15:46 27.05.2014 | Все новости раздела "Социалистическая Партия Украины"

Возможности и издержки Восточного партнерства – выход из украинского тупика


27/05/14

23-24 мая в Юрмале проходил «Балтийский форум» на тему «Возможности и издержки «Восточного партнерства»,  в котором принимала участие Наталия Бондарь – секретарь Политсовета Социалистической партии Украины.

Программа «Восточное партнерство», официально начатая в 2009 году Европейским Союзом как единственно возможная форма интеграции Азербайджана, Молдовы, Грузии, Армении, Белоруссии и Украины, столкнулась с тотальным недоверием и активным противодействием со стороны России.   Главным результатом работы нынешнего форума стал список тезисов, разработанных на основе предложений ведущего исследователя бельгийского Центра изучения европейской политики Майкла Эмерсона:

  • новым стартом для Украины и ее отношений как с ЕС, так и с Россией могли бы стать предстоящие выборы президента, при условия соблюдения в их ходе Женевских критериев;
  • Украина могла бы присоединиться к Грузии и Молдавии 27 июня с.г. для завершения подписания соглашения о сотрудничестве с ЕС;


 

  • Украина и Россия с Таможенным союзом начали бы переговоры о свободной торговле;


 

  • Украина включила бы в Конституцию Украины свое намерение не вступать в военные альянсы, а также гарантии для русского языка;


 

  • Россия согласилась бы продавать Украине газ по цене импорта в Германию, учтя меньшие расходы на транспортировку;


 

  • ЕС и Россия проводило бы анализ вместе с Украиной тех проблем, которые могли бы встать перед Россией как результат соглашения об углубленных и всеобъемлющих зонах свободной торговли (DCFTA);


 

  • Россия продвигала бы для партнеров по Таможенному союзу принять за стандарты европейские и международные нормы;


 

  • ЕС серьезно пересмотрело бы все существующие санкции против России;


 

  • ЕС и Россия могли бы возобновить переговоры по новому базовому соглашению;


 

  • ЕС мог бы постепенно двигаться к отмене визового режима с Украиной и Грузией, и к этой же цели - по отношению к России, безотлагательно начав с 5-летней многоразовой визы;


 

  • ЕС, Россия и Украина после трехстороннего саммита могли бы начать и вести регулярный трехсторонний проект кооперации, без предубеждений к кому-либо, продвигая при этом общие интересы, например, транспортные коридоры;


 

  • ЕС и Таможенный союз могли бы начать переговоры по соглашению о свободной торговле, учитывая, что Белоруссия и Казахстан могли бы после переговоров присоединиться к ВТО;


 

  • ЕС, Молдавия (Кишинев и Приднестровье) и Россия могли бы разработать договоренность для Приднестровья о выгодах подписания Молдавией с ЕС соглашений об углубленных и всеобъемлющих зонах свободной торговли (DCFTA), а Приднестровье - заключить специальное базовое соглашение о свободной торговле с ЕС, с нулевыми тарифами и принятием производственных стандартов ЕС;


 

  • надо адаптировать позицию Армении в Евразийским экономическом союзе, так как она не пересекается с Таможенным союзом и требует сотни исключений из общих внешних пошлин. Армения должна иметь право заключить базовый договор о свободной торговле с ЕС.


 


К осени доработанный документ должен стать развернутой платформой нового видения взаимоотношений Украины, ЕС и России, в том числе и программы «Восточного партнерства» (ВП) от аналитиков «Балтийского форума», пишет http://www.balticforum.org/.

Мы также публикуем текст выступления на форуме «Возможности и издержки «Восточного партнерства» 24 мая 2014 Секретаря Политсовета СПУ Наталии Бондарь. 

Украина как лакмусовая бумага европейской безопасности

Рассуждая о причинах украинского кризиса, помимо геополитических проблем необходимо рассматривать и внутренние украинские факторы.

Не следует сбрасывать со счетов, что одними из инициаторов процесса отделения Крыма от Украины выступили представители местной элиты, которые не увидели себя в новом политическом раскладе страны.

После Крыма в Украине возникла напряженность на Востоке, переросшая в гражданскую войну, подпитываемую иностранным вмешательством. И не только им. Основные финансисты – это все те же элиты, оставшиеся не у дел и мечтающие вернуться победителями в большую политику Украины на белом коне.

То есть основными реализаторами сепаратистских стратегий на местном уровне являются местные элиты, возникшие из-за катастрофического разграбления страны, продолжавшегося на протяжении 23 лет независимости Украины. Это фактически феодальные князьки, которые ни в коем случае не хотят допускать потери своих вотчин.

По оценкам макроэкономистов, передел собственности, произошедший в период первоначального накопления капитала, практически уже завершен в нашей стране. В собственности государства осталось 10% всех активов. При этом вся собственность страны, создаваемая поколениями, оказалась в руках 5%. В собственности частного олигархического капитала оказались инфраструктурные объекты, стратегические предприятия. Государство финансировало реконструкции шахт, заводов, потом эти предприятия банкротились и продавались за бесценок приближенным к власти или лицам, непосредственным участникам политического процесса. У политиков подрастали дети, которые уже автоматически становились политиками, депутатами. Таким образом, в стране возник кланово-олигархический капитализм в самом уродливом его выражении.

И сейчас Украина борется как с внешним, так и с внутренним врагом.

Борьба с внутренними угрозами должна идти по пути минимизации и последующего отстранения олигархического капитала от политики и постепенное их «обеднение».

Отстранение олигархата от большой политики возможно при соблюдении нескольких условий:

  • уменьшения проходного барьера для партий в парламент (сейчас он составляет 5%),
  • ограничение спонсорских взносов в политсилы и государственный мониторинг всех поступлений и расходов во время избирательных кампаний.

«Обеднение» олигархов возможно:

  • введением прогрессивного налога на прибыль;
  • соблюдением принятого закона о трансфертном ценообразовании;
  • проверка условий выполнения оплаты приватизации государственных;
  • объектов (за многие объекты нынешние владельцы оплатили только 25-27% от названной стоимости).

Большую помощь в процессе деолигархизации Украины могут сыграть и Европа. Сложилась пагубная практика – украинские политики делают вид, что они проводят реформы, а Европейские политики делают вид, что они верят, что эти реформы идут. После парламентских выборов 2012 года делегация ПАСЕ сделала вывод, что политика в Украине полностью находится в руках олигархов. Мировая общественность приняла это к сведению, но дальше этого заявления дело не пошло. Все так же продолжали дружить с властью Януковича, которая по своей сути являлась кланово-олигархической.

И еще один аспект. С самого начала своего выступления я говорила о страхе как одной из самых сильных эмоций и инстинктах самосохранения, которые не позволяют совершать логичные и прагматичные поступки.

Если до крымского конфликта только 16% населения Украины поддерживало вступление в НАТО, сейчас – 90% на западе и 76% на востоке страны. Это действительно огромная проблема и еще один виток наращивания напряженности. И разрыв как межнациональных, так и личностных отношений между Россией и Украиной.

Так что лакмусовая бумажка «Украинского дела» в сохранении мира в Европе пока показывает, что дальше разговоров дело не идет. Европейские политики должны потребовать не только принятия проевропейских законов в Украине, но и их исполнения. И деолигархизация политики должна идти в самом начале процесса нормализации ситуации в Украине.

Наталия Бондарь,

секретарь Политсовета СПУ

Источник: Социалистическая Партия Украины

  Обсудить новость на Форуме