19:02 27.04.2007 | Все новости раздела "Наша Украина"

Министерство юстиции не имеет права давать оценку указу Президента – юристы “Нашей Украины”

"Вывод Министерства юстиции Украины, с одной стороны, является тенденциозным, основывается на одностороннем подходе к пониманию правовых норм и далек от объективности, а с другой – явным образом выходит за пределы полномочий Министерства юстиции Украины, поскольку выводы о соответствии правовых актов Конституции Украины уполномочен делать лишь Конституционный Суд Украины. Как усматривается из подобных действий, Министерство юстиции Украины постепенно превращается из вышестоящего органа государственной власти в Юридический департамент отдельных субъектов политических отношений, что недопустимо в правовом государстве”. Об этом сайту RAZOM сказал руководитель юридического департамента партии “Наша Украина” Валерий Карпунцов.

Он заявил также, что невозможно обжаловать указ Президента о роспуске парламента в судах общей юрисдикции .

“Указ Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины издается на основании Конституции Украины и на его выполнение. Любыми законодательными актами аналогичными полномочиями Президент Украины не наделен и не может быть наделен. Ведь полномочия Президента Украины определяются Конституцией Украины, в первую очередь – статьей 106 Основного Закона, - напомнил Карпунцов. - Соответственно пункту 31 части первой статьи 106 Конституции Украины, Президент Украины осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины (именно Конституцией, а не законами Украины).

Согласно пункту 1 части первой статьи 150 Конституции Украины, решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционность) актов Президента Украины относится к полномочиям Конституционного Суда Украины.

В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая определяет компетенцию административных судов относительно решения административных дел, компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела, которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины.

Согласно пункту 1 части первой статьи 171 КАСУ, которая устанавливает особенности проведения в делах относительно обжалования нормативно-правовых актов, правила этой статьи распространяются на рассмотрение административных дел относительно законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Таким образом, четко и однозначно разграничен вопрос компетенции административных судов и Конституционного Суда Украины при обжаловании актов Президента Украины.

Так, в случае, если речь идет о несоответствии акта Президента Украины положениям законов Украины (незаконность актов Президента) – обжалование такого акта должно осуществляться в порядке административного судопроизводства в административных судах (или общих судах, которые выполняют функцию административных), соответственно положениям Кодекса административного судопроизводства Украины.

В случае же если речь идет о возможном нарушении актом Президента Украины положений Конституции Украины (неконституционность) – такой акт не может быть предметом рассмотрения административного суда, независимо от его уровня”.

“Таким образом, поскольку ни одним законом Украины не определены ни полномочия Президента Украины относительно досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины, ни порядок реализации таких полномочий (а если бы и было определено – то такой закон был бы явным образом неконституционным) – поэтому вопрос незаконности такого Указа не должен возникать даже гипотетически (с точки зрения как законодательства, так и здравого смысла)”, - заявил Валерий Карпунцов.

Он также заметил, что невозможно отменить указ Президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины Конституционным Судом Украины .

“Соответственно Конституции Украины, Президент Украины, прежде всего, является главой государства и выступает от его имени, обеспечивая единство государственной власти, которая осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами, - заявил Карпунцов. - Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства . (статьи 102, 106 Конституции).

Занимая высочайший пост в государстве, он является единственным, кто избирается всеми гражданами Украины, которые достигли на момент выборов 18 лет, на основе общего, равного и прямого избирательного права.

Президент Украины представляет государство как в стране, так и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, действия, заявления, акции Президента не требуют какого-либо подтверждения или специальных полномочий, поскольку Президент действует всегда “ex officio” (лат. по должности), ведь именно он является главой суверенного государства.

Правовая позиция Конституционного Суда Украины относительно содержания статьи 102 Конституции Украины сформулирована в решении от 8 мая 1997 года № 11-с (Постановление Конституционного Суда Украины об отказе в открытии конституционного проведения в деле по конституционному обращению Романчука Николая Павловича относительно официального толкования положения статьи 102 Конституции Украины, дело № 018/6-97), где в частности отмечается:

“Сто касается толкования полномочий Президента и способов их реализации, часть вторая статьи 102 Конституции Украины провозглашает, что Президент является "гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина". За главой государства закреплены широкие полномочия как в решении общегосударственных проблем, которые требуют объединения политических, экономических, социальных и других аспектов функционирования государства, так, равнозначно, и в рассмотрении локальных вопросов, которые касаются защиты справедливости, прав, свобод и интересов отдельного человека в случае их нарушения кем-нибудь, в том числе и государством. Для реализации этих функций Президент принимает решения, которые имеют силу законодательных актов, а в случае необходимости – непосредственно вмешивается в критическую ситуацию с целью устранения любой угрозы для государства и его граждан”.

“Таким образом, Указ Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины издается с учетом этого статуса Президента Украины, на выполнение полномочий относительно гарантирования соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Именно Президент Украины, а не Конституционный Суд Украины по Конституции Украины является гарантом соблюдения Конституции Украины. Реализация Президентом Украины полномочий соответственно статье 102 Основного Закона, направленных на гарантирование соблюдения Конституции Украины, не может быть подвергнута ревизии Конституционным Судом Украины, - подчеркнул Карпунцов. - В особенности это касается ситуации, когда доверие к единственному органу конституционной юрисдикции – Конституционному Суду Украины - значительно подорвано. В частности, речь идет о подозрениях в совершении коррупционных действий и действий, которые содержат признаки преступлений отдельными судьями Конституционного Суда Украины. К моменту завершения соответствующего расследования и принятия решения относительно них полагаться на их решение в настолько важном деле вообще оказывается. Никто не имеет права рисковать конституционным правосудием!

Кроме того, по меньшей мере странной кажется поспешность рассмотрения соответствующего дела, при том, что за 8 месяцев функционирования Конституционного Суда Украины в таком составе он не был в состоянии принять ни одного решения по сути”.



Источник: Наша Украина

  Обсудить новость на Форуме