16:45 29.10.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Николай Азаров: Суть решения проблем – в концентрации всех ресурсов государства на приоритетных направлениях
Народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, министр финансов Оппозиционного правительства Николай Азаров, выступая с трибуны Верховной Рады Украины, заявил следующее:
- Если бы правительство прислушивалось к своим оппонентам, к тому, что мы неоднократно предлагали в сессионном зале Парламента 11 июля, 23 сентября и в октябре, ситуация в стране сейчас была бы намного лучше.
Сегодня правительство паникует и нагнетает страсти. К сожалению, не всегда с продуманными заявлениями выступает и руководство Национального банка. Но прежде, чем предпринять какие-либо меры, нужно четко и хладнокровно проанализировать причины того, что произошло. И тогда станет понятно, что надо делать.
Прежде всего, следует вспомнить 2005 год, когда без всякого мирового финансового кризиса правительство Тимошенко обвалило производство в стране, и в августе мы имели абсолютное падение валового внутреннего продукта. Аналогичная ситуация происходила и в этом году. Еще две недели назад премьер-министр утверждала, что никаких проблем в стране нет, и не отвечала на нашу критику и наши предложения. И вдруг она осознала, что в страну пришел кризис. Но кризис в страну пришел не вдруг. В 2008 году все начиналось точно так же, как происходило в 2005-ом, - с популистских выплат, с ограничений кредитования экономики, с административной борьбы с ценами, с ревальвации гривны, с протекционизма импорта, с повышения тарифов на транспортные услуги.
Мы на это обращали внимание не раз. Нужно заметить, что уже к сентябрю текущего года уровень недоверия мировых инвесторов к политике правительства, то есть спред, увеличился в 8 раз. А когда правительство в сентябре представило проект бюджета на 2009 год, то все мировые инвесторы ахнули. Потому что внимательный анализ бюджета как основного финансового государственного документа показал, что правительство не понимает, в какой обстановке оно работает.
Более того, законопроекты, которые подавались правительством в сентябре этого года, свидетельствовали о полном непонимании Кабинетом Министров того, какое влияние имеет экономический кризис на страну. И удивительно, с какой легкостью правительство отказывается от своих предложений и меняет свою позицию. Твердой, выверенной позиции у него нет.
Что сейчас предлагается правительством? Фактически - замораживание заработной платы, сокращение рабочих мест в бюджетной сфере. Внедряется потенциально коррупционный механизм распределения средств МВФ и механизм смены владельцев банков. Разрушается существующая на сегодня система учета и взыскания иностранных кредитов. Дочерним кампаниям НАК «Нафтогаза Украины» позволяется платить дивиденды не в бюджет, а непосредственно кампании. Банкам предоставляется право на внесудебное взыскание залогового имущества. Мы не можем поддержать такую позицию правительства и Президента. Потому что эти меры не решают проблемы борьбы с последствиями мирового финансового кризиса.
Что нужно сейчас сделать, и что предлагается в нашем законопроекте? Прежде всего, необходимо прекратить панику абсолютно на всех уровнях. В Украине достаточно ресурсов для того, чтобы решить все проблемы, которые стоят перед ней сегодня, и о чем не говорится ни слова ни в правительственном, ни в президентском законопроекте?
Это, прежде всего, проблема платежного баланса: нужно выровнять объемы экспорта и импорта. Это проблема экспортноориентированных отраслей: необходимо поддержать переориентацию экспортноориентированных отраслей на внутренний рынок. Это проблема банковской сферы: необходимо восстановить к ней доверие, обеспечить повышение ее ликвидности, найти ресурсы для выполнения внешних обязательств и восстановить в полном объеме кредитование экономики. Суть решения этих проблем – в концентрации всех ресурсов государства на приоритетных направлениях. 9/10 этой работы концентрируется в министерствах, ведомствах и Национальном банке.
Что мы предлагаем? Первое – создать стабилизационный фонд. Это наше предложение учтено в президентском законопроекте. Но как учтено? Ресурсом стабилизационного фонда предлагается сделать доход от приватизации. Но в таком случае первая гривна в этот фонд поступит только через полгода.
В нашем законопроекте четко и ясно выписаны имеющиеся сегодня ресурсы, которые нужно направить в стабилизационный фонд. Мы предлагаем такой механизм работы стабилизационного фонда, при котором он осуществляет свою деятельность через государственные банки. Эти банки будут иметь право использовать ресурсы стабилизационного фонда:
- на предоставление кредитов для погашения и обслуживание кредитов, полученных отечественными банковскими учреждениями и субъектами хозяйствования от иностранных кредиторов на конкретную дату;
- на финансирование инфраструктурных инвестиционных проектов общегосударственного значения на возвратной основе;
- на удешевление кредитования проектов малого и среднего бизнеса, в частности, тех, которые влияют на повышение уровня занятости населения;
- на предоставление кредитов на завершение строительства жилья, которое осуществляется с привлечением ипотечного кредитования.
Среди направлений такой поддержки мы видим также представление помощи сельхозпроизводителям в приобретении минеральных удобрений и средств защиты растений отечественного производства. Это позволило бы поддержать не только химическую промышленность, но и аграриев, и обеспечить создание и защиту рабочих мест. Кредиты могут быть предоставлены полностью или частично путем приобретения государственными банками облигаций, которые выпускаются такими получателями. В нашем законопроекте четко прописывается, каким образом формируется стоимость таких кредитных средств.
Хочу обратить внимание на то, что мы, в отличие от законопроектов, представленных правительством и Президентом, предлагаем не ручное управление, а нормальные рыночные подходы. Кроме того, мы предлагаем абсолютно прозрачный механизм распределения средств стабилизационного фонда. Почему был выбран именно такой механизм? Потому что консервативность взаимоотношений между банками позволит минимизировать кредитные риски.
Второе. В нашем законопроекте гарантируются все вклады граждан, и таким образом восстанавливается доверие граждан к финансовой системе государства. Предусматривается гарантирование каждому вкладчику возмещение средств по его вкладам, включая проценты на день недоступности вкладов, в размере 150 тысяч гривен. Для того, чтобы предложенный механизм работал, необходимо, чтобы Фонд гарантирования вкладов физических лиц имел стабильный источник пополнения. И эта норма в нашем законе прописана.
Есть еще несколько проблем, которые может урегулировать наш законопроект. Мы практически сохраняем механизм налогообложения села, который действовал до сих пор, а также механизм изменения таможенных пошлин. Правительство предлагает присвоить право на эту процедуру себе. Я, проработав в правительстве немало лет, знаю, что так делать нельзя.
Это механизм правительство должно представить Верховной Раде в виде соответствующей программы, и мы должны за него голосовать и изменять меры тарифной защиты.
Кроме того, если у нас объем импорта прогнозируется на следующий год на сумму 80 миллиардов долларов, а объем экспорта – на сумму 60 миллиардов долларов, то мы должны сократить наш импорт минимуму на 10 миллиардов долларов.
Мы должны все вместе принять это ответственное решение. В нашем законопроекте предлагаются способы, как это сделать.
Наконец, мы немедленно предлагаем принять бюджет на 2009 год. Потому что это главный ориентир всей финансовой политики правительства на следующий год. Это – инструмент, который покажет, можно ли нашей стране доверять или нет. Затяжка с принятием бюджета создает неопределенность в формировании антикризисных мер.
Кроме того, три миллиарда первого транша МВФ, которые мы получим, - это большие деньги. Срок возврата кредита МВФ – пять лет. С учетом этого кредита в 2013 году государственный долг Украины, который сейчас составляет 14 миллиардов долларов, буде составлять 36 миллиардов долларов. 2013 год – это год пиковых выплат. Поэтому на встрече с делегацией МВФ представители Партии регионов поставили четкий вопрос: такой кредит не может быть представлен на пять лет. Он должен быть представлен минимум на десять-пятнадцать лет. Я думаю, что это вполне реально.
Я предлагаю поддержать законопроект, который предложила Партия регионов и который может реально изменить ситуацию в нашей стране.
Пресс-служба Партии регионов
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме
18 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |