21:00 02.04.2007 | Все новости раздела "Наша Украина"

Юристы “Нашей Украины” призывают Мороза не подменять собою Конституционный Суд

Политическая партия “Народный Союз Наша Украина” призывает главу Верховной Рады Украины Александра Мороза, как одно из высочайших должностных лиц в государстве, не превышать в своих высказываниях предоставленные ему полномочия.

Как сообщил заместитель руководителя Юридического управления Олег Диденко, соответственно ч.1 ст.147 Конституции Украины единственным органом конституционной юрисдикции в Украине является Конституционный Суд Украины. Только Конституционный Суд Украины уполномочен решать вопрос о соответствии законов и других правовых актов (в том числе – указов Президента) Конституции Украины и давать официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Любые должностные лица, даже если это глава Верховной Рады Украины, подобными полномочиями не наделены. Поэтому оценки Александра Мороза относительно “неконституционного характера вмешательства института Президента в деятельность Верховной Рады Украины”, “конституционности деятельности Верховной Рады”, “неконституционности позиции Президента Украины относительно неконституционности формирования коалиции” явным образом выходят за пределы его полномочий.

Необоснованна также и ссылка главы Верховной Рады Украины на Регламент Верховной Рады Украины, которая содержит норму, в соответствии с которой индивидуально внефракционные народные депутаты могут входить или в коалиции, или в оппозицию – на основе индивидуальных заявлений. Ведь Регламент Верховной Рады Украины принят Постановлением Верховной Рады Украины, то есть не имеет даже статуса закона Украины. Разве могут его нормы подменять собою или отменять положение Основного Закона – Конституции Украины, нормы которой являются нормами высочайшей юридической силы (ст.8)?

Учитывая это, призываем Александра Мороза не подменять собою Конституционный Суд Украины и тем самым не призывать к выполнению Конституции Украины антиконституционным способом.

Вместе с тем, Указы Президента Украины, изданные на основании и в рамках его конституционных полномочий, подлежат безусловному выполнению на всей территории Украины всеми органами и должностными лицами.

Если же глава Верховной Рады Украины, как и кто бы то ни было, будет считать, что Указ Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины противоречит Конституции Украины, он может инициировать процедуру признания его неконституционным в порядке, определенном законодательством.

При этом важно отметить, что ни в Конституции Украины, ни в любом другом акте законодательства Украины не предусмотрено, что внесение в Конституционный Суд Украины представления о несоответствии определенного акта Конституции Украины останавливает действие такого акта. Поэтому подобные заявления – не более чем попытка выдать желаемое за действительное.

Заявления Главы Верховной Рады Украины, других представителей коалиции понять можно. В ситуации, которая сложилась, им не остается ничего иного как твердить о слабости аргументации Президента Украины, настаивать на легитимности формирования коалиции, отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины. Но это не более чем извращение содержания и сути конституционных положений.

В статье 83 Конституции Украины четко определено, что коалиция в Верховной Раде Украины формируется именно депутатскими фракциями.

И это логичнои. Ведь, как известно, нынешний состав Верховной Рады Украины избирался по пропорциональной избирательной системе. Сами политические партии (избирательные блоки политических партий) формировали избирательные списки кандидатов в депутаты. Таким образом, избиратели были фактически отстранены от формирования персонального состава Верховной Рады Украины.

Граждане Украины голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты, а за политические партии (избирательные блоки политических партий), то есть не за отдельных лиц, а за комплексную программу политической партии (блока), которую в Верховной Раде Украине представляют соответствующие депутатские фракции.

Поэтому народные депутаты Украины, избранные в Верховную Раду Украины, просто обязаны неуклонно выполнять предвыборную программу соответствующей партии (блока) по избирательному списку которой они были избраны, не говоря уже о недопустимости перехода в депутатскую фракцию другой партии (блока). Ведь в противном случае имеет место грубое нарушение воли избирателей, выявленной через выборы, искажение результатов народного волеизъявления.

Учитывая приведенное, основание для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины в связи с неформированием коалиции депутатских фракций согласно со статьей 83 Конституции Украины (то есть исключительно депутатскими фракциями, при условии невозможности членства в ее составе отдельных народных депутатов Украины, которые не являются членами этих фракций), является не сугубо формальным, а глубоко обоснованным как с юридической, так и с политической точки зрения.



Источник: Наша Украина

  Обсудить новость на Форуме