17:15 06.04.2007 | Все новости раздела "Соцiал-демократична партiя України"
До нової пенсії залишилося.... два роки
Публікується мовою оригіналу
— Михаил Николаевич, коль мы заговорили о пенсионерах, то позвольте полюбопытствовать, когда можно ожидать продолжения пенсионной реформы: чтобы человек, сегодня достаточно зарабатывающий, мог безбоязненно, по своему усмотрению, отчислять часть средств в соответствующий фонд, который ни при каких обстоятельствах не повторит судьбу печально известных трастов?
— В планах нашего министерства и правительства — развитие пенсионной и системы социального страхования в целом. Для решения поднятой вами проблемы Кабинет министров еще в декабре прошлого года подал на рассмотрение парламента проект закона "О введении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования". Концептуальный подход такой: направление части страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется лишь при условии экономического роста страны в течение последних двух лет. Если конкретно, то за каждый год ВВП должен вырастать не менее чем на два процента по сравнению с предыдущим. Кроме того, выплаты пенсий в солидарной, ныне действующей систем, должны быть обеспечены в соответствии с действующим законодательством. В законопроекте оговорены сроки страховых взносов в Накопительный фонд — начиная с 1 января 2009 года, установлен возрастной ценз — делать взносы в фонд могут лица, которым на тот момент не исполнится 40 лет.
— А какова будет сумма страховых взносов?
— Она запланирована в размере двух процентов от зарплаты с последующим ежегодным повышением на один процент — суммарно до семи.
— Экономисты очень часто оперируют интегрированным показателем благосостояния народа — соотношением уровня средней зарплаты к ВВП. В высокоразвитых странах Европы, Японии и США он приближается к 70%. Каков этот показатель в Украине?
И существует ли в правительстве перспективный план поэтапного увеличения зарплаты?
— В Украине этот показатель постепенно возрастает. По данным Госкомстата, часть оплаты труда наемных работников в структуре ВВП за девять месяцев 2006 г. составила 48,4%, в 2005-м — 47%, а в 2004 г. — 45,6%. Каким будет этот показатель в этом году, сказать затрудняюсь. Все зависит от того, насколько успешно предприятия адаптируются к новым ценам на энергоносители и окажутся ли они способными поддерживать конкурентоспособность. Кроме чисто технических и технологических проблем в производственной сфере, надо усилить госконтроль над использованием наемного труда, перевести "конвертные" выплаты в натуральные.
— Недавно на одном из круглых столов вы сказали о том, что в Украине процветает специфический вид коррупции, который базируется на незаконной выдаче удостоверений, дающих право пользоваться льготами. Более того, по вашим словам, не модно уходить с государственной службы, не оформив перед этим целый комплект удостоверений — от ветерана Куликовской битвы до ликвидатора пожара в пустыне Сахара. Что вы намерены сделать, как министр, чтобы остановить вал "блатных" инвалидов и льготников?
— С целью учета льготных категорий граждан был создан Единый государственный автоматизированный реестр льготников (ЕГАРЛ). Сегодня в реестр внесена информация о 18,6 млн. льготников, при этом численность стоящих на учете составляет около 12 млн. человек. О чем это говорит? О том, что у людей имеется несколько статусов. Именно составление реестра позволило усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств. Только за год удалось сэкономить 400 млн. грн. субвенции госбюджета, предназначенной на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Система регистрации помогла выявить лиц, которые не имеют права на льготы. Данные реестра постоянно пополняются. Так, в прошлом году туда внесена дополнительная информация о 7,6 млн. льготных категорий граждан, среди которых дети войны, пенсионеры по возрасту, судьи в отставке, пенсионеры — следователи прокуратуры. Всего же на начало этого года в реестре содержалась информация о 76 категориях льготников, имеющих право на льготы по 21-му закону страны.
— Не пора ли привести категории льготников к общепринятым мировым параметрам и стандартам? А то ведь мы строим экономику по-капиталистически, а социальную сферу меряем мерками социализма.
— Думаю, что эта проблема назрела. Но ее решение — исключительно прерогатива политиков. Решать ее нужно комплексно, за счет повышения прежде всего социальных стандартов, роста доходов населения.
— Недавно в прессе сообщалось о так называемом проекте "Социальная карточка" для тех, кто имеет банковские счета и пользуется платежными карточками.
— В первую очередь это касается почти пяти миллионов пенсионеров, которые пользуются банковскими услугами с помощью современных электронных систем. А в целом наше министерство намерено создать аналитическую подсистему ЕГАРЛ с участием работников Нацбанка. Их включили в состав рабочих подгрупп с целью создания системы учета социальных льгот в рамках проекта "Социальная карточка".
— Михаил Николаевич, в несколько раз подорожали жилищно-коммунальные услуги — население платит за них по новым счетам. Удалось ли обеспечить эффективную социальную защиту тех, кто имеет право на субсидии?
— Одним из первых шагов Кабинета министров в этом году стало решение по усилению социальной защиты населения в условиях повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Постановлением правительства определено: если в жилом помещении (доме) зарегистрированы и проживают только нетрудоспособные граждане, то размер платы за жилищно-коммунальные услуги (в пределах нормы владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования указанными услугами) составляет 15 процентов среднемесячного совокупного дохода, а при приобретении сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива — 15 процентов годового совокупного дохода. В целом картина получилась такая: на 1 января с. г. субсидии были назначены 1 млн. 497,6 тыс. семей.
С 1 января по 30 марта 2007 года в органы социальной защиты обратились за назначением субсидии еще 750,7 тыс. семей. И получили их 670 тыс. семей, то есть 89% обращений были удовлетворены. Средний размер назначенных субсидий на январь с. г. составлял 95 грн. Думаю, эта помощь стала существенным подспорьем для малоимущих граждан, учитывая и то обстоятельство, что бум по назначению субсидий мы пережили без существенного увеличения численности работников региональных управлений социальной защиты населения.
— В редакционной почте у нас было немало писем-обращений для оказания помощи в получении субсидий. Речь шла о категории граждан с нестандартными ситуациями. Велся ли в министерстве мониторинг именно этих случаев и сколько граждан получили субсидию в порядке исключения?
— Да, действительно, была немалая категория людей с так называемыми нестандартными ситуациями. К слову, замечу, порядок оформления субсидий в этом году решением правительства был упрощен. Большинство же дел, которые рассматривались созданными при местных органах власти комиссиями, касались предоставления субсидий на увеличенную норму жилой площади. Немало спорных вопросов было и с назначением субсидий несобственникам жилья, а также семьям, в составе которых имеются трудоспособные граждане, но временно не работающие. Анализировалось и положение семей, имеющих в своем владении более одного жилого помещения, а также таких, в составе которых пребывают граждане, находящиеся в трудовых отношениях, но не имеющие доходов. После рассмотрения именно таких ситуаций субсидии назначили 126 тыс. семей
Источник: Соцiал-демократична партiя України
Обсудить новость на Форуме