12:00 06.06.2006 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Евгений Кушнарев: Если мы хотим быть в Европе, и чтобы нас там уважали, то нужно учиться жить по европейским нормам
В понедельник 5 июня2006г. состоялась пресс-конференция народных депутатов Евгения Кушнарева, Игоря Шкири, руководителя Днепропетровской областной организации Партии регионов Олега Царева.
Во вступительной части пресс-конференции Евгений Кушнарев относительно вопроса реализации в Украине Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств отметил: „ Поскольку Министерством юстиции и высокими должностными лицами неоднократно с грубейшими искажениями и надуманными формулировками фактически перечеркивается Закон Украины, который ратифицировал эту хартию и сама хартия, считаю необходимым привлечь ваше внимание к некоторым правовым аспектам.
Ответ на вопрос, может ли русский язык в Украине считаться региональным, дает п.2 Закона Украины «О ратификации в Украине региональных языков или языков меньшинств». Я цитирую: „Положення хартії застосовуються до мов таких національних меншин України: білоруської, болгарської, гагаузької, грецької, єврейської, кримськотатарської, молдавської, німецької, польської, російської, румунської, словацької та угорської”.
Обращаю внимание, что перечень языков, на которые распространяются нормы хартии, определен законом Украины.
Следующий момент: спекуляции по поводу того, что региональные языки – это языки которые могут исчезнуть из обихода. Хочу подчеркнуть, что в соответствии с нашим законодательством, Европейская хартия после ратификации стала неотъемлемой частью законодательства Украины и в соответствии с ч.2 ст.19 Закона Украины « О международных договорах Украины» обладает большей юридической силой, чем нормы законодательства Украины. В ст.1 самой хартии четко указано: „Термін „регіональні мови або мови меншин” означає мови, які традиційно використовуються в межах певної території держави громадянами цієї держави, які попадають у групу, що за своєю чисельністю менша ніж решта населення цієї держави”.
В Украине в целом в соответствии с переписью населения 29,6%, а в восточных и южных регионах намного большее число людей своим родным языком считают русский. Хотя точно также эти нормы могут использоваться и в отношении других языков, которые я называл. Поэтому эта спекуляция есть ни чем иным как попыткой бессовестных чиновников обмануть свой собственный народ.
Европейская хартия, которая является неотъемлемой частью законодательства Украины, расширяет права местных органов власти. В частности, в тех территориальных единицах, где проживает достаточное количество русскоговорящих граждан, советам предоставлены полномочия принимать следующие решения: об использовании русского языка органами местного самоуправления на уровне области, районов области, города, района в городе, поселков или села наряду с украинским языком; об опубликовании органами местного самоуправления своих официальных документов помимо украинского также и на русском языке; об использовании органами местного самоуправления русского языка в ходе дебатов на сессиях и в представительных органах наряду с украинским языком; при необходимости об использования или принятии как допустимых правильных традиционных мест и местностей на русском языке наряду с государственным.
Таким образом, полномочия местных советов являются теперь дополнительными полномочиями к тем, которые указаны в законе «О местном самоуправлении». Поэтому заявление о том, что местные органы власти не имеют право принимать такие решения – бессовестная ложь.
И еще один документ – Указ Президента Украины от 7 апреля 2006 года. Это указ о развитии отношений с НАТО. Обращаю ваше внимание, что одним из условий сотрудничества с НАТО, является (и это записано в Указе) обеспечение реализации положений Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Срок исполнения – в течение года, ответственные за исполнение – Минюст, Министерство иностранных дел, Госкомнацмиграции, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Президент обязал органы местного самоуправления в течение года произвести все необходимые действия для того, чтобы в Украине работала Европейская хартия.
Я могу продолжать и дальше, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы трезвомыслящие люди понимали: если мы хотим быть в Европе, если мы хотим, чтобы нас там уважали, то надо таки учиться жить по европейским нормам, тем более, если они стали частью законодательства Украины, а не заниматься передергиванием фактов или попыткой заново перевести на украинский язык хартию. Когда приедет мониторинговый комитет Совета Европы, мы постараемся помочь им увидеть всю двойственность политики Президента и государственных органов власти относительно решения этой проблемы. Думаю, Европа в этом вопросе нас и поддержит, и защитит.
Евгений Кушнарев ответил на ряд адресованных ему вопросов представителей СМИ.
Виктор Ющенко внес в Верховную раду законопроект о проведении учений в Крыму совместно с иностранцами. Будет ли Партия регионов голосовать за этот законопроект?
Мы не допустим рассмотрение этого законопроекта, как по правовым, так и по политическим мотивам. Правовые мотивы следующие: еще нет председателя Верховной Рады, не созданы парламентские комитеты. Без этих органов рассмотрение и принятие какого-либо закона невозможно. Это все знают, и об этом сегодня сказал А.Мороз, а уж он прекрасно знает все правовые нюансы в работе Верховной Рады. Касательно политической стороны вопроса, то вы слышали заявление президиума Политсовета. Мы вообще не будем вести разговор на эту тему до тех пор, пока не будет дана соответствующая политическая и правовая оценка всем тем, кто допустил нарушения Конституции и законов Украины, и сделаны соответствующие выводы. Когда ситуация вернется в правовое поле, тогда, вероятно, можно будет возвратиться к этому вопросу. Хотя сегодня мы не видим смысла углубляться в эту тему, поскольку Украину явочным порядком втягивают в НАТО.
Напередодні Партія регіонів робила заяви щодо необхідності об’єднати Україну, сьогодні ви сказали, що підтримуєте тезу, що Крим повинен бути вільним від НАТО, а якщо Київ оголосить себе вільним від ЄЕП, Львів вільним від СНД, що буде?
Буде дуже погано, якщо ми рухатимемось в такому напрямі. Але, якщо президент вважає, що він одноосібно може приймати рішення такого ґатунку, то він робить велику помилку, і саме такі дії сьогодні розколюють Україну і провокують подібні заяви та рішення. Я в цьому вбачаю, перш за все, політичний зміст, а не правовий. Але, якщо ви не вірите мені, то, сподіваюсь, такому спеціалісту як Бекешкіна ви можете довіряти, адже результати соціологічних опитувань показали, що навесні цього року 64,4% українців проти вступу України до НАТО. Навіть в західних регіонах 38% „проти”, а 32% „за”. Навіть серед виборців, які голосували за Ющенко, тих, хто проти НАТО, значно більше.
Я запитую: невже Президент не хоче з цим рахуватись? Він не хоче рахуватись з правом людей думати про Україну, але своєю рідною мовою, говорити про любов до України рідною мовою: чи українською, чи гагаузькою, чи російською? Він думає, що таким чином об’єднає націю? Не об’єднає! Він хоче в НАТО і думає, що всі за ним слідом повинні бігти? А нація сьогодні не хоче до цього альянсу. То навіщо робити ці кроки? Так хто розколює суспільство? Риторичне питання...
Так Ви підтримуєте закид, що Крим без НАТО – розкол в Україні?
Я підтримую політичну складову таких рішень. Якщо Президент не хоче рахуватись з думкою народу, то органи, які обрані народом, цю думку закріплюють своїми рішеннями.
Чего боится самая многочисленная фракция в парламенте, если в среду вынесут на голосование законопроект Президента о допуске, о проведении учений. Зачем блокировать это априори? Второй вопрос: вы настаиваете на референдуме о внеблоковом статусе Украины, к чему сейчас устраивать эти политические разборки, если речь идет только о политике?
Если следовать Вашей логике, то государство всегда право, а народ только должен проглатывать то, что кто-то будет решать. Мы избраны от народа и будем в Верховной Раде отстаивать волю наших избирателей. А они против НАТО. И это позиция не отдельных политиков Партии регионов, это позиция более 10 млн. наших избирателей. Вы говорите «голосовать за законопроект внесенный Президентом», то есть этим мы должны признать, что неоднократно нарушались Конституция и законы Украины, что Верховную Раду в данном случае , извините, «опустили ниже плинтуса», и она должна теперь по факту узаконить бессовестное антиконституционное действие должностных лиц.
Как вы прокомментируете заявления «оранжевых» о том, что действия, которые происходили в Днепропетровске и Харькове, – целенаправленные методы против «оранжевых» ставленников?
Мы хотим, чтобы Президент, как он, кстати, и заявил при назначении донецкого губернатора, уважал выбор людей, живущих в областях, где победила на выборах Партия регионов. Мы хотим, чтобы исполнительная власть в этих областях отражала настроения и приоритеты их жителей. Если в Харьковской области Партия регионов получила на выборах в Верховную Раду 52%, а «Наша Украина» – 5%. Если в областном совете у Партии регионов 83 мандата из 150-ти, а вместе с другими фракциями, которые подписали коалиционное соглашение и вошли в большинство, 116 голосов, то, разве удивительно, что эти депутаты использовали конституционное право заслушать отчет, дать оценку областной администрации и губернатору? Оценка дана: 105 голосов выразили недоверие, а две трети – это 100. Цифра 105 подтверждена и бюллетенями, и при утверждении протокола кнопками фактически уже в открытом режиме – еще раз ровно 105 голосов. Это свидетельствует о единодушной позиции людей. Как может работать такой губернатор в этой области?
Прошу прощения, но приведу пример из своей биографии … В январе прошлого года господин Аваков и сотоварищи снимали меня с должности председателя Харьковского облсовета. Снимали нагло, с грубейшими нарушениями закона. Я не приводил людей под стены совета, не выставлял милицию, которая в то время еще была мне подчинена в какой-то мере. Я не устраивал никаких провокаций, вышел на трибуну, сделал заявление и покинул зал сессии. И совершенно не жалею об этом. Кстати, облсовет в субботу удовлетворил мое заявление и отменил решение январской сессии 2005 года, которым тогда она удовлетворила протест прокурора. Потому что суд не нашел в моих действиях никакого нарушения по совмещению обязанностей. Таким образом, справедливость восстановлена.
И еще одна иллюстрация к вопросу, почему народные депутаты принимают участие в сессиях областных советов. Я тоже был на сессии в Харькове, ни во что не вмешивался и сидел в задних рядах, спокойно за всем наблюдая. Но, если бы не народные депутаты, сессия была бы сорвана, потому что в тот момент, когда счетная комиссия, в составе которой были представители абсолютно всех фракций облсовета, (в том числе и два представителя «Нашей Украины»), в закрытом помещении, в комнате президиума производила подсчет голосов, господин Аваков вместе с группой депутатов, заместителями по госадминистрации бросился в это помещение. Если бы они туда ворвались, думаю, мы бы не нашли бюллетеней. И только потому, что народные депутаты стали стеной возле двери и не пропустили их в комнату, где заседала счетная комиссия, счетная комиссия смогла завершить подсчет, оформить протокол, собрать все подписи и доложить результат. И то, что пять или шесть человек набросились на народного депутата Д.Шенцева, твердым предметом разбили ему голову, порвали рубашку, он защищал себя как мужчина, как человек, это тоже о чем-то говорит. К сожалению, политическая борьба и противостояние в Украине вышли за пределы цивилизованных форм. Если у нас не хватит понимания того, что в этой борьбе мы часто думаем не об Украине, не о людях, а только о собственных амбициях, если мы не остановимся, то боюсь, что ситуация может приблизиться к катастрофической.
По поводу заявления по инициированию выборов Президента через парламент. Вы считаете, что это лучше для избирателей, когда они получат Президента из третьих рук, чем лично избирать Президента?
Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание, что это заявление, а вернее, не заявление, а одна из фраз моего выступления, которое было сделано на заседании «круглого стола» по перспективам политической реформы в Украине. «Круглые столы» – это форма обмена мнениями, это дискуссия, поиск ответов на непростые вопросы. Если Вы прочитаете полностью мое выступление, а оно есть на сайте, то увидите, что я говорил о перспективах политической реформы. На первое место поставил необходимость углубления политической реформы, проведение ее второго этапа и сказал, что если Президент подчинится этой логике, то реформа будет развиваться, и мы уверенно будем двигаться в направлении европейской демократии и настоящей формулы парламентско-президентской республики. Если же (я рассуждал), Президент станет на пути реформы, а тем более попробует ее «опрокинуть», – то, я не исключаю, что в Верховной Раде начнет формироваться большинство, и я предположил, что Партия регионов будет в этом большинстве, которое поставит вопрос о выборах президента парламентом, а может быть, и вообще отмены этого поста. Прошу прощения, но мне кажется, что Вы живете некоторыми догмами. В мире много различных систем государственного устройства. Есть государства, где только президентская форма правления; есть государства, где президентско-парламентская; есть, где парламентско-президентская; и, наконец, есть государства, где вообще нет поста Президента. И они живут, прекрасно развиваются и управляются. Вопрос в том, как сбалансированы отношения между этими субъектами власти. Логика парламентско-президентской республики, – она закреплена в Конституциях всех таких стран,– заключается в том, что фигурой номер один является Премьер, а Президент имеет меньше полномочий, оставаясь в определенной мере арбитром и гарантом Конституции. Но не может быть двоевластия, – это самое страшное. У нас вся власть была у Президента. Премьеров он менял в зависимости от своего утреннего настроения. Сейчас у нас модель, когда треть власти у Президента, треть - у Премьера, и еще треть у Верховной Рады. Куда поведет этот «тяни-толкай», я не знаю. Считаю, что если мы начали двигаться в этом направлении, то логика заставит нас прийти к тому, чтобы уменьшать и далее полномочия Президента, а полномочия Премьера и Кабинета министров увеличивать, чтобы наиболее сильной была одна фигура, – это то, что я имел в виду.
– Скажіть, будь ласка, чи хтось з політичних сил вже відгукнувся на ту коаліційну угоду, яку ви презентували кілька тижнів тому, і чи ви вже змирилися, що працювати доведеться в опозиції. І якщо так, то як ви плануєте боротися за комітети, оскільки за всіма розкладами, які зараз пропонуються у "форматі трьох", вам випадає не більше чотирьох комітетів?
Щодо коаліційної угоди. Ми її направили всім партіям і блокам, які представлені у Верховній Раді. Від жодної партії чи блоку не отримали негативної відповіді, і ми знаємо, що ця угода активно вивчається і обговорюється в усіх фракціях парламенту. Ми не приховуємо того, що ведемо переговори з представниками усіх партій і блоків, представлених в парламенті.
Далі. Ми вже занурюємось в теоретичну площину, – ніхто сьогодні не може сказати, яка буде коаліція. Здається Вінський сказав, що є 15 розбіжностей, які вони ще не погодили, серед яких НАТО, продаж землі і такі серйозні питання, по яких я не бачу легкого шляху вирішення. Отже, не поспішайте, і навіть, знову-таки, теоретично, якщо складеться ця неопомаранчева коаліція, то часу на її існування, думаю, відведено небагато. Тому ми наполегливо продовжуємо консолідувати більшість, яка дійсно зможе забезпечити сталу роботу Верховної Ради, надійну підтримку Уряду, і дбати про державу і український народ. І така коаліція відбудеться, – завтра, через місяць, через рік, але відбудеться обов'язково.
Без Партії регіонів жодна коаліція не забезпечить виходу України з того кризового стану, в якому вона знаходиться. Ніхто не зможе без нас об'єднати українську націю, – оскільки ми представляємо майже половину українського народу, – а відтак вирішити будь-яке важливе питання. Так що давайте трошки почекаємо. Принаймні, ми не заважаємо «помаранчевим» об'єднуватись. Навпаки, ми вимагаємо цього від них! Якщо вони 7-го червня, не дай Боже, будуть знову просити перерву, то ми закриємо двері у Верховну Раду, як в ту конституційну ніч, і нехай у сесійній залі домовляються, поки не дійдуть згоди!
Скажіть будь ласка, як ви відноситеся до того, щоб до порядку денного було введено питання про формування Конституційного суду? Чому сьогодні відмінили засідання погоджувальної ради?
Гучні заяви, які на меті мають одне, – якось натиснути, залякати і добитися необхідного результату. Вже є коментарі досвідчених правників про те, що ніякі судді не будуть ані обрані, ані приведені до присяги, тому що немає керівництва Верховної Ради, немає діючого прем'єр-міністра, немає діючого голови Верховного суду. За Конституцією, ця присяга вимагає їх присутності. Хто буде підписувати закон?
А щодо засідання цієї робочої групи, – вчора мені повідомили, що вона повинна збиратись, а сьогодні вранці повідомили, що засідання переноситься на завтра. Не знаю, що спонукало її збирати, чому засідання перенесли на завтра. Хочу підкреслити, щоб ми не були знову в полоні якихось уявлень про великі можливості цієї робочої групи. Це орган, який може тільки щось обговорити.. Але включати чи не включати якесь питання в порядок денний, вирішуватиметься тільки самою Верховною Радою у сесійній залі. Так що поговоримо завтра, послухаємо один одного, а все буде вирішуватись 7-го червня саме в парламенті.
Пане Євгене, питання до Вас. "Наша Україна" звинуватила Партію регіонів у насадженні федералізму. Ситуація в Криму, російська мова і останні події в Харкові... Прокоментуйте, Будь ласка.
Считаю, что это откровенно спекулятивное заявление и нежелание считаться с реалиями, которые сложились в Украине после мартовских выборов. Мы много раз уже об этом говорили, – и ученые, и специалисты, и политики, и практики, – результаты выборов показали, что Украина разделена не по идеологическим, а по цивилизационным признакам, которые четко выражены в территориальном разрезе. Это особенность, и это большая проблема и опасность для Украины. Но если лечить эту проблему путем навязывания воли одной части другой части Украины, то это будет только углублять и обострять все эти проблемы. Любые наши попытки отстоять интересы наших избирателей преподносятся как какие-то гипотетические угрозы, намерения что-то расколоть, отделить и так далее. Это примитивная, недальновидная и неконструктивная позиция. Смотрю на Президента: то он сделает нормальный шаг, как это было например, в Донецке, то вприпрыжку опять назад. Видимо, вечером позвонят „оттуда”, отчитают, и он сразу меняет свою позицию. С одной стороны, Ющенко и понимает, что надо начинать диалог, который предполагает движение навстречу друг другу, а не навязывание своей позиции оппоненту, и тут же сам этого пугается.
Спасибо Вам большое. Хочу Вас от всей души, от Партии регионов поздравить с Вашим профессиональным праздником, который будет 6 июня, пожелать вам творческих успехов, здоровья, настроения хорошего и главное, - чтобы вы всегда были свободны и руководствовались только своей совестью во всем том, что вы снимаете, пишете, фотографируете.
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме