14:46 11.07.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Вадим Колесниченко: «Содержание указанного Решения нарушает целый ряд законов Украины и принятых на себя Украиной международных обязательств»
Народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов Вадим Колесниченко направил открытое письмо начальнику Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» В. А. Очкуренко, который своим приказом решил форсировать украинизацию возглавляемого им коллектива. В письме в частности говорится:
Уважаемый Владимир Андреевич!
27 июня 2008 года Вами был подписан Приказ № 290 «О повышении уровня использования украинского языка в порту».
Обращаю Ваше внимание на то, что указанное решение является самоуправным и противозаконным. Ведь, в соответствии со статьей 10 Конституции Украины, «использование языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется Законом», а согласно п. 4, ст. 92 Конституции Украины порядок применения языков в Украине определяется исключительно законами.
Кроме того, содержание указанного решения нарушает целый ряд законов Украины и принятых на себя Украиной международных обязательств.
Пункт 3 приказа с требованием печати билетов на проезд в пассажирском транспорте исключительно на украинском языке; п. 4 - об оформлении вывесок предприятия лишь на государственном языке; п. 6 - относительно изготовления всей информационной продукции на украинском языке противоречат базовому нормативно-правовому акту, регулирующему использование языков в Украине, - Закону Украины «О языках в Украинской ССР» (дальше – Закон «О языках») № 8312-XI от 28.10.1989 г.
В соответствии со статьей 3 Закона «О языках» в работе государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местах проживания большинства граждан других национальностей… могут использоваться наряду с украинским и их национальные языки.
Статья 5 Закона «О языках» гарантирует гражданам Украинской ССР право пользоваться своим национальным языком или любым другим языком.
Статья 6 закона предусматривает, что должностные лица государственных, партийных, общественных органов, учреждений и организаций должны владеть украинским и русским языками, а в случае необходимости – и другим национальным языком в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей. А в статье 8 указано, что любые привилегии или ограничения прав лица по языковому признаку, языковая дискриминация недопустимы.
Статья 11 регламентирует, что в местах проживания большинства граждан других национальностей языком работы, делопроизводства и документации наряду с украинским языком может быть и национальный язык большинства населения той или другой местности или же язык, приемлемый для населения определенной местности.
Статья 35 закона устанавливает, что тексты официальных объявлений, сообщений, плакатов, афиш, рекламы и т. д. могут быть изложены и на другом, кроме государственного, языке.
Закон Украины «О национальных меньшинствах» от 25.06.1992 г. № 2494-XII гарантирует всем национальным меньшинствам право на использование и обучение на родном языке (ст. 6), а также возможность использования языка национального меньшинства в работе государственных органов в местах, где большинство населения составляет определенное национальное меньшинство (ст. 8).
Статьей 10 Конституции Украины установлено, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется Законом. В ст. 24 отмечено, что не может быть привилегий или ограничений… по языковым или другим признакам.
В статьях 9, 11 Закона Украины «Об информации» закреплено, что вопрос языка информации определяется действующим Законом Украины «О языках» и гарантируется право граждан на свободный доступ к информации.
Кроме того, еще 1 ноября 1991 года Верховной Радой Украины была принята Декларация прав национальностей (Постановление № 1771-XII), в которой отмечается, что украинское государство обеспечивает своим гражданам право свободного использования русского языка, а в регионах компактного проживания определенной национальности – функционирование этого языка наравне с государственным (ст. 3). В регионах, где компактно проживает несколько национальных групп, наравне с государственным украинским языком может функционировать язык, приемлемый для всего населения данной местности (ст. 3).
Профильным законодательством, которое регулирует транспортную сферу в Украине, никаких ограничений относительно использования языков не установлено.
Согласно статистическим данным, на территории Украины живут представители 130 этносов и народов, из них - 8,3341 млн. русские или 17,3% населения, а русский язык называют родным 29,6% жителей страны, что в целом вместе с другими этносами составляет свыше 30% граждан Украины, родным языком для которых является не украинский. При этом, по данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 года службами «Украинский демократический круг» и «Юкрейниан социолоджи сервис», 61% граждан в ежедневном общении преимущественно практикуют русский язык, а это - 30 миллионов граждан Украины. Поэтому любая попытка использования исключительно украинского языка в отдельных сферах жизни противозаконна.
Учитывая вышеприведенное, обращаю Ваше внимание на то, что статьей 161 Уголовного кодекса Украины установлено наказание за нарушение равноправия граждан:
1. ... прямое или непрямое ограничение прав или установление прямых или непрямых привилегий граждан… по языковым или другим признакам
- карается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы сроком до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такого.
2. Те же действия, совмещенные с насилием, обманом или угрозами, а также совершенные должностным лицом
- караются исправительными работами сроком до двух лет или лишением свободы сроком до пяти лет.
При этом законодателем учтено, что ограничение прав граждан по признаку языка может быть как прямое, так и непрямое. Прямое ограничение прав предусматривает открытый характер дискриминации прав граждан по языковому признаку, непрямое – под надуманными или завуалированными поводами, которые маскируют собой действительную позицию относительно тех или других граждан.
Установление прямых или непрямых привилегий граждан предусматривает введение в том числе и нормативно-правовыми актами или решениями отдельных должностных лиц, выгод или преимуществ в общественно-политической деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него, в правовой защите, в решении жилищных и других вопросов и тому подобное по языковому признаку.
Потому в соответствии с п. 5, ст. 17 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» требую немедленно прекратить нарушение языкового законодательства Украины и международных обязательств и привести Приказ № 290 «О повышении уровня использования украинского языка в порту» в соответствие с Конституцией Украины, Законом Украины «О языках», Законом Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» и остальным приведенным выше законодательством.
О принятых мерах прошу сообщить мне в законом установленный срок.
С уважением,
народный депутат Украины Вадим Колесниченко
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме
19 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |