20:24 24.07.2006 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Николай Азаров: Мы возвращаемся к грамотной, внятной и прогнозируемой бюджетной политике

Выступление председателя Бюджетного комитета Н.Азарова на сессии Верховной Рады 24 июля 2006г. по проекту постановления ВРУ "Об основных направлениях бюджетной политики на 2007 год".

Уважаемый Председатель,
Уважаемые народные депутаты,
Уважаемые избиратели!

Хочу подчеркнуть неординарность решения, которое предстоит принять парламенту. Сегодня мы возвращаемся к грамотной, внятной и прогнозируемой бюджетной политике, но в принципиально новых условиях.

Впервые мы будем утверждать основы бюджетной политики для парламентско-президентской республики. То есть, будем формировать политико-экономическое задание фактически для самих себя, для коалиционного Правительства, которое будет действовать в соответствии с европейскими канонами политических обязательств парламентско-правительственных коалиций. Правительство Украины впервые будет сформировано политическими силами, получившими от народа мандат доверия, и это означает, что мы начинаем непосредственно выполнять обязательства перед избирателями.

Наша цель – восстановить высокие темпы экономического роста и на их базе кардинально поднять уровень жизни в Украине, обеспечить ускоренное движение к европейским нормам экономических, гражданских, гуманитарных свобод.

Всю сложность и ответственность задач, которые предстоит решить на пути достижения этой цели, можно оценить, лишь осознав, в какой ситуации находится страна.

В бюджет 2006 года заложены разрушительные дисбалансы. Выполнение этого бюджета провалено. Серьезнейшая угроза нависла над Пенсионным фондом. Сдающее дела Правительство предложило бюджетную резолюцию, которая обеспечила бы в 2007 году продолжение стагнации, замораживание реальных доходов людей при неконтролируемой инфляции. Экономика абсолютно не подготовлена к росту цен на энергоносители. Валютные резервы казны день за днем опустошаются бездумной таможенной политикой.

Все обещания предыдущей власти оказались пустыми звуками, а все действия – дилетантским маршем к экономической пропасти.

Народ, сделавший выбор еще в марте нынешнего года, остановил зарвавшихся политиков на краю этой пропасти. Народ уже долго с того времени ждет от нас шагов по предотвращению национальной катастрофы и предотвращению кризиса. Наконец, сегодня мы такой шаг можем сделать, предложив обществу новые, успешные подходы в бюджетной политике.

Комитет по вопросам бюджета, в соответствии с требованиями статьи 33 Бюджетного кодекса Украины, по результатам парламентских слушаний по вопросу бюджетной политики на 2007 год и анализа предложений комитетов, депутатских фракций и народных депутатов подготовил проект Постановления Верховной Рады Украины "Об основных направлениях бюджетной политики на 2007 год".

Мы предлагаем стабилизационный документ, дающий экономике однозначно позитивный сигнал о прогнозируемости и прозрачности бюджетной политики не только на 2007 год, но и на последующие годы.

Каковы важнейшие принципы этого документа? Это:
- Стабильность налоговой базы
- Снижение фискальной нагрузки
- Защита и поддержка отечественного товаропроизводителя
- Сохранение и повышение достигнутого уровня социальных расходов
- Увеличение доли местных бюджетов в Сводном бюджете

Стратегической задачей налоговой политики мы считаем обеспечение выполнения социальных обязательств государства на более высоком уровне при одновременном последовательном снижении фискального давления на бизнес. Таким образом, стоит задача ресурсного обеспечения бюджета за счет роста экономики, улучшения администрирования налогов и поощрения детенизации бизнеса.

Стабильность бюджетной политики и курс на развитие экономических свобод позволит бизнесу осуществлять долгосрочное планирование и укреплять добросовестную конкуренцию.

Бюджетный комитет предлагает ограничить в 2007 году долю перераспределения валового внутреннего продукта через Сводный бюджет не более, чем 30-ю процентами. Следует отметить, что последние два года господствовала противоположная тенденция, тормозившая экономический рост – увеличения перераспределения ВВП через бюджет с 26,5% в 2004 году до 32,3% в текущем году. Уходящее правительство предлагало продолжить эту пагубную для стагнирующей экономики тенденцию. Мы же закладываем принципиально иную тенденцию поощрения деловой активности, сокращая налоговую нагрузку на ВВП более, чем на 2%, то есть, оставляя в 2007 году в распоряжении субъектов хозяйствования более 10 миллиардов гривен.

За счет чего предлагается снизить налоговую нагрузку?

Во-первых, мы предлагаем отвергнуть явно авантюрные новации с введением новых налогов (на наследство, дарение, отчуждение имущества), предлагаем восстановить упрощенное налогообложение для малого бизнеса и вернуть специальные режимы налогообложения (технопарки, свободные экономические зоны) для тех проектов, которые продемонстрировали эффективность и перспективность. Положительный импульс, таким образом, получат реальные инвестиционные проекты.

Во-вторых, мы ставим перед Правительством задачу вернуться к заброшенным на два года важнейшим структурным реформам – прежде всего налоговой, включающей существенное снижение ставок основных налогов.

Конечно же, такая политика потребует от Правительства очень большой, содержательной работы по наполнению бюджета. Задачи и механизмы такой работы мы должны будем увидеть в Государственной программе экономического и социального развития Украины, которое Правительство обязано подать Верховной Раде вместе с проектом Государственного бюджета на 2007 год.

Будущему Правительству предложены такие ориентиры для повышения доходов бюджета в условиях снижения фискальной нагрузки.

Во-первых, нужно тщательно проанализировать влияние на экономику страны, на развитие внутреннего рынка ряда законов, которые снижали уровень таможенной защиты украинского рынка. В ряде случаев было допущено необоснованное снижение защиты гораздо раньше тех сроков, которые определены переходными периодами в подписанных Украиной протоколах о взаимном допуске на рынки товаров и услуг.

Вследствие ничем не обоснованной реализации с 2005 года начало складываться неприемлемое для страны отрицательное сальдо платежного баланса, которое только в первом полугодии 2006 года превысило прошлогодний объем и достигло 2,6 миллиарда долларов. А в правительственном проекте бюджетной резолюции на 2007 год и вовсе предлагалось обвалить баланс на минус 4,3 миллиарда долларов. Это просто неприемлемо с точки зрения национальной экономической безопасности. Поэтому важнейшим заданием для Правительства будет обоснованное, грамотное, неконфликтное восстановление защитных мер, которые позволят ликвидировать отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и обеспечить на 2008 год положительный платежный баланс страны.

Во-вторых, Правительство должно предложить в программе социально-экономического развития крупные инвестиционные инфраструктурные проекты, которые обеспечат экономический рост, компенсирующий доходы Государственного бюджета.

С целью более разумного и адресного использования бюджетных ресурсов, приближения их к конкретным потребностям людей предлагается кардинально изменить баланс государственного бюджета и местных бюджетов. Если в 2004 году доля местных бюджетов была доведена до 41%, то в 2005 году упала до 37%, в 2006 прогнозируется около 40%, и эту же траекторию нам предлагали оставить на 2007 год.

Правительство должно выработать обоснованное решение по увеличению доли местных бюджетов в Сводном бюджете страны с целью обеспечить местному самоуправлению возможности выполнять делегированные государством полномочия, решать вопросы жизнеобеспечения территорий и поддерживать стимулы регионального социально-экономического развития.

В Постановлении "Об основах бюджетной политики на 2007 год" мы также даем Правительству ряд поручений по совершенствованию управления расходной частью бюджета:

- Комплексно урегулировать проблему погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных учреждений. В том числе путем ограничения предоплаты

- Жестко экономить бюджетные средства на административные расходы органов государственной власти

- Контролировать эффективное энергосбережение в бюджетных учреждениях

- Выделять средства из Государственного бюджета на поддержку субъектов хозяйствования и на осуществление прикладных исследований в экономике исключительно на возвратной основе

- Усовершенствовать систему оценки эффективности бюджетных программ, контроля за достижением показателей их выполнения

- Предусмотреть приоритетное выделение государственных капитальных вложений на реформирование жилищно-коммунальной сферы, и в первую очередь – на предотвращение аварийных ситуаций.

Отдельно хочу обратить внимание на поручение Правительству проанализировать ценовую политику в сфере энергоносителей. Правительству предлагается одновременно с проектом Бюджета предоставить расчеты себестоимости на природный газ и электроэнергию, обоснованности цен для потребителей всех категорий, а также предложения по оптимальному размеру тарифов на 2007 год.

Несколько слов по поводу порядка рассмотрения в Бюджетном комитете предлагаемого Постановления.

В Комитет поступило около 40 писем с предложениями других комитетов, депутатских фракций и народных депутатов. Все они были рассмотрены и отработаны рабочей группой и должны членам Комитета по вопросам бюджета.

Не учтены предложения относительно текста правительственного проекта бюджетной резолюции, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрено вносить изменения в этот текст.

В соответствии с частью 6 статьи 33 Бюджетного кодекса Украины, Верховная Рада может или одобрить, или принять к сведению поданный Правительством документ. Бюджетный комитет предлагает парламенту не одобрять противоречивый и неконкретный правительственный проект, а принять его к сведению.

Предложения относительно конкретных направлений развития отдельных отраслей и регионов не учтены, потому что они не являются предметом бюджетной политики и должны рассматриваться в ходе подготовки программы деятельности Правительства, Государственной программы экономического и социального развития, в рамках отраслевых и региональных государственных программ.

Предложения по объемам расходов бюджета также не отражены в бюджетной резолюции, поскольку такие предложения рассматриваются в ходе принятия Государственного бюджета на 2007 год.

Исходя из всего изложенного, вношу предложение Комитета Верховной Рады Украины по бюджету принять соответствующий проект Постановления Верховной Рады Украины, а именно:

1. Принять к сведению поданные Кабинетом Министров Украины "Основные направления бюджетной политики на 2007 год".

2. Одобрить предложения Верховной Рады Украины и поручения Верховной Рады Украины Кабинету Министров Украины относительно "Основных направлений бюджетной политики в 2007 году", изложенные в приложениях к Постановлению.

3. Поручить Кабинету Министров Украины подготовить и подать в Верховную Раду Украины проект Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2007 год" с учетом "Основных направлений бюджетной политики на 2007 год", Предложений и Поручений к ним Верховной Рады Украины.

Благодарю за внимание!

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме