16:30 17.07.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Николай Азаров: Правительство Тимошенко прячет голову в песок

Выступление по вопросу недоверия Правительству Тимошенко на сессии ВРУ 11 июля 2008 года

Заканчивая выступление с трибуны Верховной Рады, которое приведено ниже, я сказал Правительству прямо в глаза: «У вас будет возможность оценить все цифры, которые я здесь привел, выйти на эту трибуну и сказать, какую цифру - хоть одну! - я назвал неправильно, какой вывод - хоть один! - я привел не соответствующий действительности, не основанный на объективном анализе. Хотелось бы, чтобы весь этот материал, который Оппозиционное правительство постоянно нарабатывает и присылает в Кабмин, наконец бы использовался, учитывался и делались грамотные выводы».

После этого Премьер-министр крупнейшей европейской страны не посчитала для себя зазорным признаться, что ничего из выступления не поняла. Люди, живо обсуждающие все то, о чем я говорил, понимают, а Премьер-министр - нет. Члены правящей коалиции тоже продемонстрировали нежелание или неумение вести конструктивную дискуссию, попросту отмахнувшись от неопровержимых аргументов и обоснованных выводов. Ни одна цифра, ни один вывод не были оспорены или опровергнуты или даже обсуждены по делу.

Единственным конкретным моментом обсуждения, где прозвучали цифры и сроки, пожалуй, можно считать персональное обещание главы фракции БЮТ Ивана Кириленко произвести 60 миллионов тонн навоза за год…

Что ж, власть может закрывать глаза, прятать голову в песок, вешать лапшу (или навоз) на уши, но от этого проблемы, поставленные не мной, а жизнью, не решатся.

Поэтому очень важно, чтобы в дискуссию включились граждане, эксперты, представители реального сектора экономики, чтобы именно они поняли, что мы хотели сказать, и беспристрастно оценили деятельность Правительства.

Я ведь говорил не о судьбе Правительства Тимошенко, а о судьбе Украины…

-Уважаемый Арсений Петрович, уважаемые народные депутаты!

Мы должны были сегодня принять одно решение – это продлить сессию на следующую неделю, и на следующей неделе начать с того, чтобы рассмотреть социальные законы, рассмотреть бюджет и рассмотреть вопрос, который мы сегодня рассматриваем. За один день рассмотреть столь важные вопросы, Арсений Петрович, – это неуважение парламентаризма, неуважение политических партий, которые инициировали вопрос недоверия к политике власти, неуважение и Правительства.

Давайте спокойно, объективно проанализируем итоги шестимесячной работы правительства. В прошлом остались поощрительные оценки международного инвестиционного общества, предрекавшего Украине в 2004 году роль восточно-европейского тигра. Сегодня рейтинговые агентства выставляют Украине все более и более скептические оценки, а индекс риска вложений в украинскую экономику, известный всей экономической общественности как спред по ценным бумагам, достиг исторического максимума. Он хуже сейчас, чем во время финансовой паники конца 2004 года.

О чем говорят показатели работы промышленности, строительства, сельского хозяйства? Они свидетельствуют о сворачивании деловой активности, замедлении темпов развития экономики. Бесспорное подтверждение сказанному – показатель индекса ПФТС, который, к сожалению, мало используется в нашей статистике. С начала года индекс фондового рынка уменьшился более чем на треть. А это значит, что капитализация всех наших отечественных компаний, всей нашей украинской экономики автоматически уменьшилась на одну треть. Так что особенных оснований для оптимизма, к сожалению, нет.

На самом деле ситуация довольно драматическая. Оказывается, даже после анонсированных совещаний у Президента всего экономического блока Правительства и Национального банка до сих пор совершенно не понятно, по каким макроэкономическим прогнозам будет жить страна во втором полугодии этого года. Кто может ответить, каким будет валютный курс? Кто может ответить абсолютно достоверно, какая будет инфляция? Ну не считать же серьезным прогноз инфляции 15,9% при уже имеющейся инфляции за шесть месяцев 15,5%.

Темпы роста валового внутреннего продукта в Украине упали с 7,9% до 6,4%. Но самое главное даже не это. Можно было бы, в принципе, и шесть процентов считать хорошим показателем, если бы не составляющие этого экономического роста. А вот здесь правительству надо было бы обратить внимание на то, что лидером роста, который собственно и определил основной вклад в валовой внутренний продукт, была торговля. А за счет чего? Оказывается, за счет небывалого скачкообразного роста импорта, то есть оплаты добавленной стоимости, созданной за рубежом. С апреля значительную долю стала вносить такая составляющая, как налоги. Вот эти две составляющие дали основной вклад в рост валового внутреннего продукта.
К сожалению, нашему правительству вместо критического подхода в своей деятельности свойственны завышенные самооценки. Например, заявляется, что Украина демонстрирует наилучшие показатели темпа роста экономики в регионе. На самом деле, к большому сожалению, Украина сбавила темпы роста на фоне других стран Содружества, и по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ по темпам промышленного роста опустилась со второго на третье место.

Несколько слов о так называемом тормозном пути экономики. Те виды экономической деятельности, которые создают рабочие места, увеличивают добавленную стоимость, с начала 2008 года росли инерционно, и поэтому незначительно. Например, в перерабатывающей промышленности в мае увеличение составило лишь 0,1%. Еще более удручающая ситуация в энергетике: в июне выработано электроэнергии на 3,5% меньше, чем в мае. Валовая добавленная стоимость в строительстве с начала года не достигала прошлогоднего – вдумайтесь! – уровня, а по итогам 6 месяцев в физических объемах уменьшилась почти на 4%. Динамика промышленного производства на 1 июня 2008 года на треть отстает от прошлогодней. Если за 5 месяцев 2007 года темпы роста промышленного производства составили 12,2%, то в 2008 году этот показатель снизился до 8%. И это считается рекордным ростом?

С начала года украинские нефтеперерабатывающие заводы произвели почти на 30% меньше дизельного топлива, бензина. Не в этом ли причина такого стремительного роста цен на дизельное топливо, что Украина прочно переходит на импортный дизель и соответственно импортирует высокую инфляцию, которая характерна для нефтепродуктов? В легкой промышленности уже ни один год продолжают сокращаться объемы производства по большинству товарных позиций. Индекс металлургического производства снизился в 5 раз. Все это свидетельствует о накоплении негативных тенденций в экономике, связанных как с ограниченностью собственных средств компаний, так и с недостаточной поддержкой со стороны бюджета и банковского сектора.

На торможение объемов строительства среагировали смежные отрасли. По сравнению с прошлогодними упали объемы производства шифера, асбеста, цемента, древесины, окон, дверей, обоев, бетонных плит, плитки, цемента и так далее.

Отечественный морской, речной торговый флот за 5 месяцев уменьшили перевозку грузов на 7%. Значительно уменьшились (на 21%) объемы транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам.

Недавно нас шокировали заявлением, что, оказывается, Украина готова прокормить всю Европу. Однако у каждого украинца, каждый день заходящего в магазин, возникает закономерный вопрос: а за счет кого? В Украине сокращается переработка продукции сельского хозяйства, объем производства продуктов питания, рост объемов производства продуктов питания за 6 месяцев упал почти вдвое, уменьшены объемы производства: говядины и телятины – на 15%, свинины – на 48,6% и так далее, и так далее.

Обратим внимание, уважаемые коллеги, на прогнозы правительства относительно хорошего урожая. Безусловно, нас радует то, что в этом году мы должны собрать хороший урожай. Однако ради объективности заметим, что основной вклад внесло наше правительство, которое на 25% увеличило площади посевов под озимыми культурами. А вот в 2008 году посевная кампания проходила значительно медленнее прошлогодней. Яровые культуры посеяны на значительно меньших площадях, и при этом в структуре посевных площадей удельный вес подсолнечника значительно увеличился. Беспокоит также, что площадь посевов рапса в ущерб зерновым культурам увеличилась почти в два раза.

Еще один факт, который нельзя обойти вниманием – это существенное сокращение посевов сахарной свеклы в текущем году - на 38,5%. Среди причин такой ситуации - низкая рентабельность выращивания этой культуры и усиление административного давления на отечественный бизнес.

Замедление роста экономики Украины наблюдается на фоне высокого ценового тренда. Нам говорят о какой-то победе над инфляцией. Но обратим внимание, что инфляция за 6 месяцев сравнялась со всей прошлогодней инфляцией, и это только по индексу потребительских цен. А если говорить об индексе цен промышленной продукции, которые, как громадный навес, нависают над потребительским рынком, то он в 2 раза превышает прошлогодний: 29,6%, против 14%. И последствия этого «навеса»» нам предстоит ощутить уже в ближайшие месяцы. Инфляция за 6 месяцев работы правительства Януковича была в 4,5 раза ниже, чем инфляция за 6 месяцев деятельности сегодняшнего правительства. И это факт. Неприятный факт, вам он не нравится, но он – факт.

Казалось бы, у правительства появилась возможность принять серьезные меры по обузданию инфляции. А что сделано? Ваш бюджет, который вы представили в Верховную Раду, к сожалению, спровоцирует очень серьезную инфляцию, особенно осенью. Мы к этому еще вернемся.

Объясняя причины инфляции, обычно говорят об общемировых тенденциях. И даже иногда говорится, что в июне, например, в странах еврозоны инфляция превзошла все рекорды, достигнув 3,9%. Забывают, однако, что инфляцию в еврозоне считают по году, и 3,9% – это июнь к июню. А у нас, как вы знаете, эта инфляция почти в 5 раз выше. Поэтому объяснять причины роста цен у нас исключительно общемировыми тенденциями или европейскими тенденциями - это значит не понимать причину нашей собственной инфляции, и соответственно, не делать ничего для того, чтобы серьезно обуздать рост цен.

Между тем, опыт европейских стран показывает, что с инфляцией можно справиться, и решительные действия правительств стран еврозоны с их центральным банком дают все основания полагать, что инфляция там снизится, и в годовом исчислении будет меньше 3,9%. И сейчас такие показатели у нас уже есть.

Мы очень много говорим и рассуждаем о социальной защите населения. Недавно здесь мой многолетний коллега якобы недоумевал: а за что критиковать правительство? Так вот я ему отвечу за что.

В мае 2008 года граждане Украины были вынуждены покупать: подсолнечное масло почти в 1,8 раза дороже, чем в мае прошлого года; яйца дороже в 1,5 раза; молоко и сыр в 1,4 раза. А в странах Европейского Союза, на которые вы так любите ссылаться, уважаемые коллеги, за это же время на эти ж продукты максимальный показатель роста цен – 13%.

Внутренний спрос на промышленную продукцию тесно связан с объемами и условиями кредитования, которые в текущем году существенно ухудшились вследствие жестких монетарных мер Правительства и Национального банка.

Кредитная поддержка национальной экономики значительно отстает от прошлогоднего уровня и уменьшается из месяца в месяц. В течение апреля 2008 года сумма кредитов юридических лиц увеличилась всего на 1,1%. А с учетом роста инфляции произошло реальное сокращение кредитования юридических лиц. Второй месяц подряд расширение объемов кредитования в национальной валюте не превышало 2%, а в мае текущего года практически полностью остановилось. Это прекрасно знают все, кто имеет дело с кредитами банков.

Высокий уровень процентных ставок является препятствием для проведения долгосрочных инвестиционных проектов. В свою очередь политика искусственного укрепления гривны стала дополнительным ударом и по отечественным товаропроизводителям, и по гражданам.

Кроме того, продолжается увеличение налогового давления на украинские компании вследствие накопления переплат, отказа от оформления налоговых векселей, накопления невозмещенных сумм НДС, а также административного регулирования цен со стороны исполнительной власти. О последствиях таких действий свидетельствует возобновление тенденций убыточности предприятий как главного индикатора развития отечественной экономики. За январьапрель темпы роста прибыли остались на прошлогоднем уровне, а вот объемы убытков в полтора раза выросли. Любое вменяемое правительство задумалось хотя бы над одним этим показателем. Почему в полтора раза увеличились убытки наших предприятий? Что надо сделать для того, чтобы восстановить прежние темпы роста прибыли?

Вызывает обеспокоенность накопление убытков в производстве пищевых продуктов. Они увеличились в 1,6 раза. В деревообрабатывающей промышленности – в 1,7 раза. В целлюлозно-бумажном, металлургическом производстве – в 2,2 раза. Такие тенденции в дальнейшем не будут способствовать расширению предложений отечественных товаров и уменьшению инфляционного давления. Хаотичные, популистские, недальновидные решения, которые именуются экономической политикой, уже привели к существенному повышению цен производителей, и особенно по тем видам экономической деятельности, которые напрямую влияют на изменение потребительских цен - особенно электроэнергия, стоимость газа, воды. За январьмай увеличение здесь составило 1,3 раза. Это, безусловно, окажет влияние и на весь спектр товаров потребительского ассортимента.

Базируясь на тенденциях последних лет и учитывая бездействие правительства по обузданию роста цен, можно ожидать, что в дальнейшем инфляционное давление только усилится. Это связано с отсутствием системной антиинфляционной политики правительства, с жесткой монетарной, фискальной политикой Кабмина и НБУ, снижением предложения со стороны отечественного производителя по многим товарным позициям, с сохранением политической нестабильности и нарастанием инфляционных ожиданий.

Буквально несколько слов о работе правительства в области выполнения Государственного бюджета.

На протяжении шести месяцев 2008 года грубо нарушается бюджетная роспись, которая является основой сбалансированного и стабильного выполнения бюджета. Обратим внимание на то, что стопроцентно финансирование произведено всего по 68 бюджетным программам - это 7,6% от общей численности программ.

Менее чем на 50% профинансирована 131 бюджетная программа или 15% от общего их числа. Не финансируется вообще каждая седьмая бюджетная программа. Возникает вопрос: а кто вообще дал правительству право самостоятельно решать, финансировать или не финансировать бюджетные программы, утвержденные в виде закона?

Несколько слов о том, а что же считает Правительство приоритетным? Что профинансировано даже больше, чем на сто процентов?
Два миллиарда гривен из общего фонда Госбюджета - на компенсацию НАК «Нафтогаз Украины» разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации. Это сумма, запланированная на весь 2008 год. Кроме того, из специального фонда на эту же цель потрачено 2,7 миллиарда гривен. Сверх плана профинансировано погашение сбережений вкладчикам «Сбербанка»: живыми деньгами в бюджете предусмотрено шесть миллиардов, а профинансировано 6,7 миллиарда. 700 миллионов снято с других программ и дополнительно выделено на эти цели.

На чрезвычайно низком уровне находилось финансирование правительством социальных программ. Например, на разработку новых видов протезно-ортопедических изделий и обслуживание инвалидов в стационарах и на протезных предприятиях профинансировано - вдумайтесь в эту цифру - 9,7%.

Обеспечение инвалидов и инвалидов-чернобыльцев автомобилями - 7,5%. Радиологическая защита населения, экологическое оздоровление территорий – 15%. Мероприятия по преодолению детской беспризорности - 6,4% – это на первое полугодие. И 1,8% от года. Не начато финансирование приобретения и строительства жилья для инвалидов – слепых и глухих.

По здравоохранению. Не начато финансирование программ, направленных на преодоление эпидемий туберкулеза и СПИДа, лечение сахарного диабета, на централизованные мероприятия по трансплантации органов и тканей. За минувшие полгода не выделено ни одной копейки на завершение реконструкции Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии.

На реконструкцию помещений, приобретение оборудования диоксинового центра и клиники Института экологии и токсикологии выделено всего 3,2% от годовых назначений. Не выделено ни одной копейки на централизованную закупку рентгенологического, диагностического и другого оборудования для учреждений здравоохранения.

На низком уровне финансируются меры по борьбе с эпидемиями – 1,8%. Обеспечение медицинских мероприятий по борьбе с туберкулезом, лечение онкологических больных – 10%. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт Национального института рака – 10%.

Аналогичные проблемы – и с расходами на образование, где не финансируется информатизация общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений, компьютеризация этих учреждений, подготовка медицинских фармацевтических кадров высшими учебными заведениями первого и второго уровней аккредитации, реконструкция и ремонт общежитий для учеников профессионально-технических училищ.
Неудовлетворительно финансируется сельское хозяйство. На финансовую поддержку агропромышленных предприятий, которые находятся в особенно сложных климатических условиях, израсходовано лишь 14% от запланированных ассигнований.

На селекцию в растениеводстве – 2%. Такой подход противоречит сезонным потребностям в отрасли и нивелирует эффективность государственной поддержки АПК.

Несмотря на неоднократные уже в этом году ЧП в угольной отрасли, которые привели к человеческим жертвам, бюджетную программу охраны труда и повышение техники безопасности на угледобывающих и шахтостроительных предприятиях, включая предприятия по добыче бурого угля, в том числе дегазация угольных пластов Правительство профинансировало лишь на 7,6%.

Четыре месяца подряд Правительство игнорировало общегосударственную Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства, и профинансирована эта программа лишь на 0,4% от предусмотренных на год ассигнований.

Не обошли проблемы и Пенсионный фонд. Для выполнения высоких социальных обязательств в апреле 2008 года из Государственного бюджета Пенсионному фонду было предоставлено ссуд на сумму три миллиарда, в мае - еще на два с половиной миллиарда. Всего на конец июня долг Фонда перед Государственным бюджетом по полученным займам составил 6,2 миллиарда, и несложно предвидеть, чем закончится год для балансов Государственного бюджета и Пенсионного фонда.

Уважаемые коллеги, почему Партия регионов категорически требует принять социальные законы перед принятием бюджета?

Очень важно понять, что дополнительные средства возникли, конечно, не в результате титанической работы правительства, как нам об этом рассказывают, а в результате обыкновенного роста ценовых инфляционных показателей.

Иллюстрирую для непонятливых на простом примере. Например, у нас триллион - валовой внутренний продукт. Что такое 10 процентов или 7 процентов дополнительной инфляции к той, которая рассчитывается правительством? Ну, например, правительство рассчитало 15 процентов, а будет реально 22. Так вот что такое 7 процентов дополнительно? А 7 процентов дополнительно – это, на минуточку, 70 миллиардов валового внутреннего продукта. А что такое 70 миллиардов валового внутреннего продукта? Это 21 миллиард «фантиков», воздушных доходов бюджета в расчете на год.
Так вот, наши люди нуждаются не в фантиках, уважаемые, а в реальных деньгах, которые создаются в реальной экономике. Вот только тогда добавки заработной платы реальными деньгами улучшают их материальное положение.

Взять, к примеру, социальную составляющую. Корректно рассчитанный размер прожиточного минимума должен нивелировать влияние высоких инфляционных показателей текущего года на наиболее незащищенные слои населения, поскольку он является основой расчетов базовых государственных социальных стандартов и гарантий. В частности, для установления минимальной пенсии по возрасту, определения размеров социальной помощи, в том числе - семьям с детьми, детям-инвалидам, по безработице, стипендии, других социальных выплат, определение права на назначение социальной помощи, определение государственных социальных гарантий и стандартов обслуживания и обеспечения в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания и других.

Поэтому это не праздный разговор, какая у нас инфляция будет по году. Если инфляция занижена, то минимальные социальные выплаты не будут отвечать требованиям ситуации, которая сложится по году. Индикаторы на рынке цен производителей и внешнеторгового оборота ложатся в основу прогнозирования основных налогов при расчете бюджета. В случае значительного отклонения показателей валового внутреннего продукта, финансовых результатов хозяйственной деятельности и внешнеторгового оборота оказывается под угрозой срыва выполнение доходной части бюджета. Мы же имеем ситуацию, когда правительство сознательно занижает некоторые показатели для того, чтобы потом рапортовать о так называемых блестящих результатах своей работы.

Поэтому внимание к утвержденным нынешним правительством цифрам ничуть не праздное. В отличие от безосновательных победных реляций представителей правительства, они, эти цифры, четко характеризуют реальные намерения сегодняшней власти по отношению к украинскому народу, к отечественному бизнесу.

Мы считаем, что правительство существенно занизило прогнозный показатель номинального валового внутреннего продукта или завысило показатель роста ВВП. В соответствии с постановлением правительства уточненный прогноз номинального ВВП на 2008 год увеличен до 956 миллиардов или на 35,6 миллиарда к прогнозу, заложенному при формировании бюджета. Прирост за год составляет 67 миллиардов гривен.

Более детальный анализ предложенных правительством цифр свидетельствует и о других существенных несоответствиях. И я прошу уважаемых народных депутатов внимательно послушать здесь. В частности, в текущем году индекс-дефлятор, с помощью которого определяется реальный валовой внутренний продукт, уже превысил 30 процентов, чего не было даже в трудный период конца 90-х годов.

К началу июня 2008 года дефлятор валового внутреннего продукта продолжал превышать границы ценового коридора, созданного среднегодовыми значениями индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленной продукции, и составлял 133,1%. Такой высокий коэффициент не фиксировался в течение (обратим внимание!) последних 10 лет. К концу года грамотные аналитики, их большинство, подавляющее большинство, прогнозируют дефлятор ВВП в диапазоне от 122 до 132,9%.

Таким образом, или прогноз номинального ВВП занижен не менее чем на 15-20 млрд., или ожидаемый реальный рост ВВП будет далеко не 6,8%, как утверждает правительство, а составит всего четыре процента. И вот надо заканчивать эти игры с дефлятором.

Еще больше вопросов вызывают ожидаемые ценовые индикаторы, которые, на мой взгляд, оторваны от реальности.

Кабинет Министров, как мы знаем, ухудшил годовой прогноз потребительской инфляции. Судя по всему, остается загадкой и для Правительства, и для общества, каким же образом будут обеспечены эти показатели? Ведь уже сейчас практически достигнут прогноз на весь год. Даже с учетом возможного замедления роста потребительских цен, традиционно свойственного летним месяцам, в сентябре-декабре ожидается возобновление ценового тренда. Об этом свидетельствуют данные предыдущих лет и мировые тенденции, а самое главное – бездеятельность правительства по борьбе с инфляцией.
Во второй половине года основными факторами, влияющими на повышение уровня цен, будет оставаться: со стороны предложения – сокращение производства в строительстве, торможение в динамике роста транспорта и ряда подотраслей сельского хозяйства, повышение цен реализации сельскохозяйственной продукции, повышение цен производителя пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, влияние мировой агроинфляции; со стороны спроса – расширение платежеспособного спроса населения на потребительском рынке, замедление роста кредитования населения. Другие факторы: фактор конвергенции, открытость экономики Украины, увеличение притока импортных товаров, ускорение инфляционных процессов в большинстве стран - торговых партнеров, сохранение высоких инфляционных ожиданий в обществе.

Негативное сальдо, обращу ваше внимание, уважаемые коллеги, покупки-продажи населением иностранной валюты в январе-мае (не часто фиксируется такое) превысило почти 1,2 миллиарда долларов.

Кроме того, правительством задекларировано повышение стоимости газа для населения, пассажирских перевозок… То есть, инфляционный потенциал не только не исчерпан, но и имеет все условия для усиления. Даже при сохранении нынешних экономических предпосылок индекс потребительских цен по итогам года достигнет 20-25%. Если правительство, изменяя бюджет, не будет ориентироваться на популистские предвыборные обещания, то вполне по силам иметь умеренную инфляцию. Спрос останется высоким, а предприятия путем повышения цен будут вынуждены повышать себе хотя бы часть средств, в том числе потерянных вследствие высоких показателей инфляции. Таким образом, даже невооруженным глазом видно, что правительственный прогноз инфляции на 2008 год существенно занижен. В своих макропоказателях Правительство закладывает существенное ухудшение финансовых результатов деятельности субъектов хозяйствования. Я об этом уже говорил.

Особенно удивило нас решение Кабинета Министров исключить обменный курс гривны из утверждаемых основных прогнозных макропоказателей. Такого на моей памяти еще не было ни разу при представлении бюджета, Государственного бюджета Украины на год. Это свидетельствует, что на самом деле, несмотря на подписанные меморандумы, никого согласования экономической политики правительства и Национального банка не существует. Ведь не имея четкой информации и государственной политики в валютно-курсовой сфере, наш производитель не может качественно планировать себестоимость и цену продукции (особенно той, которая имеет импортную составляющую), внедрять программы развития, в том числе и с привлечением заемных средств. Таким образом, Правительство вносит дополнительный дестабилизирующий фактор в производство и откровенно стимулирует производителей закладывать дополнительные курсовые риски в стоимость продукции. А, скажем, как могло правительство рассчитать в условиях отсутствия утвержденного курса бюджетную позицию обслуживания внешнего долга? Как могло правительство без курса рассчитать объем привлечения ресурсов, и ответить на многие другие вопросы, связанные с балансом бюджета? Я уже не говорю о том, когда, наконец Правительство вместе с Национальным банком скажут нашим гражданам: а какой все-таки будет реальный курс гривны по отношению к доллару, и когда правительство будет отвечать за это?

Совершенно очевидно, что на 2008 год прогнозируется снижение реальной заработной платы. Постановлением от 27.06.08 прогнозируется динамика среднемесячной реальной заработной платы 11,5%. Напомню, что наше правительство Постановлением от 21.11.07 (номер 1340) планировало этот рост 18,7%, то есть в 1,8 раза выше.

Правительство занижает реальные показатели негативного сальдо торговли товарами и услугами. Вследствие того, что с 2005 года были фактически открыты границы для импорта товаров, сальдо торгового баланса уменьшилось с положительного размером более 6 миллиардов долларов до минусового в 2006 году, а вследствие доминирования потребительского импорта, подогреваемого бумом потребительского кредитования, сальдо внешнеэкономических операций из года в год ухудшается, и по этому году достигнет минус 20 миллиардов долларов. Уже одно это должно было б заставить ответственное правительство задуматься, куда мы идем.

Соотношение экспорта и импорта услуг в течение последних лет остается положительным, и это позволяет нашему Национальному банку выдавать достаточно оптимистичные прогнозы на 2008 год. Однако хотел бы задать вопрос уважаемым аналитикам, в том числе и в Правительстве: «А при увеличении цены на газ с 2009 года сумеет ли рост по финансированию перекрыть то негативное сальдо, которое у нас образуется? И что тогда будет у нас с курсом?».

Конечно, если бы наша страна динамично развивалась, то и значительный дефицит торгового баланса, и дефицит текущего счета можно было бы пережить. Однако, что говорит о том, что мы закладываем основы высокого и динамичного развития на 2009 год?

Сегодня, к сожалению, мы имеем абсолютно другую ситуацию: торговый баланс ярко выраженного потребительского типа, растет импорт потребительских товаров. Увеличивается внешний корпоративный долг для оплаты импорта с последующим наращиванием процентных выплат по обслуживанию долгов, что будет ухудшать сальдо текущего счета.

Сейчас наша страна пожинает плоды рожденного в 2005-2006 годах порочного круга – рост импорта, формирование спроса на потребительское кредитование, привлечение банками внешних ресурсов, упрощение процедур кредитования для более быстрого размещения средств, рост объема потребительского кредитования, расширения спроса населения, рост потребительского импорта. А где наша отечественная промышленность? В таких условиях велика вероятность того, что при сложившемся дефиците банковского финансирования и продолжении инфляционного давления на товарных рынках в ближайшей перспективе будет достаточно проблематично перекрыть отрицательное сальдо внешней торговли притоком инвестиций.

Таким образом, если государственная политика и дальше будет ориентироваться преимущественно на цели потребления при отставании динамики производительности труда от заработной платы, а не на создание условий экономического роста, это приведет к усилению расходного характера производства и к падению конкурентоспособности украинской продукции на мировых рынках.

Итак, резюмирую. Правительство производит множество шумовых эффектов, запускает, к сожалению, ложные цели, на которые отвлекается и парламент, и общество, и отвлекается внимание общества и парламента от действительности.

А какова действительность? Она такова: есть предвыборные обещания – они не выполняются, есть коалиционное соглашение – оно не выполняется, есть предписанные законами обязанности правительства – они не выполняются, есть объективные, в том числе, внешние риски развития экономики – на них власть не отвечает необходимой программой действий.

Второй раз за последние годы власть становится главным источником кризиса в государстве. Кроме шумовых эффектов и конфликтов власть ничего не производит. Чего стоит только идея производства 20 миллиардов кубов биогаза! Это ж сколько надо производить, я извиняюсь, навоза, чтобы 20 миллиардов газа выдать? Считаем вслух для непонятливых: это 60 миллионов тонн навоза! Нормально? Имея примерно 5 миллионов голов крупного рогатого скота. Нормально, да?

Ладно. Я просто посоветовал бы, прежде чем что-то говорить, ну, так немножко подумать и пораскинуть …

Из всего сказанного объективно можно сделать следующие выводы. Экономическая политика власти, к сожалению, губительна. И это объективная констатация, дорогие мои. Абсолютно объективная констатация. Управленческая команда, к большому моему сожалению, также непрофессиональна.

В любой стране такие, как у нас, результаты деятельности – фактический провал, беспомощность, нанесенный экономике вред – безусловно, привели бы к отставке правительства. Вернее, цивилизованное правительство, ответственное перед гражданами, тем более не имеющее парламентского большинства, само бы подало в отставку. У нас же в очередной раз экономическая прагматика приносится в жертву политической целесообразности.

Поэтому у вас будет возможность оценить все цифры, которые я здесь привел, выйти на эту трибуну и сказать, какую цифру хоть одну я назвал не соответствующей действительности, какой вывод хоть один я привел не соответствующий действительности, не основанный на анализе, аналитике.

Хотелось бы, чтобы весь этот материал, который оппозиционное правительство постоянно нарабатывает и присылает в правительство, наконец бы, использовался, учитывался, и делались грамотные выводы.
Спасибо за внимание.

Пресс-служба Партии регионов

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме