20:45 18.01.2011 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Итоги Интернет-конференции на тему «Реформа системы образования в Украине» при участии Максима Луцкого

Во вторник на сайте Партии регионов состоялась Интернет-конференция при участии народного депутата от ПР, заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам науки и образования Максима Луцкого на тему «Реформа системы образования в Украине». Во время Интернет-конференции М. Луцкий ответил на вопросы читателей сайта Партии регионов относительно перспектив проведения образовательной реформы, финансирования системы образования и новшеств во вступительной кампании 2011 года.

- Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Партии регионов. Рад новой встрече с вами и возможности ответить на все ваши вопросы.

Юрко: - Як Ви прокоментуєте рішення львівських чиновників про таке «нововведення», як підручник з історії, але в «галицькій інтерпретації»?

- Взагалі це неможливо. Є Міністерство освіти і науки як профільне міністерство. І коли йде відбір підручника, ця процедура відбувається наступним чином: автори надають можливі версії своїх підручників, проводиться конкурс, і на підставі конкурсного відбору підручник іде в друк. Жодних інших підручників, крім затверджених Міністерством освіти і науки, використовувати в школах не можна. Тому така ініціатива львівських чиновників може закінчитися погано, адже тут іде використання бюджетних коштів, і такі дії дуже швидко можуть знайти відображення в акті КРУ, яке буде їх перевіряти. Це абсолютно неможливо, щоб кожна область могла обирати для себе, за якими підручниками проводити навчання.

Алексей: - Максим Георгиевич, оцените, пожалуйста, попытки ввести в Украине Болонскую систему обучения. Как это сказалось на отечественном образовании?

- Уже принята концепция, и мы уже находимся в Болонском процессе. Мы перешли на модульно-рейтинговую систему обучения в школах. Сегодня идет речь о введении вкладыша к диплому европейского образца. Прежде всего, одной из основ Болонского процесса является свободная миграция специалистов. То есть американский принцип трудоустройства, когда человек без проблем может переехать в другую страну, если там ему предложат более выгодные условия работы и более высокую заработную плату. Если подходить к Украине, то наши молодые специалисты вообще никуда не могут выехать, потому что основной вопрос – это вопрос получения визы. Поэтому нам нужно идти в Болонском процессе, однако нельзя забывать о национальных особенностях, которые для нас также очень важны.

Ірина, Київ: - Опозиція звинувачує Вас як керівника профільного Комітету ВРУ у поспішному ухваленні проекту Закону «Про вищу освіту» (№ 7486-1). Зокрема, вказується на неприйнятність зняття будь-яких обмежень на збільшення розміру плати за навчання контрактників. Що зараз відбувається з цим положенням і з законопроектом в цілому? Дякую за відповідь.

- Оппозиции стоит вспомнить, что за два года они не смогли принять ни одного стратегического документа. Мы же за полгода сделали больше, чем было сделано в образовании за последние 5 лет. Это и возвращение 11-летнего обучения в школах, и упорядочение ситуации с присвоением ученых степеней, и закон о высшем образовании. Закон о высшем образовании прошел и общественные слушания, и очень серьезное экспертное обсуждение. Естественно, он не может удовлетворить все политические силы, потому что есть разные взгляды на этот вопрос. Но, тем не менее, оппозиция обязана принимать участие в работе парламентского Комитета, а не игнорировать его заседания, а потом выступать с необоснованной критикой.

Сегодня законопроект о высшем образовании после действительно тяжелых комитетских слушаний получил одобрение большинства членов комитета. Сегодня с этим законопроектом мы вышли в сессионный зал парламента, получив одобрение научно-экспертного управления Верховной Рады. На ближайшем заседании Согласительного совета я внесу этот законопроект. Думаю, что мы рассмотрим его в первом чтении как можно быстрее, после чего, чтобы рассмотреть все предложения тех, кто не успел принять участие в его обсуждении, мы рассмотрим соответствующие инициативы в рамках специально созданной рабочей группы. Будем вести дискуссию, чтобы довести вопрос до логического завершения.

Евгений Сергеевич, Киев: - Добрый день, Максим Георгиевич! Скажите, по каким специальностям и на сколько будет сокращен госзаказ в вузах? На основании чего пришли именно к таким выводам по специальностям? Спасибо.

- Что касается госзаказов, сейчас поднялся страшный ажиотаж по поводу сокращения бюджетных мест в вузах на 42%. Во-первых, нужно научиться правильно читать письма. Раньше просто никогда не было такого серьезного внимания к планам госзаказа со стороны средств массовой информации. Было внимание уже к контрольным цифрам, которые доводились до высших учебных заведений. Что было в этом письме? Было указано, что количество выпускников общеобразовательных школ будет меньше на 142 тысячи детей. Если раньше было 338 тысяч выпускников, то сейчас их будет 196 тысяч. То есть выпускников будет меньше на 42%. Естественно, исходя из этих параметров, нужно формировать заявки на получение госзаказа в высшие учебные заведения. Это говорит не о сокращении заказа в целом на 42%, а о том, что просто будет меньше выпускников, меньше абитуриентов и, логично, будет меньше и набор на бюджет.

Что радует в этом? Мы начинаем исправлять ошибку, которая присутствует на протяжении уже 19 лет независимости нашего государства. Например, раньше был Нархоз – там учили экономистов, в КПИ учили технарей, в университете имени Шевченко учили гуманитариев. Сегодня вузы стали универсальными. Все они готовят специалистов практически по всем специальностям. Исходя из этого, опять вводится понятие профильности. Что это значит? Например, юристов теперь будут готовить только юридические академии и классические университеты. Экономистов будут готовить только экономические, технические и классические университеты. Финансистов будут готовить экономические и классические университеты. Это и есть понятие профильности.

Марина Алексеевна: - Добрый день! Мой сын в этом году получает диплом бакалавра по экономике, планирует поступать в магистратуру. Какие у него шансы попасть на госзаказ, если он сокращается наполовину?

- Вопрос не совсем правильный. Когда говорят о сокращении госзаказа, речь идет о поступлении на первый курс в этом году. А если Ваш сын поступает в магистратуру в этом году, то это не первый курс, и там сокращения никакого не будет. Поэтому переживать нужно только за знания сына, который должен не отставать по рейтинговой системе. Когда студенты поступают в магистратуру, там не может быть никаких фальсификаций, потому что студенты четко следят за своими рейтингами. Там все прозрачно и известно всем.

Сергей: - Считаете ли Вы достаточным финансирование образования, заложенное в бюджете на 2011 год? Что будет предприниматься для повышения уровня финансирования образования в дальнейшем?

- Что касается финансирования образования в этом году, его нужно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, часть статей финансирования передана на местные бюджеты, чтобы расширить полномочия местного самоуправления. Например, порядка 4 миллиардов гривен передано на местные бюджеты для ПТУ, а раньше эти средства были в бюджете Министерства образования.

На местах ведь лучше видно, что нуждается в первоочередном финансировании, где, грубо говоря, крыша течет, а где надо аудиторию отремонтировать или компьютерный класс сделать. Децентрализация управления финансами – это один из элементов реформ, который сегодня реализуется, и я считаю, что это очень правильно. А в целом финансирование увеличено.

Очень приятно отметить, что впервые за всю историю независимости Украины заложено 44 миллиона гривен на обучение 300 лучших студентов, аспирантов и научных сотрудников в лучших университетах мира. Единственное, за что можно переживать, – чтобы свой потенциал эти люди не оставили за рубежом, а приехали работать назад в Украину.

Андрей, Ужгород: - Скажите, пожалуйста, увеличится ли контрактная плата в связи с сокращением госзаказа? ведь желающих учиться явно не убавится. Спасибо.

- Дело в том, что когда мы говорим о жестких ограничителях 50/50 в контрактной и бюджетной формах обучения, это достаточно условно. На сегодняшний день, если есть большое количество желающих учиться на контрактной форме, министерство идет навстречу и разрешает это. То есть пропорция контракта и бюджета может меняться.

Поэтому увеличивать плату за обучение никто не будет. Вузов меньше не стало, а выпускников практически на 42% меньше. Где же их брать на контрактную форму обучения? Может, студентов-контрактников не будет вообще. Ведь всем выпускникам может просто хватить мест на бюджетной форме обучения.

Оксана, Миргород: - Максим Георгиевич! Спасибо огромное Вам лично и всей пресс-службе ПР за разъяснительную конференцию. Хотелось бы еще побольше Вашего участия в эфирах. Сегодня, кстати, с удовольствием послушала программу на радио!!! У меня по ходу возник вопрос - можно ли было избежать кардинального изменения системы обучения в школах и уменьшения госзаказа в вузах? Спасибо.

- Было много шума насчет перехода на 12-летнюю систему образования, но за предыдущие 5 лет не было ничего сделано для того, чтобы эти идеи хоть как-то реализовать. Поэтому, возвратив 11-летнее образование, мы фактически предотвратили коллапс в средней школе. Переход на 12-летнюю систему обучения был абсолютно не подготовлен. Поэтому мы фактически просто сохранили то, что было, а сейчас немного это усовершенствуем, но уже в режиме стабильности.

Если же говорить о госзаказе, то сегодня это далеко не самая большая проблема. Самая большая проблема в том, что сегодня из вузов на предприятия не хотят брать студентов на практику. Хотя раньше это было нормой закона. А практика – это обязательная составляющая подготовки квалифицированных кадров. Именно об этом сегодня нужно говорить в первую очередь, а не о сокращении, для которого есть объективные причины.

Петр, Львов: - Каких еще ноу-хау ожидать от Министра Табачника? Когда в школах введут обязательное изучение русского языка?

- Министр Табачник никаких ноу-хау не делает. Я хочу сказать, что Дмитрий Владимирович очень грамотно подходит к вопросу принятия решений. Они базируются не на его какой-то точке зрения, а по каждому вопросу собираются те или иные представители общественности и эксперты. Практически все стратегические реформы, которые были четко взвешены и продуманы, уже проведены, кроме, разве что, закона о высшем образовании, который будет принят на следующей сессии парламента. Также следует принять закон о последипломном образовании, чтобы у нас не было такой ситуации, когда последипломное образование в стране есть, а закона, который эти вопросы регулирует, нет. Также нет закона о довузовской подготовке. А этот вопрос, я считаю, должен быть урегулирован отдельным законопроектом. Потому что мы должны поддерживать тех детей, которые заранее определились, где они хотят учиться и не разносят свои документы по многим вузам, так сказать, не играют в лотерею. Таких вопросов очень много, и они будут решаться.

Георгий, Киев: - Куда пойдут деньги, сэкономленные за счет сокращения госзаказа?

- Сэкономленных средств от сокращения госзаказа практически нет, а если они и будут, то они будут направлены исключительно на повышение качества образования, на улучшение материально-технической базы.

Юрий Лесько, державовед: - Надеюсь, на этой сессии будет принят новый закон о высшем образовании. Предлагаю включить в закон уточнение о выборе предметов, он должен быть ограничен. И на первых курсах должно быть соревнование не между предметами, а внутри предметов. Такие предметы, как психология, социология и политология, не включены в обязательную программу высших учебных заведений, между тем, без них мы готовим рабов. Поэтому предлагаю в третьем семестре сделать обязательным выбор из 6 разных направлений психологии («душеведении» на русском, он звучит точнее и привлекательней), в четвёртом семестре из шести разных направлений социологии («обществоведения» на русском) и политологии («державоведения» на русском). В настоящем русском два слова – «держава» и «государство» - имеют разные понятия. «Государство - это я», - говорил русский царь, но был самодержец. Сейчас по конституции именно народ - самодержец, а государство - это вы, депутаты, поэтому хотелось бы, чтобы вы прислушивались... А то придётся вспоминать «Буревестник» Горького.

- Спасибо за идею. Вам нужно сформировать поправки и предложения к закону и направить их в парламентский Комитет по вопросам науки и образования.

Елена Кравцова: - Здравствуйте! Я живу в городе Краснодон Луганской области. Объясните, пожалуйста, в чем заключается проведение реформы образования в 2011-м в нашем городе? В том, что образование, а в том числе культура и медицина, финансируется из местного бюджета по самому остаточному принципу? При этом сокращается все - часы, люди, доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, закрываются вечерняя школа, школа для заключенных, комнаты школьника от Центра детского творчества; финансирование коммунальных платежей школ на уровне прошлого года без учета повышения цен за газ и свет. Поговаривают, что будут закрывать школы не только районные, где малый контингент учащихся, а и городские. До каких пор над нами будут так издеваться? Ведь мы растим будущее нашей страны. А чему могут научить злые, голодные учителя?

- Проблема с финансированием системы образования колоссальная. Последние три месяца велись активные переговоры с профсоюзом работников образования. Мы проводили встречи на уровне комитетов, были у Министра финансов, Первого вице-премьера.

Самое главное - это решение проблемы единой тарифной сетки оплаты труда. К сожалению, сейчас отсутствует адекватная индексация заработной платы учителей. Не может быть такого, чтобы у дворника без образования минимальная заработная плата была 941 гривня, а у учителя зарплата - 961 гривня.

К сожалению, но решить эту проблему в одночасье невозможно. Это еще один бюджет страны. Поэтому ведутся переговоры с профсоюзом о поэтапном повышении зарплат на 10-15%. Чтобы оплата труда учителей увеличивалась в зависимости от роста экономики.

Максим: - Господин Луцкий, объясните, пожалуйста, зачем в законопроект «О высшем образовании» Вы и Ваши коллеги внесли норму о повышении цен на учебу с учетом инфляции и норму о стабильном количестве студентов в том или ином учебном заведении? Ведь первая норма неминуемо вызовет негодование у студентов и может потянуть за собой массовые акции протеста, а вторая - просто странно: ведь не количество студентов определяет - быть учебному заведению колледжем или университетом, а качество образования.

- Основное задание студентов - это учеба. Я довольно хорошо знаю проблемы студенчества. 30-40% проблем студенческих общежитий возможно без привлечения финансовых ресурсов. Те люди, которые работают в них, отвечают за их содержание, просто должны выполнять свои функциональные обязанности.

Когда говорят о том, что повышение оплаты за обучение вызовет возмущение студентов, те, кто продуцирует такие настроения, почему-то не учитывает, что за время учебы студента зарплаты преподавателей индексируются, цены возрастают. Следовательно, необходимо или отчислять студента или находить дополнительные источники финансирования. Никто не говорит, что нужно платить за все. Но ведь учебному заведению приходится платить не только за электроэнергию, отопление, но и развиваться.

Удобно призывать студентов к массовым акциям протеста, используя их желание подзаработать. Но ведь если студента нет на занятиях, то ответственность с администрации и ректора за студента никто не снимал.

Междусобойчики, которые устраивают политики на Майдане и на которые они затягивают студентов, мешают самим студентам получить качественное образование.

Дорогие читатели. Эта Интернет-конференция проходит накануне Крещения Господнего. Поэтому, пользуясь случаем, я поздравляю всех, кто работает в сфере образования, с Водохрещей и хочу пожелать, чтобы этот год стал удачным для них.

Сейчас много говорится о том, что в этом году власти придется принимать непопулярные решения. Без их принятия ничего в стране не изменится. Ведь когда мы говорим о повышении социальных стандартов жизни, должны понимать, что оно невозможно без роста экономики. И все те непопулярные решения, которые принимаются сегодня Правительством, направлены на то, чтобы Украина стала более инвестиционно привлекательным государством, чтобы росло благополучие людей, качество жизни.

Все непопулярные решения будут приняты до лета, и дальнейшая законотворческая работа парламента будет нацелена на рост экономики и автоматическое повышение соцстандартов. Решать сложные социальные проблемы приходится в условиях того наследства долгов и пустых закромов, которое нам досталось от предыдущей власти. Но, как говорит руководитель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов: «Придя к власти, мы женились на всех этих проблемах». И я хочу всех заверить – мы не подведем.













Фото: Ксения Каргина

Пресс-служба Партии регионов

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме