18:01 24.04.2009 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Вадим Колесниченко: «Жители героического осажденного Севастополя имеют полное право получить статус участников боевых действий»

17 апреля 2009 года народный депутат Вадим Колесниченко внес на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона №4388 «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» (о придании статуса участников боевых действий жителям осажденного Севастополя).

В объяснительной записке к законопроекту указано, что 8 ноября 2004 года Верховной Радой Украины был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» в соответствии с которым лица, принимавшие участие в обороне города Севастополя, или проживавшие в нем с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года, и награжденные медалью «За оборону Севастополя» были приравнены к участникам боевых действий (пункт 10 ст. 6 Закона).

Однако порядок определения лиц, имеющих право на получение данного статуса, в Законе содержит ряд неточностей. В связи с чем практическая реализация указанного положения Закона затруднена и привела к ограничению прав этой категории населения, и в первую очередь лиц, возраст которых во время обороны Севастополя был менее 10 лет.

Ведь до принятия данного закона решением Севастопольского городского совета жителям осажденного Севастополя была предоставлена льгота в виде 50-ти процентной скидки при оплате коммунальных услуг. Компенсация данной льготы финансировалась из местного бюджета. В связи с этим при Севастопольской ГГА была создана комиссия, принимавшая решение о присвоении указанного статуса. По каждому человеку проводилась тщательная проверка соответствующих документов, архивных и исторических материалов, в том числе и с привлечением свидетелей. По результатам проверок гражданам выдавалась справка СГГА и памятный знак «Житель осажденного Севастополя 1941-1942 гг.». Работа комиссии осуществлялась в 1992-1994 гг. Позже в 1998 г. была проведена перерегистрация этих справок и наград.

Такие документы вручались в основном малолетним жителям осажденного Севастополя, поскольку подростки и взрослые жители города подпадали под действие пункта 2 ст. 9 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (работники тыла, ученики ПТУ и т.п.), и в то время уже получили статус участника войны. Кроме того, более взрослое поколение во время осады имело возможность получить подтверждающие документы (трудовые книжки, справки с места работы и т.п.).

С малолетними жителями осажденного Севастополя ситуация значительно сложнее. Кроме свидетельства о рождении (а в семьях военнослужащих дети рождались не обязательно в Севастополе) других документов у них не было. В то же время даже такие жители осажденного города вносили свой посильный вклад в борьбу с захватчиками. 5–10-тилетние дети помогали своим матерям заботиться о раненых в госпиталях, шить обмундирование, обнаруживать диверсантов, собирать пустые бутылки для «Коктейля Молотова», что зафиксировано военной историографией. В период оккупации только малолетние дети имели возможность передавать пленным красноармейцам еду и воду, поскольку взрослых немцы к ним не подпускали. В результате постоянных бомбардировок многие из юных севастопольцев погибли, а еще больше было ранено.

Однако в условиях тяжелых оборонительных боев вокруг города-героя Севастополя получить какие-либо документы о ранении было практически невозможно. Ситуация ухудшилась еще и в связи с тем, что во время войны Севастопольский архив практически полностью сгорел. Поэтому основными доказательствами пребывания этих людей на территории осажденного города стали свидетельства взрослых участников обороны.

Однако после принятия Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» районные управления социальной защиты населения г. Севастополя категорически отказались подтверждать статус участников войны и боевых действий этой категории граждан на основании ранее выданных справок СМДА и удостоверений к памятному знаку «Житель осажденного Севастополя 1941-1942 рр.».

Более того, они отказываются принимать в качестве доказательств и показания свидетелей, ссылаясь на разъяснение Министерства труда и социальной политики Украины, исходя из которого факт проживания в г. Севастополе может подтверждаться лишь домовыми книгами, трудовыми книжками, справками об эвакуации, свидетельством о рождении или паспортом, в котором указана регистрация в полицейском отделе во время оккупации. Также в разъяснении отмечено, что «подтверждение факта проживания в Севастополе в период его обороны показаниями свидетелей действующим законодательством Украины не предусмотрено». Для установления факта проживания рекомендовано обращаться в суд.

Таким образом, данным разъяснением были практически закрыты возможности для реализации Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», который и был принят, в первую очередь, для обеспечения прав малолетних жителей осажденного Севастополю, поскольку взрослые севастопольцы имели возможность получить статус участников войны раньше, и без принятия указанного закона.

Подобная ситуация привела к серьезному социальному напряжению в городе. Его жители возмущены таким отношением государственной власти к себе. Они не могут понять, почему после двух комиссий (в 1992 и 1998 гг.) они вынуждены в очередной раз доказывать свое право на льготы, и, тем более, в суде. Большинство из них не могут даже передвигаться, а уже тем более собирать документы и ходить по судам и юристам.

На сегодняшний день у этих людей, кроме справок СГГА и удостоверения «Житель осажденного Севастополя 1941-1942 рр.», других возможностей и доказательств подтвердить законный статус нет. Более того, 90% свидетелей, которые в 1992 г. подтверждали факт их проживания в осажденном Севастополе, умерли. Домовые книги сгорели вместе с домами (в Севастополе частично уцелели лишь 2 дома). Паспортов у малолетних жителей не было, а старые свидетельства о рождении с печатями немецкой комендатуры были уничтоженные, или заменены. В советское время люди стеснялись иметь подобные документы.

Предложенная в проекте закона формулировка не противоречит украинскому законодательству, позволит возобновить историческую справедливость, и будет способствовать, к тому же, устранению диспропорции в подходах к жителям осажденного Севастополя и жителям блокадного Ленинграда. Поскольку, в пункте 10 ст. 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» сказано, что лица, которые имеют знак «Житель блокадного Ленинграду» приравниваются к участникам боевых действий, в то время как лица, которые имеют удостоверение «Житель осажденного Севастополя 1941-1942 р.р.» вынуждены подтверждать свое право в суде даже для получения статуса участника войны.

Севастополь – единственный в Украине город, который пережил 250-ти дневную осаду. Мужество его жителей является примером стойкости, доблести и патриотизма для всего мира. Голод и страдания, перенесенные во время войны, отразились на здоровье юных защитников Севастополя, которых с каждым месяцем становится все меньше. И наш долг - долг их потомков - безотлагательно воздать должное нашим дедам, беззаветно защищавшим свою Родину.

Пресс-служба народного депутата Украины Вадима Колесниченко

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме