12:24 29.09.2006 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Борис Колесников: Результаты парламентских выборов показали, что руководство Партии регионов пользуется доверием населения
Интервью руководителя Донецкого областного отделения Партии регионов, народного депутата Бориса Колесникова Интернет-изданию «Остров».
- Как Вам вообще ситуация в парламенте? Там больше цинизма чем в бизнес, или меньше?
- Я думаю, что если бы парламент работал как украинский бизнес, то мы сегодня имели бы ВВП сопоставимый с ВВП Германии.
- А в чем разница?
- В бизнесе намного быстрее и понятнее принимаются решения.
- Честнее?
- Так нельзя говорить. Ведь законы по сути своей все честные, они же открыты для общества. Другой вопрос – какую пользу или вред они приносят? В бизнесе решения принимаются быстрее, там быстро делаются выводы и есть возможность быстро исправлять ситуацию. В политике такого нет. А для страны, которая только выбирается из последствий плановой экономики это очень важно – быстро принимать решения.
- Сейчас создается впечатление, что депутаты не занимаются законотворчеством, а решают исключительно свои политические проблемы. Например, создание так называемой «широкой» коалиции. Объясните, зачем вашей коалиции, которая и так уже существует, еще и «Наша Украина», если с ней столько проблем?
- Так нельзя ставить вопрос: нужна ли та часть общества или другая? «Наша Украина» представляет часть общества. Поэтому, я в который раз говорю: мы с первого дня открыты для более широкой коалиции. Готова «Наша Украина» к более широкой коалиции, значит надо садиться и подписывать. Не готова - значит, этому есть какие-то причины, которые не устраивают ту или иную сторону. Сначала нам выдвигали требование: откажитесь от коммунистов. Но у нас есть сегодня сформированная рабочая коалиция – Антикризисная. Поэтому двери открыты, но так чтоб вы пришли позже и сказали «измените все!» - так не будет. Это даже не подлежит обсуждению, чтоб мы отказались от своих партнеров.
- Та юридическая война, которая сейчас начинается между Кабмином и Секретариатом Президента выглядит как намеренная подножка регионалов участию «Нашей Украины» в коалиции…
- Знаете, если мы ищем подножку, то любое действие правительства или президента можно подогнать под это понятие. Но стране от этого лучше точно не станет. Понимаете, в современной украинской политике очень много вещей абсолютно ей не нужных. Страна далека от совершенства и в экономике и в политике. И насквозь политизирована. Даже если взять газовую тему, - все дипломаты и бизнесмены, с которыми мне приходилось встречаться за последние две недели – они в шоке от того, что каждый украинец старше восьми лет, знает о газовой проблеме. Просто в шоке! Поэтому надо максимально упростить политическую жизнь. Именно путь от простого к сложному принес Соединенным штатам успех. И они никогда не усложняли. Сегодня мы говорим, что надо упростить многие вещи, сделать понятными и прозрачными, беспокоимся, как привлечь сюда инвесторов, но при этом все время путаемся в законах, административных параграфах, мы занимаемся формой, вообще не видя содержания.
- Но ведь это ваш Кабмин вернул Президенту его указы. То есть, правительство первым стало на тропу войны и создало препятствия для инвесторов, внесло путаницу в правовую схему взаимоотношений властей, создало элемент нестабильности…
- Нужно принимать закон о Кабинете министров. Чем быстрее, тем лучше. Чтоб было понятно, у кого какие права и обязанности есть. То есть формализовать их. Чем быстрее формализуют, тем больше будут заниматься практическими вещами, и меньше будут посылать друг другу бумажки.
- Так зачем же Кабмин сейчас, когда такой формализации нет, создал конфликтную ситуацию с Президентом?
- Я не знаю. Спросите у Кабмина. Вы свой вопрос слышите? – «Кабмин отсылает назад бумаги Секретариата Президента…». Я в состав Кабмина не вхожу.
- Этот Кабмин формировался вашей фракцией…
- Я отвечу так: этот вопрос правильнее задать Кабинету министров.
- Хорошо. Вернемся к коалиции. «Оранжевые» министры, вошедшие в правительство Януковича – это квота Президента, или «Нашей Украины»?
- Это представители «Нашей Украины». Просто взаимоотношения с ней были построены на доверии. Неформализованная коалиция была создана на доверии к нашим партнерам. Поэтому коалиции нет, а министры есть. Сначала хотели создать коалицию за неделю, потом за две, скоро уже два месяца пройдет. Министры работают. Кого они представляют? – «Нашу Украину». Но «Наша Украина» не в коалиции – нонсенс. Они или должны подписать коалицию, или уйти из правительства, - так?
- Это зависит от того, с кем были договоренности: с Президентом или с представителями «Нашей Украины».
- Договоренности были между участниками переговорного процесса – между «Нашей Украиной» и Антикризисной коалицией. Они получили портфели министров, которые хотели. Сегодня они не входят в коалицию. Значит, они должны или отказаться от портфелей, или войти в коалицию. А то не понятно кого они представляют в правительстве. Получается – сами себя.
- Клюев заявлял, что в сентябре у Партии регионов будет конституционное большинство в парламенте.
- Я не слышал такого заявления, и я не пойму, какое отношение к этому имеет Клюев.
- Я сам этого заявления тоже не слышал, но о нем часто пишут в прессе.
- Я не верю. Андрей Петрович очень опытный человек, чтобы заявлять такие вещи.
- А вообще, такая цель ставилась?
- Любой политической силе, конечно, хочется иметь конституционное большинство. Но надо учитывать реалии – это триста человек. То есть, не хватает как минимум пятьдесят с лишним депутатов. Регионалы для того, чтобы осуществлять свои предвыборные обещания, конечно, были бы счастливы иметь конституционное большинство. Получится это или нет – покажет время. Если своими действиями фракция завоюет доверие своих коллег по парламенту, то такое большинство состоится. Если не завоюет, - то не состоится.
- Сейчас много критикуют Кабмин за кадровую политику, в основном, за то, что на все должности расставляются «донецкие». Вам не кажется, что этим Янукович, сужает рамки его восприятия до уровня регионального политика, то есть, делает себя лидером одного региона, а не всей страны?
- Сама постановка вопроса, - «донецкий», «львовский», - говорит о том, что мы в Украине, прежде всего, смотрим на прописку, и пытаемся все сразу подвергнуть критике. На самом деле, нужны специалисты – донецкие они, киевские, львовские – для профессионала это не должно иметь никакого значения. Вообще, во многих странах утверждают премьера, а он формирует команду... Янукович доверяет этим людям, считает их профессионалами, хочет с ними работать – это его право.
- Но это политическая ошибка, поскольку дает основания говорить о том, что Украина опять разделена на восток и на запад, что правительство является «восточным проектом», а не правительством всей страны…
- Если бы «Остров» был большим сайтом, - дай Бог, чтоб так и было, - тебе, как его руководителю, важна прописка тех, кто там работает, или тебе важен профессионализм специалиста?
- Профессионализм. Но по логике нынешних действий Кабмина получается, что в Украине нет профессионалов, кроме донецких.
- Янукович доверяет тем профессионалам, с которыми он работал. Он может судить о результатах их труда. Поэтому его выбор обусловлен этим. Он знает этих людей, он их приглашает. Я бы не политизировал этот вопрос.
- В последнее время как-то утихла риторика регионалов о федерализме. И с русским языком не понятно, особенно после подписания универсала.
- И первый, и второй вопрос – это вопросы конституционного большинства.
- То есть, будет большинство – эти вопросы будут решаться?
- Да. По крайней мере, русский язык будет решаться однозначно. Федерализм более сложный вопрос…
- Вы еще не отказались от этой идеи, учитывая новые политические реалии?
- Мы не откажемся от этой идеи никогда. Только не надо ее обобщать с сепаратизмом. Это абсолютно противоположные вещи. Получается, что Соединенные штаты можно привлекать к ответственности за строительство федеративной республики в Ираке?…
- Повышение тарифов ЖКХ наверняка сильно ударит по Партии регионов. Зачем такой риск?
- Я здесь не хотел бы перекладывать ответственность на предыдущие правительства, но Кабинет Януковича никак за месяц с небольшим не мог прийти к тому, что надо повышать цены. То есть, это последовательная политика последних двух правительств. Как минимум. Мы пришли к такому результату, поскольку объективно выросли цены, выросла стоимость энергоносителей. Повышение цен на ЖКХ – это следствие всего этого. Мы понимаем, что это ударит по имиджу. Но если этого не сделать, то мы просто останемся без жилищно-коммунального хозяйства. Другой вопрос, почему за пятнадцать лет не было сделано, по примеру Чехии и Польши, никаких серьезных структурных реформ в ЖКХ – это вопрос. Если Рыбак (вице-премьер Владимир Рыбак – «Остров»), как ответственный за эту отрасль, в течение девяноста дней не предложит новую коммунальную реформу, то все вопросы мы уже вправе будем задавать и ему.
- Как объяснить то, что парламент, в котором есть, сформировавшее правительство большинство, вошел в противоречие с Кабмином и фактически отменил повышение тарифов на ЖКХ?
- Это популистское решение. К сожалению, те члены правительства, которые отвечают за эти вопросы, не провели во фракциях никакой разъяснительной работы.
- Вы думаете, что новые тарифы все-таки вступят в силу?
- Будет так, как решит Рада. Сейчас ведется большой диалог между правительством и Радой. Если бы этот диалог состоялся до принятия решения, я думаю, было бы больше пользы. Но вопрос ЖКХ заключается не в тот, чтоб парламент разрешил повышать цены. На самом деле, вопросов несколько. Первый – это жилищно-коммунальная реформа, которая приведет к качеству ЖКХ. И второй – это рост доходов. Потому что во всем мире, говоря обывательским языком, семья считается нищей, если она платит больше трети своих доходов за жилье и коммунальные услуги. Вот когда украинская семья, – и в этом наша задача, - будет получать не меньше пяти тысяч гривен, тогда для нее коммунальные услуги будут вторичными. Но тогда за 1500 гривен можно потребовать и качественную воду, и качество отопления и всего остального. То есть, тогда должны будут возникать потребительские иски и коммунальным компаниям некуда будет деваться… И конечно, нужно разрушать госмонополию на коммуналку.
- Очень много обвинений в адрес правительства Януковича по бюджету. Его называют бюджетом «под донецких». Я буквально сегодня читал высказывания Терёхина, что за каждой строчкой бюджета торчат чьи-то рожки.
- Пожалуйста, пусть он назовет, чьи эти рожки. Пусть конкретизирует. А то, понимаете, они говорят, а мы должны комментировать. Так до смешного доходит: говорят, почему в Донецке будет строиться новый аэропорт? Вот сейчас выделили 140 миллионов в проекте бюджета на строительство новой полосы в Донецке. Возмущаются - почему именно в Донецке? Постройте в Луганске, где угодно, в Купянске, в Изюме, - только не в Донецке! - Что это за подход? Мы объясняем, что в Донецке в 2009 году будет чемпионат Европы. Чемпионат мира по легкой атлетике –2009 года и, скорее всего, чемпионат мира по боксу 2008 года. И Донецк, это первый из четырех городов (Львов, Донецк, Днепропетровск, Киев), которые, скорее всего, будут принимать чемпионат Европы по футболу. Именно поэтому надо в первую очередь в Донецке построить аэропорт.
- Собственность Ахметова, по оценкам журнала «Впрост» выросла за два года, невзирая на революцию и политрепрессии, в два раза. Насколько увеличилась Ваша собственность за это время?
- Я не буду оригинальным, если скажу, что собственность Ахметова увеличилась не от того, что она прибавилась, а от того, что менеджмент делал все правильно – за счет этого выросла капитализация его компаний. Моей собственности оценку может дать рынок. Но она точно не уменьшилась. Если брать «Конти» (кондитерская компания – «Остров»), то два года назад мы производили конфет на 120 миллионов долларов, а в этом году мы произведем на 300 миллионов долларов. Вот и считайте!
- Всем известно Ваше отношение к Луценко и Ваши дружеские отношения с Ахметовым. И на фоне этого, в последнее время, все чаще говорят о контактах Луценко и Ахметова.
- Я вообще ничего не слышал о таких контактах, кроме известного чаепития. И не думаю, что они есть. Это надо у Луценко спросить. Я не думаю, что после исторического чаепития, были еще какие-то контакты.
- А, скажем так, – агитация Ахметова за Луценко во время голосования по Кабмину?
- Я не назвал бы это агитацией. Но по большому счету, я считаю, что, как человек прогрессивный, Ахметов абсолютно прав – нельзя смотреть назад, надо двигаться вперед. Я с ним здесь абсолютно согласен. Просто я хочу, чтобы все те мои дела закончились тем, чтобы у правоохранительных сил наверху больше никогда не было желания обслуживать политиков, ни сине-белых, ни оранжевых, ни зеленых – никаких. Я не сомневаюсь, что оно закончится именно так.
- Я помню, когда возникло ваше дело, некоторые влиятельные регионалы говорили, что надо обязательно пересматривать полномочия прокуратуры, чтоб она не занималась общим надзором. Сейчас этот вопрос еще актуален?
- Мы обязательно будем ставить его. Такая инициатива есть. Общий надзор – это посмешище, которого нет нигде в мире. Есть суды. Нужно сейчас создать нормальные условия для деятельности судов, возможно, вернуться к выборности судей, изменить законодательные вещи и общий надзор будет просто не нужен..
-Реформирование прокуратуры и судов входит в приоритеты фракции Партии регионов?
- Безусловно.
- Создание коалиции между идеологически противоположными политическими силами – это не дискредитирует идею о политической ответственности правящих политсил?
- Я бы не сказал, что КПУ, СПУ и Регионы идеологически абсолютно противоположны. Чего в современных условиях могут хотеть левые? – Только больше социальной защищенности. Но Регионы тоже за социальную защищенность. Так что разногласий быть не может. Уровень жизни каждой семьи должен показывать уровень развития общества.
- А легитимизация перехода депутатов из фракции во фракцию? Зачем надо было переходить на пропорциональную систему выборов, если депутаты теперь не несут ответственности даже перед своей фракцией, я не говорю уже об избирателях?
- В императивном мандате, вообще, заложен глубокий смысл. По большому счету нужно легализовать императивный мандат. Но сегодня… на сколько готово общество к императивному мандату? Поэтому на сегодняшний день, если возникла такая необходимость – легализовать переходы депутатов из фракций – значит она объективная необходимость. Надо четче прописывать Конституцию и закон. Вот если бы в законе было написано – нельзя, значит нельзя. А если не написано – вот вам и результат.
- Как Вы оцениваете назначение Балоги руководителем Секретариата президента? Это шаг в пику Кабмину?
- Я считаю, что это исключительно прерогатива Президента – решать, кто будет руководителем секретариата. Поэтому тут глупо даже обсуждать. Ему удобнее работать с Балогой, значит он назначает Балогу.
- На днях из его уст уже прозвучало заявление о намерении усилить вертикаль исполнительной власти. В частности, было заявлено, что «губернаторы являются командой президента и это надо всем четко знать и понимать». То есть месидж читается четко.
- Страна в экономическом плане по уши в ... Чьей бы командой не были губернаторы, - какие они имеют полномочия для того, чтобы развивать сегодня бизнес, привлекать инвесторов? Какая разница, чья это команда? Чем они реально могут помочь области? Вот, наш губернатор, чем он может помочь? Я семь лет проработал в областном совете. Я знаю, что у губернатора сегодня нет никаких полномочий для того, чтобы сделать лучше или хуже.
- Зачем тогда вообще он нужен?
- Мы об этом всегда и говорили. Нужно ликвидировать… Должны быть представительства Президента. Президент, как гарант Конституции должен иметь представительства во всех субъектах. Совсем с другими, наблюдательными, функциями и четким анализом. Это нужно. Но иметь администрации, не имеющие полномочий… По большому счету, они могут только лоббировать или блокировать бизнес на сегодняшний день. Есть местные советы, которые люди выбирают, а советы учреждают исполкомы. В местном самоуправлении заложен принцип, что в каждом районе и городе есть исполком, а область должна брать только те программы, которые не под силу городам и районам. То есть, грубо говоря, отдел здравоохранения в облисполкоме должен заниматься только теми объектами, которые принадлежат облсовету. Это пять-шесть областных медицинских центров. А если мы начинаем из области руководить районной поликлиникой, то мы ничем не отличаемся от той же плановой экономики, которая была в СССР. Вот модель, которая была при Кравчуке, когда были областные советы и представители президента, – она была намного демократичнее. Поэтому, можно укреплять дисциплину, но тогда нужно понимать логику существования администраций и логику принимаемых ими решений: какие у них права. Вот сегодня, что зависит от губернатора? Бизнес не хочет идти в регионы, он идет в столицу, она более инвестиционно привлекательна. Что мы должны сделать? - Чтоб бизнес пошел в регионы. Но мы же не будем искусственно снижать инвестиционную привлекательность столицы – это глупо. Значит, мы должны развивать инвестиционную привлекательность регионов. Чем? - Может более низкими ставками налогов. У местной власти должны быть инструменты привлечения бизнеса.
- Когда в Партии регионов будет смена лиц? Одни и те же люди уже много лет выглядят неадекватными времени.
- Почему? Янукович стал председателем партии в 2003 году. Так что нет необходимости. И результаты выборов показывают, что руководство партии пользуется доверием населения…
- Наверное, не все руководство, а Янукович.
- Они на сегодняшний день не сделали никаких неправильных шагов. Организация выборов была на высоком уровне, результаты выборов тоже на высоком уровне, поэтому, это, знаете, все равно, что поменять тренерский штат чемпионов мира по футболу…
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме