22:45 21.05.2007 | Все новости раздела "ПОРА"

Риторичне харакірі

Политический кризис не закончится даже после новых выборов, если сценарием последующей политики останется «оранжево-голубая» дискуссия. Чтобы выйти из перманентного противостояния, нужно в принципе изменить политическую риторику – перейти от вопросов языка, культуры – к вопросам разного видения развития экономики.


Чем завлекают граждан оранжево-голубые политики? Так назыаемыми «символическими ценностями" - языком, интерпритацией истории, обсуждением культурных особенностей отдельных регионов, - теми ценностями, которые, утверждают ту, или иную идентичность, и которые поэтому, в принципе, сложно поделить. Вопросы «второго государственного», роли УПА или перспектива вступления в НАТО, которая в Украине подают не как вопрос безопасноти, а как цивилизационный выбор, разрывают страну. Разве можно кому-то в принципе доказать, что чувствовать себя европейцем приятнее чем евроазитом, или, к примеру, убедить гордого советской историей пожилого гражданина что воины УПА - освободители?


Вместо дискуссиях о символах, Украине нужна дискуссия об экономике.


Политические дебаты вокруг экономических ценностей - распределения бюджета, формирования зарплат, налогов, наконец, путях реформирования экономики - значительно облегчили бы политический компромисс, поскольку все это можно при желании поделить. 


Именно дискуссия вокруг экономических вопросов стабилизировала разделенные когда-то западные страны, такие как США или Италия. США два столетия назад даже прошли через гражданскую войну, чтобы понять, что дискуссия вокруг символов в многонациональной стране – это самоубийство, и вот уже много лет основной темой политических кампаний там является размер налогов для богатых или для бедных, или, – как вот, например, во время последней битвы за Белый дом – дебаты между Бушем и Керри, -  о том, как лучше провести реформу американской системы образования и медицины.


Наши же «оранжевые» и «голубые» спорят о статусе русского языка, или уточняют роль УПА во Второй мировой войне.


Может показатся, что украинцев интересуют именно эти вопросы. Но все таки тяжело поверить, что большинство граждан размер зарплаты, социальные гарантии или качественая медицина интересует меньше, чем размещение системы противоракетной обороны где-то в Чехии, или перспективы вступления Украины в НАТО где-то в 2012. 


"Символические ценности" навязаны политиками, ибо для политиков намного проще говорить о символах, само упоминание которых легко мобилизирует электорат и собирает очередные майданы. Издревле один только цвет флага вызывал у соотечественников первичные инстинкты, побуждающие без устали воевать за своего монарха, родину и веру. Зачем же сегодняшним украинским политикам привлекать избирателей, говоря о путях развития промышленности, сельского хозяйства? Достаточно обвинить соперника в наличии «американской жены», или «прокремлевских чувствах», или просто поцепить соответствующего цвета ленточку на антену депутатского автомобиля, как опознавательный знак – «свой-чужой». 


Выход из перманентного политического кризиса – это начало серьезного разговора об экономике. Нужно ли нам либерализировать экономические отношения, или, наоборот - нужно больше государственного контроля? Нам нужно открывать границы для западного бизнеса, создавая новые рабочие места, или защищать отечественого производителя? Для кого и какие налоги нам нужны? Как их тратить? Это сложные вопросы, но в тоже время вопросы легко поддающиеся компромису.


Ну, а если политики и должны искать символы, которые объединяют против «чужих», то таких «чужих» нужно искать только за пределами Украины, а символы должны быть не партийными, а общенациональными.


Прес-секретар ГП "ПОРА"
Мар'яна ПОчтар,
(067) 509 57 36,
Ця адреса електронної пошти приховується від різних спамерських пошукових роботів. Щоб побачити її потрібно активувати Ява-скрипт. ,
Ця адреса електронної пошти приховується від різних спамерських пошукових роботів. Щоб побачити її потрібно активувати Ява-скрипт. .



Источник: ПОРА

  Обсудить новость на Форуме