21:12 20.07.2006 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Н.Азаров: Настало время объективно и непредвзято, а главное профессионально, разобраться в реальной ситуации в стране

Содоклад председателя бюджетного комитета Н.Азарова на парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной политики


Уважаемый Александр Александрович!
Уважаемые коллеги, приглашённые, радиослушатели!



Хочу, прежде всего, выразить удовлетворение нашей фракции тем, что мы, наконец, перешли к рассмотрению важнейших вопросов, от которых напрямую зависит жизнь наших людей.

Шесть месяцев избирательной кампании, когда правительство работало в ручном режиме и не находилось под внимательным парламентским контролем, закончились.

Прошло то время, когда правительство говорило только то, что хотело, утаивало информацию о реальном положении дел. Теперь настало время объективно и непредвзято, а главное профессионально, разобраться в реальной ситуации в стране.

Когда мы вчера на заседании бюджетного комитета послушали отчёт Министерства финансов и комментарии Председателя Счётной Палаты о состоянии дел с бюджетом текущего года и предлагаемыми показателями бюджетной резолюции на 2007 год, стало совершенно очевидно, что нас ожидает бюджетная катастрофа, которую всячески пыталась скрывать нынешняя власть.

Бравурные доклады исполняющих обязанности министров о выполнении бюджета в этом году – миф. Они не способны ни планировать бюджет, ни его выполнять. Так, запланировав на первое полугодие всего 44% поступлений от годового показателя в общий фонд Государственного бюджета, они сегодня отчитываются о так называемом выполнении, тогда как по стандартному планированию в первом полугодии должно поступать более 46%. То есть, планируем не так как надо, а так, чтобы легче было отчитаться.

А что говорить о поступлениях в Специальный фонд Государственного бюджета, куда за первое полугодие поступило всего 37% от годовой суммы!

То есть, по итогам первого полугодия, выполнение Государственного бюджета по доходам провалено приблизительно на 3 млрд.грн. Сейчас нам придётся срочно исправлять ситуацию, потому что провал года при таких тенденциях может составить до 8 млрд.грн. И это, подчёркиваю, только по доходам.

Также ожидается полный провал поступлений по приватизации – из запланированных 2 млрд.грн. на сегодня поступило лишь 160 млн.грн.

Таким образом, только по этим двум позициям уходящий Кабмин оставляет нам в наследство недопоступления в Государственный бюджет в объёме 10 млрд.грн.

Кроме того, бюджет этого года не покрывает многие расходы, которые предусмотрены действующим законодательством.

Одна из основных проблем выполнения государственного и местных бюджетов – это повышение в 2006 году цен на природный газ и электроэнергию для бюджетных учреждений и населения, которое не смогло обеспечить уходящее правительство. Цена этого вопроса, по самым скромным подсчетам того же самого Министерства финансов, составляет около 1 миллиарда гривен. Кстати, "за скобками" стыдливо оставлено обещание обеспечить население дешевым газом собственного производства. И мы вправе спросить нынешнее правительство за это и потребовать детальных расчетов.
Нерешенным в государственном бюджете остается вопрос исполнения закона о повышении пенсий детям войны.

Из бюджета практически не финансируются расходы инвестиционного характера.
Фактически, бюджет нынешнего года не обеспечивает по меньшей мере 20 млрд.грн. расходов.

То есть, подводя итог бюджетной вакханалии текущего года, нужно сказать, что уходящий Кабмин оставил после себя нерешённых бюджетных проблем в текущем году минимум на 30 млрд.грн.

Общие экономические показатели текущего года также свидетельствует о безалаберном и откровенно негативном отношении к национальной экономике, отечественному производителю со стороны прежней власти.

Не буду долго останавливаться на цифрах – их все хорошо знают: замедление темпов роста реального ВВП до очень сомнительных 4,1% с учётом провальных результатов 2005 года как базы для сравнения и лукавства с дефляторами. Замедление индекса промышленного производства до 5 %, доведение сальдо внешней торговли товарами до негативного 2,6 млрд.долларов США за первое полугодие.

И вот при такой негативной ситуации в экономике страны мы должны составить себе уже "техническое задание" в виде "Бюджетной резолюции". То, что мы с вами будем принимать, это задание уже нам, а не им. При этом у нас ещё и острая нехватка времени. Учитывая, что Верховная Рада Украины начала свою работу в комитетах лишь с 19 июля текущего года, и на подготовку и подачу бюджета Кабинетом Министров остаётся менее двух месяцев, мы должны немедленно рассмотреть Основные направления бюджетной политики на 2007 год, чтобы новое Правительство могло иметь нормальные ориентиры при подготовке бюджета на следующий год.

Нам нужно дать такие предложения и поручения, чтобы те "благие пожелания", которые "подготовил" уходящий Кабмин в виде "Бюджетной резолюции", не мешали нормальной работе нового украинского Правительства по обеспечению роста благосостояния украинских граждан, роста национальной экономики.

В целом представленные Правительством "Основные направления бюджетной политики" крайне декларативны и в основном механически повторяют положения, вносившиеся на 2006 год. Это при том, что в преамбуле отмечено, что основные направления разработаны на среднесрочную перспективу.

Впрочем, "новшеством" сомнительным нынешнего документа стало то, что он, вопреки требованию ст. 33 Бюджетного кодекса, практически не содержит никаких конкретных цифровых параметров, "маяков" бюджетной политики на следующий год. То есть, кардинально изменена – до выхолащивания – роль бюджетной резолюции как основополагающего для организации бюджетного процесса документа.

Более того, правительственный документ пестрит противоречиями, несуразицами, объяснить которые можно только безответственностью исполнителей. Яркий пример – разночтения в макроэкономических прогнозных показателях на 2007 год, которые, кстати говоря, Кабинетом Министров до сих пор не утверждены. Так, в пояснительной записке неизвестно на каком основании приведены макропоказатели, которые существенно отличаются от тех, что содержатся в кабминовском постановлении "Об утверждении прогноза показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2007-2009 годы", в которой номинальный ВВП на 2007 год определяется в размере 605,5 миллиарда гривен при реальном росте 7%. Нужно заметить: абсолютно нереальные цифры, конечно.

Абсолютно проигнорирована в резолюции ценовая политика, которая в действительности требует особо грамотной разработки в условиях допущенного Правительством неконтролируемого галопирования цен.

Откровенно противоречиво содержание резолюции относительно части ВВП, которая перераспределяется через бюджет (фискальной нагрузки). Правительство декларирует неизменность фискальной и бюджетной политики, сохранение доли не выше, чем прогнозируемая на 2006 год. И тут же ставит цели упразднить налоговые льготы, усовершенствовать систему налогообложения, ввести какие-то новые налоги на наследство, дарение, отчуждение имущества. Вновь предлагается отмена упрощенной системы налогообложения для мелкого и среднего бизнеса.

Все это, безусловно, приведет к увеличению фискальной нагрузки и повышению доли ВВП, которая перераспределяется через бюджет. То есть, Правительство цинично обманывает бизнес красивыми декларациями, на самом деле не предлагая никаких механизмов, стимулирующих к преодолению стагнации экономики и выходу из кризиса.

В ответ на антиэкономические прожекты уходящего Правительства мы должны твердо и однозначно сказать: никаких новых налогов! Надо, наконец, дать бизнесу спокойно жить и работать, планировать деятельность не одним днем – "выживу, не выживу" – а стабильно и надолго.

Беспомощность разработчиков бюджетной резолюции ярко можно продемонстрировать на примере указанных ими рисков для доходной части бюджета. Они назвали то, что лежит на поверхности: рост цен на энергоносители (кстати, в мире темпы роста просчитывают, прогнозируют, а для наших чиновников это, наверное, непознаваемое стихийное явление) и связанное с этим непредсказуемое снижение прибыльности и замедление темпов прироста прибыли.

В то же время ни слова не сказано о механизмах компенсации потерь, сценариях минимизации или диверсификации рисков. Ни слова нет о проблеме погашения долгов за газ, о доведении НАК "Нефтебаз Украины" до банкротства. А уж тем более о том, как выводить государственную монополию из кризиса.

По мнению экспертов, ежегодные изменения формата бюджетной резолюции свидетельствует об отсутствии в Правительстве твердого понимания перспективных целей и задач, и об отсутствии единой методологии стратегического планирования, что препятствует принятию последовательных, системно увязанных решений и не обеспечивает стабильность бюджетной политики хотя бы на среднесрочную перспективу.

Таким образом, необходимо изменить сам формат документа. Мы предлагаем выделить отдельные разделы, которые описали бы стратегические, среднесрочные и тактические задачи, содержали бы лаконичный анализ выполнения направлений бюджетной политики в 2005 и 2006 годах. В самом документе, а не в пояснениях и сопроводительных материалах должны содержаться конкретные показатели социально-экономического развития и бюджетные параметры – тогда, утвержденные Верховной Радой, они станут законом и непреложным заданием для нового Правительства.

Также целесообразно хотя бы в информационном порядке отобразить макропоказатели на 3-4-летнюю перспективу с целью обозначить траекторию развития и оценить влияние предложенных направлений бюджетной политики в среднесрочной перспективе.

Принципиальным изъяном резолюции является то, что она не содержит таких важнейших направлений бюджетной политики, как усовершенствование бюджетного процесса, внедрения критериев оценки эффективности бюджетной политики, оценки влияния принятых решений на долгосрочную и среднесрочную перспективу, причем не только в бюджетной сфере, но и в экономике в целом.

В бюджетной резолюции, вопреки требованиям Бюджетного кодекса, вообще не уделено внимания вопросам регионального развития, в частности, инвестициям в социально-экономическое развитие регионов, выравнивание их уровня.

Поданный документ в основном содержит декларативные желания и мечты относительно реформирования бюджетной сферы, создания условий для развития реального сектора экономики, достижения макроэкономической стабильности, обеспечения реализации справедливой государственной политики.

Никакой реальной ресурсной базы под эти декларации не предлагается. Бюджет рассчитывается при планируемом росте реального ВВП на уровне лишь 4,2 % – то есть никакого реального улучшения в динамике роста этого показателя по сравнению с текущим годом не закладывается. Причём, в пояснительной записке ни слова не говорится, каким образом мы будем достигать этого роста. Надо сразу сказать, что мировые темпы роста ВВП в настоящее время больше 5%. То есть, нынешнее правительство сознательно закладывает ещё большее отставание Украины от развитых стран. Понятно, что оно вынуждено рассчитываться и устранять катастрофические последствия абсолютно разрушительной для экономики и социальной сферы политики правительства Тимошенко. Однако прошло ведь уже 10 месяцев, пора было бы приступить к планированию и проведению структурных реформ, реализации крупных инфраструктурных проектов. Ведь только это способно создать условия для серьёзного экономического роста.

Рост индекса потребительских цен планируется аж на уровне 10,5% – то есть фактически рост ВВП вдвойне перекрывается инфляцией. Давайте вспомним, как нас критиковали за инфляцию 10%. Тогда мы обеспечивали темпы экономического роста в 12%. В то же время замораживание минимальной заработной платы (о котором только что сказал исполняющий обязанности министра), прожиточного минимума, средней заработной платы по стране не только не перекрывает инфляцию, но и содержит реальную угрозу снижения условия жизни людей и снижения потребительской активности.

В Бюджетной резолюции предусматривается, что в 2007 году отрицательный платёжный баланс страны составит почти 4,3 млрд.долларов США.

Таким образом, правительство продолжает порочную политику Тимошенко, которая в перспективе может привести к краху национальной денежной единицы – гривны. Вот тебе и патриотизм и защита национальных интересов.

Так называемый "валютный коридор" – обменный курс гривны к доллару впервые планируется чрезвычайно широким. Так что, образно говоря, при таком планировании можно слона протащить. Как можно при таком коридоре планировать бюджет, каким образом стимулировать экспорт и ликвидировать отрицательное сальдо платежного баланса?

Не хочу дальше говорить о таких "горе"-прогнозах, тем более что они ни на чем не основаны.

Такое отношение к макроэкономическому прогнозированию было и в прошлом году, имеет место и в текущем.

Основной социальный параметр бюджета на 2007 год – это практическое замораживание минимальной заработной платы на год, которое планирует нынешнее Правительство. Так, с конца этого года до конца следующего планировалось увеличение минимальной заработной платы только с 1 декабря до 450 грн.

При этом ресурсная база не покрывает тех прорех, которые заложены в бюджете. Опять уходящее правительство предлагает их латать доходами от приватизации. Опять нам предлагают продать корову, чтобы купить молока! Опять в нарушение законодательства средства от приватизации пойдут на проедания в бюджете, а не на инфраструктурное развитие.
Не приватизацией нужно закрывать бюджет – нужно развивать экономику. Это, прежде всего, увеличивает бюджетные поступления.

Только так мы сможем решить, в том числе и проблемы Пенсионного Фонда, дефицит по которому в этом году оценивается в 20 млрд.грн.

А ведь кроме необходимости изыскать дополнительные бюджетные ресурсы для урегулирования самых острых социально-экономических вопросов, нужно привлечь государственные средства для внедрения инвестиционных проектов.

В рассматриваемом документе об этом не говорится ни слова.
Нет обоснований и расчетов удельного веса объема межбюджетных трансфертов в расходах государственного бюджета;
не содержится четкой позиции относительно удельного веса капитальных вложений в расходах государственного бюджета и приоритетных направлений их использования;
не приведен конкретный перечень предложенных для принятия законопроектов, которые они собираются внести на рассмотрение Верховной Рады;
отсутствуют обоснования необходимости деления бюджета на общий и специальный фонды.

Представленная Резолюция уходящим Кабмином декларирует увеличение финансовой самодостаточности бюджетов территориальных громад. Однако такое намерение не имеет подтверждения в самом документе и объяснениях к нему. То есть, как и в прошлом году, зависимость местных бюджетов от центра будет только усиливаться (вдумайтесь в такой показатель: показатель удельного веса трансфертов из государственного бюджета в объеме доходов общего фонда местных бюджетов в 2006 году уже превышает 50%).

Кроме изложенных выше общих, системных претензий к основным направлениям бюджетной политики, есть также серьезные замечания и возражения по отдельным положениям резолюции.

В направлениях бюджетной политики на 2007 год отсутствует положение о стабилизационном фонде, практика существования которого весьма положительно работает во многих странах и вполне соответствует антикризисным задачам и задачам выведения экономики на траекторию роста. В Украине такой фонд был обозначен в 2006 году, но Правительство так и не удосужилось разработать законодательную базу для его функционирования.

Мы не поддерживаем новаторство Правительства относительно перевода ВУЗов из статуса бюджетных учреждений в статус получателей бюджетных средств, что приведет к потере ВУЗами около 1 миллиарда гривен, и заставит тратить их примерно 500 миллионов гривен на содержание своих пенсионеров, что приведет к росту стоимости обучения примерно на 50%.

Таким образом, подытоживая, хочу ещё раз сказать, что нам предстоит большая работа по исправлению тех перекосов, которые были допущены предыдущим Кабмином.

Помимо прочего, необходимо запланировать ряд системных изменений. Во-первых, прирост реального ВВП мы должны обеспечить выше уровня инфляции. И мы должны поставить себе это как задачу. Во-вторых, необходимо обеспечить выполнение программы приватизации и реализации крупных инвестиционных проектов. Нам необходимо обеспечить бюджетную поддержку депрессивных территорий, необходимо вернуть органам местного самоуправления заинтересованность в наполнении и выполнении их бюджетов.

Мы должны обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.

Можно сделать очень много полезного через бюджетный инструментарий.

У нас есть и свои наработки, и мы, безусловно, учтём те выступления и те предложения, которые депутаты сегодня будут озвучивать.

Учитывая сжатые сроки для подготовки предложений и поручений Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на 2007 год, которые должны быть учтены новым Правительством при подготовке Государственного бюджета, мы обращаемся с просьбой к народным депутатам и комитетам предоставить свои предложения относительно бюджетной резолюции Бюджетному комитету сегодня до 19 часов.

Это даст возможность Комитету по вопросам бюджета тщательным образом проработать эти предложения и подготовить проект постановления Верховной Рады об Основных направлениях бюджетной политики на 2007 год для рассмотрения и принятия окончательного решения на пленарном заседании во вторник 25 июля текущего года.

Благодарю вас за внимание.

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме