13:15 22.07.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Юлия Ковалева: На смену монополии центра должен прийти принцип партнерских отношений между государством и самоуправлением

18 июля в Харьковском областном совете состоялась рабочая встреча председателей бюджетных комиссий областных советов Украины на тему: «Взаимоотношения местных и государственного бюджетов: проблемы и пути решения». Во встрече приняли участие представители двенадцати областей Украины и АР Крым, председатель Харьковского областного совета, председатель Харьковской областной организации Партии регионов Василий Салыгин, народные депутаты Украины, члены бюджетного комитета Верховной Рады Юлия Ковалева и Алла Александровская.

Предлагаем вашему вниманию выступление народного депутата, члена парламентской фракции Партии регионов Юлии Ковалевой:

Уважаемые участники семинара!

В качестве члена бюджетного комитета Верховной Рады Украины я участвую в бюджетном процессе «изнутри». К сожалению, должна констатировать, что те тенденции, которые проявились в бюджетном процессе в этом году, являются осложняющими для регионов. Бюджет, фактически, отсутствует. Изменения в бюджет-2008, поданные в июле вместо марта, то есть тогда, когда уже вовсю должна идти работа над бюджетом следующего года, парламент не утвердил. А документ, который Рада приняла 26 декабря 2007 года, и который действует сегодня в качестве Закона Украины «О Государственном бюджете», имеет дефицит почти в 20 миллиардов гривен.

Покрыть дефицит предполагалось из средств, полученных от приватизации крупных пакетов акций госпредприятий. Но, как мы знаем, предложенные Кабмином варианты приватизации жестко раскритикованы и парламентом, и Президентом Украины. Таким образом, специальный фонд Госбюджета, и, соответственно, областных бюджетов наполнен не будет. Это больно ударит по регионам.

Однако жизнь в регионах не может и не должна остановиться. Так же, как и депутаты местных советов, мы, народные депутаты, отвечаем перед людьми за положение дел в регионах. Поэтому мы добровольно идем на то, чтобы становиться «толкачами» наподобие снабженцев советских времен, активными лоббистами интересов региона в бюджетном комитете Верховной Рады и кабинетах Кабмина.

Если же говорить о перспективах развития межбюджетных отношений, то в Украине давно назрела потребность внедрения программно-целевого планирования и разработки системы оценки качества государственного управления и государственных услуг. В противном случае все решения по расходам, которые сложнее платежа за воду или за газ, так и будут приниматься на уровне парламента и правительства, а профильный комитет Верховной Рады ежегодно будет согласовывать с Кабмином многостраничные постановления, в которые включен перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет государства. Вплоть до выделения десяти тысяч гривен на ремонт больничных санузлов…

К сожалению, правительство часто опасается отдавать деньги на места во многом из-за невозможности проследить их использование. Сейчас все программы развития и значительная часть капитальных расходов финансируются из Государственного бюджета через базовые органы местного самоуправления — города, поселки и села. Но система финансового аудита и контроля местных бюджетов отсутствует. И КРУ, и Счетная палата системно и целенаправленно проверяют расходование средств государственного бюджета.

Это и порождает желание Минфина передать функции расходования средств территорий рай- и облгосадминистрациям. Но такой вариант распределения госсредств всегда будет иметь течи, через которые уходят финансовые средства, потому что киевскому чиновнику никогда не перехитрить местного бюрократа.

ХХІ век не зря часто называют эрой расцвета самоуправления. Страны Западной Европы уже почувствовали преимущества децентрализации власти, когда на смену монополии Центра приходит принцип договорных отношений между государством и самоуправлением — двумя формами организации общества. Украина тоже должна решиться на этот шаг.

Государство должно заняться целевым финансированием долгосрочных государственных программ. Необходимо пересмотреть и подходы к их финансированию. Вкладывать госсредства не в систему, скажем, здравоохранения как таковую, а в здоровье нации. Не в систему образования, а в уровень образованности.

Государственные и частные учреждения должны иметь возможность конкурировать за получение государственной поддержки в зависимости от того, кто лучше умеет вылечить или научить людей, а чиновники — проверять не столько законность расходования средств, сколько результат, который получен за эти средства. Тратить же деньги исключительно на поддержку системы, например, государственного здравоохранения, если она не способна оказать медицинскую помощь на уровне мировых стандартов, нерационально.

Но все это — дело будущего, когда утихнут политические страсти. Пока же государственные финансы служат не людям, а политикам.

Тем не менее, не хочу заканчивать выступление на пессимистической ноте. Я призываю депутатов, которые работают над местными бюджетами, быть трудолюбивыми оптимистами, использовать все возможности для привлечения государственных средств в регионы, и по возможности стимулировать их эффективное использование с тем, чтобы ни одна гривна бюджетных средств не была потеряна для развития.

Еще хотела бы обратить внимание собравшихся коллег на активное включение в работу по подготовке материалов, а также тесный контакт представителей всех уровней и партий при разработке бюджета на следующий 2009 год.

На момент выхода бюджетной резолюции предложения, которые поступают от депутатов и администрации поселков и районов городов, должны быть оформлены согласно существующим постановлениям и инструкциям. Они должны иметь экономико-техническое обоснование, проектно-сметную документацию, экспертное заключение и остальные предусмотренные для этого документы.

Надеюсь на взаимопонимание и поддержку в подготовке бюджетного процесса 2009 года.

Пресс-служба Харьковского областного совета

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме