20:00 03.06.2009 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Сергей Кивалов: Единоличное вынесение Президентом проекта новой Конституции на референдум было бы грубым нарушением Основного закона и опасной авантюрой

Комментируя появившуюся информацию о том, что Президент Украины намерен единолично, вопреки воле парламента, вынести подготовленный президентским Секретариатом проект Закона Украины об изменениях в Конституцию Украины (новая редакция) на всеукраинский референдум, народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов отметил:

- Такая президентская инициатива полностью игнорирует положения действующей Конституции Украины, устанавливающие порядок и процедуру внесения в нее изменений и проведения с этой целью всеукраинского референдума. Согласно нормам раздела XIII Конституции Украины назначение Президентом Украины всеукраинского референдума для утверждения законопроекта о внесении изменений в разделы I, III и XIII Конституции Украины возможно только после того, как данный законопроект был принят большинством не менее чем в две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины и получил заключение Конституционного Суда Украины относительно соответствия этого законопроекта требованиям норм статей 157 и 158 Конституции Украины.

В соответствии с положениями части первой статьи 72 Конституции Украины Президент Украины наделен правом назначать всеукраинский референдум исключительно в пределах полномочий, которыми он наделен Основным законом Украины.

Полномочия Президента Украины назначать референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию Украины предусмотрены пунктом шестым части первой статьи 106 Конституции Украины, однако право назначить такой референдум Президент Украины получает исключительно при условии выполнения всех требований к процессу внесения изменений в разделы I, III и XIII Конституции Украины, установленных нормами статьи 156 Основного закона.

Процедура назначения и проведения всеукраинского референдума является лишь одной из стадий процесса внесения изменений в Конституцию Украины и никак не может рассматриваться как самостоятельный механизм внесения изменений в Основной закон, какие бы аргументы в защиту данной позиции ни приводились со стороны отдельных политиков или Секретариата Президента.

Содержание процедуры внесения изменений в разделы I, III и XIII Конституции Украины однозначно определено нормами статьи 156 Конституции и включает в себя:

ПЕРВОЕ: законопроект о внесении изменений в Конституцию подается Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады (300 и более народными депутатами) в Верховную Раду Украины.

ВТОРОЕ: законопроект о внесении изменений в Конституцию утверждается двумя третями от конституционного состава Верховной Рады (300 и более народными депутатами).

ТРЕТЬЕ: Президентом Украины назначается всеукраинский референдум об утверждении законопроекта о внесении изменений в Конституцию.

К этому порядку, статья 159 Конституции добавляет ЕЩЕ ОДНУ СТАДИЮ: дачу Конституционным Судом Украины по представлению (большинства депутатов) Верховной Рады заключения относительно соответствия законопроекта об изменении Конституции требованиям статей 157, 158 Конституции перед любым рассмотрением законопроекта Верховной Радой.

Никаких отклонений от этого порядка Конституция не допускает.

Таким образом, акту Президента Украины о назначении всеукраинского референдума по проекту изменений Конституции в обязательном порядке предшествует утверждение этого проекта изменений Конституции Верховной Радой Украины на своем пленарном заседании голосами не менее чем 300 народных депутатов Украины (чему предшествует предварительное рассмотрение законопроекта профильным Комитетом ВР по вопросам правовой политики).

В свою очередь рассмотрению Верховной Радой внесенного президентом законопроекта об изменении Конституции в обязательном порядке предшествует направление Верховной Радой (путем принятия постановления ВР голосами не менее 226 народных депутатов) конституционного представления в Конституционный Суд Украины - о проверке соответствия законопроекта требованиям статей 157, 158 Конституции, и дача Конституционным Судом соответствующего заключения. То, что только Верховная Рада, и никто другой, полномочна обратиться в Конституционный Суд с соответствующим представлением, установила статья 41, часть вторая статьи 96 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» и подтвердил Конституционный Суд Украины в (пункте 2 резолютивной части) своего решения от 9 февраля 1998 года по делу № 1-26/98 об официальном толковании части второй статьи 158 и статьи 159 Конституции Украины.

Нарушение этого порядка главой государства было бы грубым попранием Конституции и послужило бы основанием для привлечения Президента Украины к соответствующей ответственности.

По состоянию на сегодняшний день алгоритм внесения изменений в Конституцию по инициативе Президента находится на следующей стадии выполнения:



Пресс-служба народного депутата Украины Сергея Кивалова

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме