, что исполнительные структуры сопровождали работу как раз местной представительной власти, и, думаю, что изменения в Конституцию смогут выровнять эту ситуацию. Мы над этим работаем.

Второе направление реформирования снова связано со словом «децентрализация». И это уже децентрализация финансовых ресурсов. И думаю, что это уже второй столб, на котором должна стоять та реформа, о которой мы так много говорим. Децентрализация финансов – это вторая весомая составляющая, но вместе с тем 18 лет мы имеем бюджет максимально централизованный с точки зрения аккумулирования ресурсов в центральном государственном бюджете. У нас не сформирован четкий перечень и четкое функционирование местных налогов и сборов, у нас абсолютно нет понимания, как распределены полномочия и где они должны финансироваться, и кроме того, изъятие из местных бюджетов 18 лет происходит от достигнутого: чем больше заработал – тем больше изъяли. Нормальная логичная схема для центральной власти – всегда деньги в руках и всегда считают, что власть в руках. На самом деле это не так.

Как следствие, наши села, поселки и наши города имеют не сбалансированные, не достаточные, а иногда и разрушенные бюджеты, потому что такая центральная политика. И поэтому вторую реформу, которую я вижу и которую, я считаю, мы уже сделали и нам остались два маленьких шага для того, чтобы имплементировать это в жизнь – это как раз реформа межбюджетных отношений. Наша задача была очень простой: местным органам самоуправления, общинам отдать их естественные налоги. Это налог на землю, налог на доходы физический лиц и другие налоги, которые порождает территория и которые должны там оставаться. Казалось бы, я сейчас говорю общеизвестные, а может и банальные вещи, но в Украине было не так. В Украине почти весь налог на доходы физический лиц до конца 2009 года изымался в центральный бюджет, а потом выдавался по каким-то непонятным концепциям.

Именно поэтому наша команда инициировала принятие Бюджетного кодекса, который как раз и оставляет налоги на местах, те, что присущи местному самоуправлению, и которые могут наполнять местные бюджеты. И, кроме того, часть общегосударственных налогов, таких как налог на прибыль, например, они частично остаются без каких-либо трансфертных политик в фонде развития бюджетов местных органов власти. Как следствие, мы, когда провели эту бюджетную реформу, правда ее пока что заветировано, но, я думаю, что первое вето, которое будет отозвано в феврале месяце – это как раз будет вето на новый Бюджетный кодекс, который приняла Верховная Рада 400 голосами. Это просто для Верховной Рады какая-то уникальная консолидация. Но сейчас Верховная Рада заблокирована. Однако мы не собираемся и не планируем ждать, пока у кого-то наступит проявление политической воли. Достаточно того, что политическая воля сегодня есть в Правительстве.

Именно поэтому мы уже спланировали Бюджет на 2010 год, понимая, что, скорее всего, этот бюджет будет принят сразу на следующий день после президентских выборов. Я думаю, что мы абсолютно правильно сделали, что заложили новые межбюджетные отношения. Такие, какие мы разработали с местными органами самоуправления, такие, какие мы разработали вместе с людьми, которые всю свою жизнь посвятили как раз тому, чтобы межбюджетные отношения в стране были логичными, красивыми и справедливыми по отношению к местным общинам.

Именно поэтому этот бюджет дал возможность впервые в Украине получить в каждом селе, поселке и городе специальные, постоянные, прогнозируемые доходы бюджетов развития. И это значит, что, скорее всего, мы можем перейти к следующему этапу, к началу серьезных структурных реформ в регионах, экономики, всех систем коммуникации, всех систем обеспечения жизни людей, и это значит, что такой фонд развития уже существует. И мы будем двигаться дальше. Мы сделали первый шаг, а дальше, в 2011 году мы будем углублять эту реформу и будем делать так, чтобы финансы, которые остаются на местах, были более весомыми для того, чтобы местное самоуправление выполняло свою главную функцию – обеспечивало жизнь общин.

Третья составляющая, которая, я убеждена, является ключевой, - это правильное обращение с главным ресурсом общин – с землей. Все наши шаги, которые мы будем направлять для реформирования этих отношений, должны четко поставить все вопрос на место. Земля принадлежит общинам и никто не может вмешиваться в этот процесс кроме специальных положений закона об изъятии земель для общественных нужд, там где действительно есть общественные потребности, которые будут обеспечиваться специальными процедурами. Но вместе с тем, земля, которая принадлежит общинам, должна абсолютно эффективно использоваться ими. Поэтому должны быть упрощены все процедуры для того, чтобы можно было начинать бизнес и строить все необходимые новые промышленные мощности с привлечением правильных регулирующих систем относительно земли.

Я убеждена, что необходимо убрать из земельных отношений весь субъективизм, многословие, когда община не знает, куда побежать, чтобы получить свою абсолютно законную землю. Это значит, что им нужно пойти сначала к районной власти, потом к областной, потом сходить к центральной власти в Госкомзема, потом к Господу Богу и все равно ничего не помогает. Потому что земля так и остается во внерегулированном, достаточно хаотичном использовании. И это еще одно направление, которое нам нужно урегулировать.

Четвертый направление – создание общими усилиями центральной и местной власти надлежащего инвестиционного климата на территории каждой общины. И если мы не осознаем, что будущее развития нашей экономики, структурных реформ в экономике это как раз максимальное упрощение всех процедур улучшения инвестиционного климата, дерегуляция, прозрачное и понятное для инвесторов обращение с землей – мы ничего не сделаем, мы никогда в жизни не сможем сделать мощной экономику каждого региона.

И поэтому, я думаю, что пришло время все же отложить в сторону все политические противостояния и общей интеллектуальной командой отработать, например, 10, 15, 20, сколько нужно пунктов и конкретных четких шагов, обеспеченных организационно и финансово, которые помогут создать тот инвестиционный климат на территории каждой общины, а как следствие и в Украине, который будет заметен для инвесторов. Потому что каждый раз мы отчитываемся, что инвестиционный климат улучшился, единственное, что этого не замечают инвесторы. А если инвесторы этого не замечают, значит инвестиционный климат не улучшается, значит что-то мы не делаем.

Мы с Европейской бизнес -ассоциацией отработали огромную повестку дня с 561 вопросом, которые нужно решить, чтобы инвестиционный климат был достойным. Осилили, ну, процентов 20 этого списка, и вся власть как местная, так и центральная просто испеклась на этом списке, потому что там очень много элементов дерегуляции. Дерегуляция – это когда чиновник отдает те полномочия, за которые он может брать или официально, или неофициально лишние деньги и требовать к себе лишнего внимания. Могу констатировать, что пока что мы не достигли той цели, которую мы хотели увидеть. И усилить эту работу обязательно нужно.

И последнее, что я хочу сказать, как раз то, что касается всех систем налогообложения. Знаю, что сейчас ни сил, ни политических возможностей нет делать эти глубинные реформы, но убеждена: пока мы не сделаем настоящую налоговую реформу, я думаю, очень тяжело будет привлекать в Украину инвесторов. Нам нужно разгружать налоги на фонд заработной платы, уменьшать нагрузку на прибыль, уменьшать ставки налога на добавленную стоимость, и думаю, что очень важно, Украине надо подумать о так называемом одностороннем применении налога на добавленную стоимость. То есть одностороннее движение – это налог, который можно брать как раз у конечного потребителя. Я думаю, что время для этого подошло, но не подошла еще концентрация и консолидация политических сил и политических условий, но она в ближайшее время подойдет.

Очень много говорят о депрессивных регионах. Я не хочу повторять эту дефиницию «депрессивные регионы». Мне больше нравится другая концепция: превратить депрессивные регионы в перспективные регионы. И думаю, что таким путем проходило много стран мира, мы не являются здесь первопроходцами. Для нас важно было бы в тех регионах, где сегодня есть очевидная стагнация, все же начать тот особый режим налогообложения, который использовался многими странами, в том числе Южной Кореей, Китаем, где мы можем для экспорта построить специальный льготный режим налогообложения. Думаю, что в дальнейшем мы такой закон о перспективных регионах, в которые мы превратим депрессивные регионы, обязательно должны и обязаны принять.

Я могу много говорить о детальных составляющих всех этих направлений, но я убеждена: о чем бы мы сейчас не начали говорить, все равно все будет сводиться к тем фундаментальным направлениям, о которых я сказала. Дальше наша задача – только с самоотверженно служить именно такой региональной политике.

Почему я говорю: самоотверженно служить? Потому что, в самом деле, предоставление финансовых и властных возможностей регионам, создание специальных условий для развития регионов требует одного достаточно мужественного шага центральной власти. Первое – отказаться от части своей власти, второе – отказаться от части центральных денег и части полномочий, которые сегодня выполняет центральная власть. Могу вам сказать, что для этого, как минимум, нужно от высшего руководства государства, во-первых, понимания, что без этого страна не может развиваться, во-вторых, желания это сделать, потому что есть разные политики, которые наоборот видят будущее Украины в максимальной концентрации власти в Киеве. Я не являюсь приверженцем такой линии развития страны.

И третье – нужно иметь все составные, чтобы такие реформы провести. То есть, политическую волю, знание как их проводить, понимание, какие цели ставятся, знание инструментов, как такие реформы воплощаются в жизнь. Безусловно, нужно полное партнерское глубокое единение центральной власти с местной властью для того, чтобы двигаться в полном понимании друг друга. Мы как Правительство попробовали уже значительную часть этого пути пройти и думаю, что мы создали Ассоциацию сельских и поселковых советов, то, что мы сегодня вышли на прямой диалог с Ассоциацией городов, с Ассоциацией малых городов, и они все сегодня являются участниками каждого правительственного заседания, они сегодня ставят визы под каждым правительственным документом и законопроектом, который у нас принимается на заседании Правительства, без их слова и подписи не выходит ни один документ, это уже говорит о том, что мы имеем понимание, что это главная реформа государства. Во-вторых, мы имеем желание ее сделать, а также имеем волю и полное сотрудничество с местными органами самоуправления. Думаю, мы достигнем результата.

Если тема нашего сегодняшнего разговора - именно развитие регионов, то, я думаю, вся команда, которая собралась в этом зале должна также серьезно послужить этому делу.

Я знаю позицию всех глав областных государственных администраций: несмотря на то, что новый бюджет у них забирает чуточку полномочий и чуточку денег, чуточку - это мягко сказано, они все являются приверженцами этой реформы и также поддерживают такое развитие событий.

Я хочу всей команде Украины пожелать силы и мудрости в осуществлении этой важной реформы, а регионам – процветания и достойного развития.

Источник: tymoshenko.ua

  Обсудить новость на Форуме