08:00 12.06.2010 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Юлия Новикова: Убеждена, что судебная реформа реализуется и даст только положительные результаты

Народный депутат Украины от Партии регионов, председатель подкомитета по вопросам гражданского, хозяйственного судопроизводства и административного судопроизводства Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Юлия Новикова в ходе интернет-конференции на сайте Партии регионов рассказала о нюансах судебной реформы и о том, какие результаты принесет имплементация инициированного Президентом закона «О судоустройстве и статусе судей».

Добрый день всем присутствующим!

Сергей: - Добрый день! У меня вопрос один, но попрошу ответить и Ирину Бережную, и Юлию Новикову. Меня интересует их личное впечатление от состояния судебной системы в других странах. Если можно, с конкретными примерами. Спасибо!

- Все неоднозначно. На структуру и организацию судебной системы любой страны влияли и продолжают влиять различные факторы. С одной стороны, на судебную систему и процесс влияют единые подходы и требования мирового сообщества, европейских и международных организаций, как, например, Венецианская комиссия, но, с другой стороны, на систему налагают свой отпечаток особенности становления и развития того или иного государства и общества. То есть, в любом примере можно обнаружить и достоинства и недостатки, и что-то приемлемое или неприемлемое. Будучи страной, которая входит в состав континентальной правовой семьи, для Украины полезен опыт Германии и стран центральной Европы. Мы должны обозначить собственный путь развития и не допускать слепого копирования чужих стандартов. Мне же интересен опыт США, Канады, Франции, стран Центральной Европы.

Валерий, Киев: - Юлия Владимировна, здравствуйте! Я люблю смотреть телеканал Рада и там иногда показывают заседание комитетов. Меня просто поражает наглость отдельных судей, как они держатся за свои мантии и откровенно врут, чтобы их назначили снова и снова. При реализации судебной реформы ваш комитет также будет играть одну из ключевых ролей в назначении судей?

- Согласно предложенным изменениям полномочия Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия будут ограничены. Комитет не будет иметь возможности рекомендовать судей для назначения или избрания и увольнения судей.

Олег, Киев: - Здравствуйте! Юлия Владимировна, видел Вас по «5 каналу» недавно. Мне очень понравилось, как Вы рассказывали про судебную реформу. Жаль, что ведущие не посвятили больше времени этой тематике. Мне как будущему юристу (сейчас учусь на 4 курсе в институте Шевченко) интересно подробней узнать систему назначения судей и роль при этом Высшей квалификационной комиссии. Спасибо. И еще попрошу почаще появляться в телеэфирах! Олег.

- Система назначения судьи впервые будет выглядеть так: Высшая квалификационная комиссия судей Украины рекомендует кандидатуру судьи Высшему совету юстиции, а ВСЮ вносит представление на назначение кандидатуры на должность судьи Президенту Украины. Избрание судьи бессрочно: кандидат обращается в Высшую квалификационную комиссию судей Украины с заявлением о рекомендации его для избрания судьей бессрочно, Комиссия рассматривает заявление и в случае положительного заключения по кандидатуре, а также после собеседования вносит соответствующее представление в Верховную Раду Украины. Стоит отметить, что представление об избрании судьи или судей вносится в повестку дня сессии Верховной Рады вне очереди без голосования и рассматривается на ближайшем пленарном заседании, что позволит оперативно принимать решения и позволит судье быстрее занять должность, начав осуществлять правосудие. Уже из сказанного ясно, что роль квалификационной комиссии возрастет.

Катерина Ивановна: - Зачем вы внедряете автоматическое распределение дел в судах, это же ведь надо деньги для создания такой системы?

- Целью внедрения системы автоматического распределения документации является необходимость минимизировать влияние главы суда на судей путем распределения дел по собственному усмотрению. Известно, что главы судов часто злоупотребляют этим правом и распределяют сложные или резонансные дела «неугодным» судьям, а те, допуская ошибки, дают повод для «расправы» над собой либо же судьи просят у главы суда распределить определенное дело на «просящего» судью. То есть главная задача системы – это борьба с коррупцией. А от этого общество выиграет больше.

Антон, Киев: - Слышал про уголовную ответственность за неисполнение судебного решения. Это будет касаться чиновников или простых граждан тоже?

- Изменениями в Уголовный кодекс Украины предусмотрено расширение субъектного состава преступления, то есть уголовная ответственность распространяется на всех участников правоотношений: граждане Украины, лица без гражданства, граждане других государств. Отдельным специальным субъектом состава преступления является государственный служащий, который, в случае установления судом его вины, будет подвержен более суровому наказанию, а именно: штрафом от 750 до 1000 необлагаемых минимумов, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности.

Гений: - Скажите, пожалуйста, кто входил в рабочую группу по судебной реформе, учитано ли там мнение простого народа?

- В рабочую группу входили опытные и авторитетные юристы: судьи, ученые, общественные деятели, народные депутаты Украины. С полным перечнем членов рабочей группы можно ознакомиться, зайдя на сайт Президента Украины либо других органов государственной власти. Он также был опубликован в газетах «Урядовий кур’єр» и «Голос України». Состав рабочей группы был утвержден Указом Президента Украины «О рабочей группе по вопросам судебной реформы» № 440/2010 от 24 марта 2010 года.

Будущий судья: - Насколько я могу быть уверен в прозрачности экзаменов для судей?

- Изменениями предусмотрена видеозапись сдачи экзамена. К тому же изменениями в Кодекс административного судопроизводства Украины внесена норма, согласно которой решение, действие или бездействие Высшей квалификационной комиссии судей Украины может быть обжаловано в суде, поскольку именно квалификационная комиссия будет экзаминировать кандидатов на должность судьи.

Игорь, Чернигов: - С какой целью сокращаются сроки рассмотрения дел? Вы, думаете, судьи справятся в авральном режиме все правильно судить?

- С сокращением сроков упрощается также процедура рассмотрения дел. Это обусловлено тем, что нынешняя процедура рассмотрения дел в судах слишком громоздкая, существует риск злоупотребления нормами закона. Сроки рассмотрения дел специально могут затягиваться. Изменениями в законодательство предусматривается четкое обозначение процессуальных сроков.

Поклонник: - Здравствуйте! Во-первых, хочу поблагодарить партию регионов за организацию конференции. Во-вторых, надеюсь, это станет хорошей традицией. И теперь мой вопрос вашим специалистам по праву: Сейчас дела могут рассматриваться годами! каким образом будут контролироваться сроки при реализации судебной реформы?

- Спасибо. Вопрос немного неясен, но тем не менее. Контроль за реализацией судебной реформы лежит как на общественности, так и на органах государственной власти, в том числе Президенте Украины, Верховной Раде Украины и т.д. Могу заверить, что реформа будет осуществлена, учитывая предложения и замечания всех заинтересованных сторон.

Косич Дмитрий, Днепропетровск: - Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как я смогу повлиять на судей, если вы прописали достаточно жесткие антикоррупционные нормы?

- Спасибо за вопрос, но он мне не понятен. Вы хотите, чтоб судья был подвержен коррупционному влиянию? Тогда этот вопрос не ко мне, извините.

М.М.: - Вы сокращаете штат Верховного суда. Но там ведь много толковых судей. Им на улицу теперь придется идти?

- Спасибо за вопрос. Ни в коем случае. Высокообразованные и опытные профессионалы – это огромный потенциал нашего государства. И это нами ценится. Проблема сокращения судей Верховного Суда Украины будет решаться постепенно, без ущемления их прав и какого-либо давления, предоставляя возможность перейти работать в нижестоящие суды с сохранением существующих социальных гарантий. Процесс рассчитан на несколько лет.

Татьяна Петровна, Киев: - Юлия Владимировна! Очень благодарна за общение с Вами! Почаще выходите в люди! Успехов Вам в вашей нелегкой работе!

- Спасибо огромное, всегда открыта и рада помочь.

Инга: - Почему вы до сих пор не выгнали Онопенко?

- Это не в моей компетенции. Законодательством предусмотрена четкая процедура и указаны основания для освобождения с занимаемой должности.

Андрей Семенов, журналист интернет-издания «Преступности.НЕТ»: - Ю.Тимошенко утверждает, что законопроект, который подан сегодня на рассмотрение, значительно сужает права граждан Украины на судебную защиту, оставляя их бесправными. И сегодня нельзя утверждать, что судебная система Украины дает 100% гарантию на защиту, ведь ни для кого не секрет, что за деньги можно решить практически все вопросы. Каким образом после проведения реформы будет обеспечено право гражданина на непредвзятое отношение в суде, другими словами как будет вестись борьба с коррупцией в судах?

- Что такое непредвзятость? Это категория морали: беспристрастие. Как можно это обеспечить? Абсолютно это сделать невозможно, поскольку в преодолении этой проблемы должен принять участие и сам судья, человек, который подвержен эмоциям, всяческим страстям. Однако данная проблематика также учитывается и решается: во-первых, путем жесткого отбора кандидатов в судьи; во-вторых, созданием упрощенной процедуры обжалования в апелляционной и кассационной инстанциях решений суда первой инстанции; в-третьих, путем обеспечения судьям социальных гарантий и высоких заработных плат, а также их законодательная защищенность; в-четвертых, законодательного обеспечения только функциональной неприкосновенности и т.д.

Должно пройти время, мы должны увидеть, как будет работать закон, и по мере нахождения прорех будем их устранять, в том числе и в вопросе гарантирования беспристрастности.

Вопрос Новиковой: - Ваши оппоненты заявляют, что Венецианская комиссия не одобрила реформу судов. Так ли это?

- Вопрос об одобрении и приемлемости того или иного проекта должен решаться нами, гражданами Украины. Только применяя те или иные нормы, мы сможем увидеть их достоинства и недостатки. Что касается оппонентов: они имеют право высказывать свою точку зрения. Венецианская же комиссия, анализируя законопроекты, предоставляет свои экспертные рекомендации, обозначая плюсы и минусы законопроекта. Их мы учитываем при разработке нормативно-правовых актов.

Добавлю, что 9 июня состоялось заседание Венецианской комиссии, на котором законопроект №6450 «О судоустройстве и статусе судей» был одобрен.

Работа над реформированием судебной системы в Украине при экспертной оценке Венецианской комиссии законопроектов ведется уже давно. Как мы знаем, Комиссия уже трижды предоставляла свои рекомендации и замечания по реформированию судоустройства в Украине (в 2001, в марте 2007 и в марте 2010 гг.) и все они при разработке законопроекта №6450 были учтены, поскольку существует объективное желание улучшить судебную систему, при этом гарантируя и обеспечивая права и свободы всех граждан.

Сергей, Киев: - Почему Президент поступился своими правами? Спасибо за ответ.

- Полномочия не должны быть предметом торговли. Президент ясно дал знать, что для обеспечения независимости как судей, так и судебной системы в целом необходимо минимизировать централизацию и влияние административного ресурса.

Оксана: - Я не верю, что судебная реформа положит конец коррупции в судах. Извините за откровенность.

- Спасибо. Я понимаю такое разочарование. К сожалению, это результат длительного бездействия в решении проблем судоустройства и не только. Не буду переубеждать, но заверю, что для устранения коррупции в судах делается многое.

Спасибо большое всем участникам нашего общения, спасибо за вопросы. Думаю, что наше общение было плодотворным и полезным. Убеждена, что реформа реализуется и даст только положительные результаты. Не стоит бояться нового. Прошу критично относится ко всем высказываниям, звучащим со стороны оппонентов. Еще раз, всем спасибо и до новых встреч!

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме