11:36 07.08.2006 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Николай Азаров: Все стороны сумели пойти на оптимальные уступки и отыскать ту самую золотую середину…
Николай Азаров рассказал, что одним из приоритетов правительства Виктора Януковича станет налоговая реформа. По словам Азарова, ее разработкой Кабмин займется уже этой осенью, а в 2008 году бизнес может рассчитывать на сокращение НДС и налога на прибыль
– Сегодня все пытаются понять, как в процессе столь трудных консультаций с президентом вам удалось склонить Виктора Ющенко подписать именно тот вариант текста Универсала, который был одобрен политсоветом Партии регионов?
– На самом деле в процессе переговоров у президента был длительный и нелегкий поиск компромисса. Я считаю, что все стороны сумели пойти на оптимальные уступки и отыскать ту самую золотую середину, которая в целом устроила нас.
– Что собираетесь менять в бюджетной сфере? Недавно вы заявили, что есть риск невыполнения бюджета этого года.
– Прежде всего, несмотря на сладостные речи Виктора Пинзеника, бюджет, увы, до сих пор не выполнялся. Мы это видели на отчете за первое полугодие 2006 года. Ни один из макроэкономических показателей, установленных правительству на этот год, как и на 2005-й, не выполнен. Оба предыдущих правительства занимались созданием «двойных ножниц»: увеличивая поступления средств в госбюджет в условиях экономического спада — бюджетные ресурсы направлялись преимущественно на потребление, на замещенный импорт, поощряя спрос, не обеспеченный производством товаров и услуг.
– Пинзеник говорит о перевыполнении плана госбюджета…
– Основной рост доходов с 2005 года обусловлен тривиальной отменой нулевой ставки НДС на импорт нефти, что привело к резкому подорожанию нефтепродуктов и практически остановке нефтеперерабатывающих заводов. Формальное превышение плана поступлений в общий фонд сегодня, как и в 2005 году, имеет четко выраженную фискальную природу: за счет переплат налогов и сборов и за счет увеличения фискальных отчислений предприятий госсектора, при том что практически все наши государственные монополисты едва не стали банкротами. План поступлений в 2005 году был выполнен исключительно за счет повторной продажи «Криворожстали». Но сегодня так и неизвестно, в каких «черных дырах» бюджета растворились эти средства, между делом доблестно записанные в прямые иностранные инвестиции.
В 2005 году неизвестно на каких основаниях и по какому списку предприятиям было списано 6,6 млрд. грн. налоговых долгов, что является прямым нарушением бюджетного законодательства. Новое правительство откажется от такой практики, как и от практики ручного управления госбюджетом в нарушение бюджетной росписи. В то же время наша позиция будет осторожной. Мы должны разобраться, вникнуть, почему бюджет не выполняется и какие ресурсы имеются у правительства. Никаких резких изменений не будет, это однозначно.
– Как вы собираетесь восстанавливать СЭЗ, ТПР и технопарки? Льготы вернут всем, или правительство будет работать выборочно?
– Мы неоднократно говорили, что в первую очередь мы рассмотрим эффективность деятельности всех СЭЗ, где реально вложены крупные инвестиции. Их можно по пальцам пересчитать. Когда я слышу спекулятивные рассуждения, что мы якобы получим громадную дыру в госбюджете и что это якобы сулит десятки миллиардов недобора, в ответ хочу сказать: на самом деле, в сравнении с мировыми экономическими зонами, у нас очень небольшие льготы, в тысячи и сотни тысяч раз меньше, чем в том же Китае. Мы не изобретаем велосипеда. Ведь и корейское «экономическое чудо», и феномен Гонконга, Шанхая, Китая в целом были обеспечены механизмами СЭЗ, свободным перемещением капиталов и новейших технологий. Чтобы восстановить благоприятный инвестиционный климат в стране, мы должны четко сказать, что никогда государство не должно нарушать взятые на себя инвестиционные обязательства.
– Какие СЭЗ будут восстановлены в полном объеме?
– В первую очередь, будут восстановлены эффективные СЭЗ. Их будет примерно три или четыре, где деятельность будет восстановлена в полном объеме. Кроме того, мы подумаем над тем, каким образом компенсировать инвесторам реальные убытки, которые они понесли в результате деятельности правительства Тимошенко.
– В области ТЭК что собираетесь делать с тарифами, и что будет с ценами на газ для промышленности?
– Прежде всего мы проверим обоснованность нынешнего повышения тарифов. Проверим, почему и куда уходит наш собственный газ, который мы добываем в размере более 20 млрд. кубометров и которого по идее должно хватать на обеспечение всего жилого сектора. Себестоимость его добычи в пять раз ниже, чем цена, по которой прежнее правительство решило продавать его населению. Давайте зададимся вопросом, почему такое происходит, кто это придумал? У нас что, население очень богатое?
Мы ничего не обещаем, кроме одного: детально разобраться, кто и почему ввергает наш топливно-энергетический сектор в кризис, и сделаем все, чтобы вернуть его в режим нормальной работы. Наконец, мы собираемся детально разобраться, почему НАК «Нафтогаз Украины», который еще полтора года назад был очень прибыльным и эффективным предприятием, сегодня практически стал банкротом. Куда ушли колоссальные кредиты и чьи действия поставили эту прибыльную компанию на грань выживания? Мы обязательно разберемся, по каким схемам сегодня реализуется газ, кто конкретно на этом сейчас наживается и почему государство теряет энергоресурсы.
– Вы критиковали Нацбанк за решение о ревальвации гривни весной прошлого года. Правда ли, что новое правительство собирается вернуться к курсу гривни 2004 года?
– Валютный курс должен всегда отвечать интересам страны в целом. Он должен обеспечивать прежде всего позитивный платежный баланс и должен работать таким образом, чтобы в процессе внешней торговли у нас было положительное сальдо торговли, а не негативное, как сейчас. Негативное торговое сальдо, как известно, рано или поздно приводит к банкротству национальной валюты.
Во вторых, курс национальной валюты должен обеспечивать такие условия, при которых будет обеспечиваться баланс между импортом и экспортом. Экспорт необходимо поддерживать валютной политикой только в тех случаях, когда он остро нуждается в поддержке. Если мы имеем дело с ростом цен на металлы как основного продукта нашего экспорта, если мы имеем дело с хорошей конъюнктурой на внешнем рынке, то валютная политика должна быть одной. Если же мы имеем дело со стагнацией в металлургическом комплексе, то валютная политика должна быть совершенно иной.
– И все же, что ждет гривню с приходом нового правительства?
– Я сказал это к тому, что правительство в данном случае может лишь рекомендовать какие-то конкретные меры Нацбанку, потому что за валютную политику прежде всего отвечает Нацбанк. Но задача правительства — так построить взаимоотношения с НБУ, чтобы все решения, которые будут в нем приниматься, шли на пользу экономике и производству. Однако когда говорят, что «регионалы» желают обвалить гривню, я называю это полной чушью и политическим киллерством! Для чего ее валить? Разве кто-то из наших производителей в этом заинтересован? Конечно, нет! Только стабильный, предсказуемый и обоснованный валютный курс — вот к чему мы будем стремиться.
– Можно ли ожидать, что в 2008 году Кабмин начнет снижать НДС и налог на прибыль?
– Новое правительство в 2007 году начнет подготовку налоговой реформы, которая, увы, была остановлена в прошлом году. А ведь, напомню, в прошлом правительстве Януковича именно с 2005 года мы планировали поэтапное снижение ставок двух основных налогов: налога на прибыль с 25% до 20% и НДС — с 20% до 18%. В 2003 году был провозглашен старт налоговой и пенсионной реформ, и уже с января 2004-го введена единая 13-процентная ставка подоходного налога, а ставку налога на прибыль мы понизили с 30% до 25%.
Так вот, одним из ключевых положений госбюджета-2007 станет снижение доли госбюджета в структуре ВВП до 30%, тогда как сейчас этот показатель — 32,3%. Таким образом, в 2007 году общее снижение фискального давления на экономику составит примерно 10 млрд. грн., которые останутся в реальной экономике.
– Реального снижения НДС и налога на прибыль можно ожидать уже с 2008 года?
– Я думаю, что 2008 год — это будет год реального снижения налогов. Это будет год, когда налоговая реформа вступит в активную фазу. В целом, эта реформа займет у нас три-четыре года, в течение которых реформа налогов будет завершена. Затем экономику и бизнес будет ожидать период налоговой стабильности. Будут созданы наиболее оптимальные условия для инвестиций и бизнеса в целом. К этому времени мы рассчитываем выйти на максимально высокие темпы экономического роста. В течение ближайших полутора лет предполагаем выйти на ежегодный прирост ВВП минимум на 10-15%.
– Но вам будут необходимы альтернативные источники пополнения госбюджета. Вы заявили о возврате некоторых импортных таможенных ставок до уровня 2004 года.
– Возврат к налоговым стимулам гарантирует новый экономический рывок и ускорение роста ВВП, что, в частности, всегда обеспечивает дополнительные доходы госбюджета. С другой стороны, некоторые импортные таможенные ставки, которые необоснованно были снижены в 2005 году, будут проанализированы и возвращены к оптимальному уровню. По многим видам продукции в переговорах с ВТО был предусмотрен переходной период до 2009 и следующих годов. Однако Кабмин снизил пошлины уже в 2005-м. Мы считаем, что их размер должен быть восстановлен до конца переходного периода, и это хорошая статья доходов бюджета. Нас никто не заставлял настолько обнулять наши таможенные барьеры, а правительство Тимошенко снизило их гораздо сильнее, чем было предусмотрено обязательствами перед ВТО. Это означало лишь предоставление преференций импортерам для замещения внутреннего производства.
– По каким группам товаров может быть пересмотр импортных таможенных ставок?
– Сейчас мы видим, что, к примеру, в легкой промышленности по некоторым товарным позициям таможенная политика прошлых правительств была доведена до абсурда. По некоторым видам товаров легкой промышленности таможенная декларированная стоимость снизилась в 14 раз, на текстиль и изделия из текстиля — в 53 раза, кое-где доходит и до 100 раз! Кто-нибудь видел у нас на рынках подобное падение цен?
То есть импортерам позволили нажиться и на государственной казне, и на украинском потребителе, и за счет сворачивания украинского производства. Скажем, падение в пищевой промышленности достигло 10%, а доля легкой промышленности в структуре ВВП сократилась до грани существования отрасли как таковой — до 1%.
– В прошлом правительстве Януковича вы отвечали за переговоры по ключевым экономическим проблемам с Россией. Что собираетесь делать сегодня на этом направлении?
– Однозначно, теперь можно рассчитывать на потепление наших отношений с Россией. Сегодня прежде всего нам придется распутать те узлы, которые были искусственно сплетены предыдущими правительствами, особенно в 2005 году. Нужно отдать должное Юрию Ивановичу, что он все-таки взвешенный, осторожный и прагматичный политик, в отличие от Юлии Тимошенко. Несмотря на то, что до сих пор никаких серьезных мер по улучшению отношений при нем не было сделано, слава Богу, что при нем не было реального ухудшения. Это его позитив.
Поэтому, безусловно, мы начнем с того, что рассмотрим все конфликтные ситуации, которые возникли с Россией за последние полтора года. Они, например, ввели защитные пошлины на трубы, есть проблемы в торговле молочной продукцией. Посмотрим, насколько такие вещи обоснованы и насколько они мешают вообще отношениям. В ближайшем будущем мы намерены инициировать проведение двусторонней встречи, которую сначала на уровне министерств хорошо подготовим, а затем на уровне премьеров. Думаю, что такая встреча даст первый толчок. А потом будет стоять вопрос об организации встречи на высшем уровне, дабы окончательно снять все проблемы.
– Схему поставок газа в Украину через «РосУкрЭнерго» будете пытаться пересмотреть?
– Давайте пока не будем забегать вперед. Вопрос «РосУкрЭнерго», по сути, в наших двусторонних отношениях сейчас далеко не первостепенный. Если мы выстроим разумную и прозрачную схему отношений, которая будет учитывать интересы обеих сторон, конечно, будет и эта проблема стоять, но, думаю, лишь со временем.
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме