19:31 20.06.2007 | Все новости раздела "Наша Украина"

В Партии регионов должны бы лучше разбираться в сути конституционных положений - юристы "Нашей Украины"

Юридический департамент партии “Наша Украина” призывает Руководителя юридического департамента Центрального аппарата Партии регионов Юрия Мирошниченко не вводить в заблуждение граждан Украины или пригласить к сотрудничеству более квалифицированных юристов, которые бы знали толк в праве, законе и Конституции Украины. Об этом сайту RAZOM сказал руководитель юридического департамента "Нашей Украины" Валерий Карпунцов.

"Обращаем внимание, что основания полномочности Верховной Рады Украины четко определены ч.2 ст.82 Конституции Украины и разъяснены Решением Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 17-рп/2002, в котором четко указано, что положения ч.2 ст.82 Конституции Украины относительно условий полномочности Верховной Рады Украины надо понимать так, что Верховная Рада Украины является полномочной, т.е правомочной принимать законы и реализовывать другие конституционно определенные полномочия, при условиях избрания не менее чем 2/3 ее конституционного состава. Это конституционное требование является условием полномочности Верховной Рады Украины на протяжении всего периода созыва, - отметил Карпунцов. - Неполномочность парламента в случае возникновения таких оснований не зависит от признания или непризнания этого факта любым органом государственной власти, его должностным лицом или отдельным юристом".

"По меньшей мере странными, в особенности для юриста, являются также заявления о том, что Центральная избирательная комиссия - это орган, который должен устанавливать факт неполномочности Верховной Рады Украины. Ведь соответственно ч.2 ст.19 Конституции Украины, Центральная избирательная комиссия как орган государственной власти может действовать исключительно в границах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Вместе с тем, ни Конституцией, ни законами Украины подобных полномочий ЦИК не предоставлено", - отметил руководитель юридического департамента "Нашей Украины" .

"И вообще абсурдно заявление о том, что “даже если именно 2 июня руководство БЮТ и "Нашей Украины" утвердили досрочное сложение полномочий своих депутатов, то процедура по сложению этих полномочий, согласно постановлению Верховной Рады, закончилась только через две недели, то есть 15 июня. Другими словами, 2 июня депутаты только задекларировали свою готовность сложить полномочия, а 15 июня такое действие состоялось де-юре.

Ведь в ч.6 ст.81 Конституции Украины черным по белому написано и однозначно установлено, что полномочия народного депутата Украины досрочно прекращаются по решению высшего руководящего органа политической партии (избирательного блока политических партий) в случае выхода народного депутата Украины из состава депутатской фракции соответствующей партии (блока) со дня принятия такого решения.

О каком “декларировании готовности сложить полномочия”, какой “процедуре по сложению полномочий, согласно постановлению Верховной Рады” может идти речь? Или для господина Мирошниченко надуманное постановление Верховной Рады Украины перечеркивает Конституцию Украины?

Мы понимаем что существуют вопросы политической целесообразности, но они же не могут ставить с ног на голову проблему правовой аргументации.

Обращаем внимание граждан Украины и в особенности - юристов Партии регионов, что норма о неполномочности Верховной Рады Украины в случае, если в ее состав входит менее 2/3 народных депутатов Украины от ее конституционного состава, закреплена в Конституции Украины неслучайно. Ведь при таких условиях парламент, который по Конституции являетсяь представительным органом, не репрезентирует фактически 1/3 избирателей, которые приняли участие в голосовании. О какой представительской природе и легитимности Верховной Рады Украины или ее решений может говориться, если ее фактический состав становится меньше 2/3 конституционного состава?" - заметил Карпунцов.

Он также приводит ряд извлечений из упоминавшегося уже Решения Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 17-рп/2002 в деле относительно полномочности Верховной Рады Украины, которые должны бы помочь юристам Партии регионов лучше понять содержание и суть конституционных положений, в частности, в вопросе неполномочности парламента: “...Как орган государственной власти Верховная Рада Украины является коллегиальным органом, который составляют четыреста пятьдесят народных депутатов Украины. Полномочия Верховной Рады Украины реализуются общей деятельностью народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий...

...Верховная Рада Украины по своей природе является представительским органом государственной власти, который, соответственно части первой статьи 76 Конституции Украины, составляют четыреста пятьдесят народных депутатов Украины... Формирование путем прямых выборов и функционирование на основах коллегиальности обеспечивают Верховной Раде Украины характер представительского органа.

Особая связь также существует между полномочиями отдельного народного депутата Украины и компетенцией Верховной Рады Украины в целом. Наличие уполномоченного парламента зависит от выполнения определенных требований, адресованных народным депутатам Украины, от наличия у них полномочий. Статья 79 Конституции Украины содержит требование принятия народными депутатами Украины присяги и предостережение относительно потери мандата в случае отказа принять присягу. Вместе с тем установлено, что полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принятия присяги. Следовательно, реализация полномочий Верховной Рады Украины зависит от наличия полномочий народных депутатов Украины.

Указанное в Конституции Украины количество - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины - является верхней границей количественного состава Верховной Рады Украины. Это не исключает, что реальное количество избранных и полномочных народных депутатов Украины по разным обстоятельствам по результатам выборов может оказаться меньшим или сократиться в процессе функционирования парламента вследствие досрочного прекращения полномочий народных депутатов Украины в предусмотренных Конституцией Украины случаях. Такое уменьшение состава Верховной Рады Украины, если при этом не нарушается граница количественного состава (триста полномочных народных депутатов Украины), не может считаться основанием для прекращения ее работы, поскольку она как представительский орган работает по демократическому принципу принятия решений не единогласно, а конституционно определенным большинством (статья 91 Конституции Украины)...

…Верховная Рада Украины является полномочной, то есть приобретает способность принимать законы и реализовывать другие свои конституционно определенные полномочия, при условии избрания не менее чем двух третей от ее конституционного состава. Это конституционное требование является условием полномочности Верховной Рады Украины на протяжении всего периода созыва и не может рассматриваться лишь как основание для открытия ее первого заседания первой сессии. В случае уменьшения по любой причине состава парламента до количества менее чем триста народных депутатов Украины, деятельность Верховной Рады Украины должна быть остановлена...”

Как известно, руководитель юридического департамента Центрального аппарата Партии регионов, депутат пятого созыва Юрий Мирошниченко заявил, что “глава Секретариата Президента Виктор Балога не имеет правовых оснований для того, чтобы возвращать без надлежащей обработки принятые Верховной Радой законы”. Он, в частности, подчеркнул, что Конституцией Украины "закреплен принцип непрерывности государственной законодательной власти, согласно которому полномочия Верховной Рады прекращаются только в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва".

"Именно поэтому парламент нынешнего созыва будет продолжать свою работу в комитетах и округах даже после того, как 167 народных депутатов сложили свои полномочия", - заявил Мирошниченко.



Источник: Наша Украина

  Обсудить новость на Форуме