19:00 08.02.2011 | Все новости раздела "Партия Регионов"
Итоги Интернет-конференции Л. Кожары на тему «Украина в системе международной безопасности: вызовы и приоритеты»
На сайте Партии регионов состоялась Интернет-конференция на тему «Украина в системе международной безопасности: вызовы и приоритеты» при участии народного депутата Украины, заместителя Председателя Партии регионов по вопросам международной политики, заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам иностранных дел Леонида Кожары.
- Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Партии регионов. Вижу, что от вас поступило очень много важных вопросов, постараюсь на все дать ответы.
Евгений: - Г-н Кожара, сформулируйте, пожалуйста, перед какими вызовами в настоящее время стоит Украина и ее внешняя политика в контексте международной безопасности?
- Вызовы международной безопасности Украины, прежде всего, диктуются проблемами внутренней безопасности, и в этом контексте главный вопрос – это вопрос экономической безопасности и эффективного проведения реформ. Наша страна на сегодня достаточно интегрирована в международное экономическое пространство, поэтому международные кризисы непосредственно влияют на нее. Больше того, даже влияние этих кризисов отличается от того, что происходит в других странах. Почему? Потому что наша экономика застыла в своем развитии, мы проигрываем на рынке конкуренции. Поэтому вызов № 1 – это международный экономический кризис и проблемы внутреннего реформирования страны.
Во-вторых, к сожалению, Украина находится в зоне замороженных международных конфликтов. Сейчас заморожены внутренние конфликты в Приднестровье, мы помним, как 19 лет назад, когда там была война, к нам пришли десятки тысяч беженцев. К сожалению, до сих пор нет решения этой проблемы. То же самое на восточных рубежах. Есть потенциальный конфликт на Южном Кавказе, это и Южная Осетия, и Абхазия, и Нагорный Карабах. Нестабильна ситуация на Северном Кавказе.
Следующей актуальной проблемой для нас является нелегальная миграция. Украина сегодня рискует превратиться в отстойник для нелегалов, потому что, с одной стороны, мы имеем договор о реадмиссии со странами ЕС, по которому нелегальные мигранты должны быть возвращены в Украину. С другой стороны, реадмиссионное пространство на Востоке у нас не работает. У нас нет полноценной реадмиссии с Россией, а она граничит со странами, которые потенциально являются, скажем, экспортерами нелегальных мигрантов.
Очередная проблема лежит в области трудовых ресурсов и демографической ситуации. Украина – это страна со слабым демографическим развитием, страна пенсионеров, и мы испытываем не приток рабочей силы, а наоборот – утрату и на Запад, и на Восток.
Кроме того, Украина стоит перед проблемами транснационального распространения наркотиков, транснациональной преступности, мы очень зависимы от экологических катастроф. Все это создает главные вызовы для ее безопасности.
Среди положительных моментов хотел бы отметить, что военной угрозы для безопасности Украины нет. Она не рассматривается ни одной страной в мире как враг, и мы не рассматриваем ни одну страну как недружественную.
Артем Бузіла: - Шановний Леоніде Олександровичу! Зрозуміло, що ані вступ до НАТО, ані вступ до ОДКБ не відповідає інтересам національної безпеки України. Проте ми - не наддержава, не маємо в своєму запасі надпотужного військового потенціалу, щоб повністю захистити себе самим. Як ви вважаєте, чи потрібно Україні йти до панєвропейської системи безпеки (в яку обов'язково входила б і Росія)? Якщо так, то які кроки Україні потрібно робити на цьому напрямі?
- Почну з того, що сьогоднішній позаблоковий статус є для України гарантією національної безпеки. В силу історичних та геополітичних причин рух України в будь-який бік – чи до зближення з НАТО, чи до зближення з ОДКБ - впливав би на нашу геополітичну ситуацію і створював би нам проблеми. Є приклад, що коли минуле керівництво держави намагалося втягти Україну в НАТО, Росія прямо заявила, що це не в її національних інтересах. В той же час, якби Україна заявила про активний рух до ОДКБ, це нам ускладнило б перспективи євроінтеграції. Водночас я хотів би сказати, що сьогодні держава розвиває дружні стосунки з обома блоками. Ми маємо програми щодо співробітництва з НАТО, і ми їх виконуємо. З іншого боку, Україна бере участь у різних програмах по лінії ОДКБ. Тобто ми себе позиціонуємо як позаблокова країна, яка не приєднується до жодних політичних блоків. І тим самим ми наголошуємо, що є дружніми і до тих, і до інших. Отже, для України сьогодні не існує жодної військової загрози. Але водночас для нас, як для європейської країни, активно стоїть питання європейської безпеки. Це і питання регіональних конфліктів, для нас близька проблема балканських країн. Тому Україна повинна брати участь у зміцненні європейської системи безпеки, бо ми є елементом цієї системи.
Юрий: - Леонид Александрович, как, по-вашему, могут повлиять массовые антиправительственные акции, начавшиеся в странах Северной Африки, которые перекинулись на Балканы, на международную систему безопасности? Существует ли вероятность повторения подобных мероприятий в Украине, и какие можно принять превентивные меры против таких явлений?
- За событиями в Северной Африке следит весь мир, особенно нас взволновала ситуация в Египте. Это дружественное государство, с которым нас связывают десятилетия крепких отношений, Египет – рынок сбыта украинских товаров, особенно сельскохозяйственной продукции – зерна. В этой стране живет и работает много украинских граждан. Поэтому мы надеемся на то, что в ближайшее время ситуация там стабилизируется, и все будет разрешено мирным путем. Мы считаем, что египетский народ должен самостоятельно решить, кто должен прийти к власти, каким должно быть правительство. Но мы бы не хотели, чтобы к власти в Египте пришли радикальные силы. Несколько лет назад американский политолог Семюэль Хантингтон написал статью «Столкновение цивилизаций», где дал очень радикальный прогноз развитию будущего мира и описал возможности раскола мира на христианскую и мусульманскую цивилизации. Это очень агрессивный сценарий, и мы бы не хотели, чтобы события в Египте стимулировали столкновение цивилизаций.
Алексей, Киев: - Леонид Александрович, в СМИ много слышно о том, что евроинтеграция остается приоритетом во внешней политике для действующей власти. Как на практике будет осуществляться движение Украины в европейском направлении?
- Президент Украины Виктор Янукович неоднократно заявляли, что цель Украины – евроинтеграция. Это внешнеполитический вектор № 1 для нас. Но в отличие от предыдущей власти мы гонимся не за формой нашей интеграции, а за содержанием, то есть нас не столько волнует, что это будет – членство в ЕС или какие-то другие формы, мы не ставим вопрос, когда Украина будет членом ЕС. Что для нас особенно важно - какие стандарты мы имплементируем в наше общество. Украина сегодня очень близка к заключению соглашения с Европейским Союзом. Это заключение состоит из двух частей. Первая – политическая, это набор политических обязательств как ЕС, так и Украины. И вторая часть – это расширенное и углубленное создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Вот сегодня проходит очередной раунд переговоров с ЕС, и мы надеемся, что эти переговоры приблизят подписание соглашения о создании ЗСТ, чтобы это произошло уже до конца нынешнего года.
Вы знаете, что в Европе существуют так называемые четыре свободы, которые Евросоюз может предоставлять внешнему миру. Три свободы в области экономики – свободное передвижение товаров, услуг, капитала. И четвертая свобода - в области гуманитарной политики: свободное передвижение людей.
На сегодняшний день у нас есть предоставленный Европейским союзом план действий по введению безвизового режима. Мы рассчитываем на отмену виз до начала Евро-2012. Соглашение о создании ЗСТ должно быть подписано до конца текущего года.
Эти два документа предоставят Украине все четыре свободы – свободу движения капитала, товаров, услуг и людей. И, получив все эти 4 свободы, можно будет говорить о том, что наша страна стала членом Европейского Союза, не имея формального членства.
Ирина, Киев: - Добрый день! Готова ли Украина к отмене виз с ЕС – не морально, а технически? Спасибо за ответ.
- Украина всегда готова к отмене виз с Европейским Союзом, а тот не совсем готов к этому. Вы знаете, что Украина отменила визы для стран Евросоюза и для некоторых стран западного мира, не входящих в ЕС, еще в 2005 году. Европейский Союз пока этого не сделал. Сейчас мы имеем план действий по отмене визового режима, и мы достаточно целеустремленно движемся к его выполнению. Для того, чтобы мы выполнили требования Евросоюза, нам нужно решить три главных блока проблем.
Первое – это введение паспортов с биометрическими данными. На сегодняшний день Украина полностью технически подготовлена к введению таких паспортов. Нам сегодня необходимо принять законодательное обеспечение введения таких документов, и мы это сделаем.
Второй блок вопросов – это защита персональных данных и создание систем данных, совместимых с данными Шенгена. Это очень сложная задача. Она требует значительных инвестиций со стороны государства.
Приведу пример. Сегодня при пересечении украинским гражданином Шенгенской зоны, например, в Германии, пограничник у себя на компьютере видит полную информацию об этом гражданине, в частности, записи полиции. Если гражданин ранее нарушил правила дорожного движения или совершил хулиганский поступок, его могут не впустить в страну. У нас такой системы нет. Но мы должны ее создать и обеспечить качественную защиту персональных данных граждан.
И третий блок вопросов – это внедрение европейских стандартов на границе. Мы сегодня успешно решаем этот вопрос. Нам нужно принять законодательство о режиме государственной границы. Но уже сейчас многие зарубежные гости отмечают, что украинская граница выгодно отличается от границ других постсоветских государств. Нам нужно продолжать устанавливать более современные технические средства, детекторы, специальные защитные аппараты, усилить взаимодействие таможенных, пограничных, фитосанитарных служб. Мы к этому готовы.
Егор: - Здравствуйте. Вы как заместитель Главы Партии по международным вопросам, наверное, знаете, когда у Украины будет безвизовый режим с Европой. Что для этого делает власть, и как быть тем людям, у которых обычные загранпаспорта, а не биометрические? Нужно будет менять паспорт?
И второй вопрос. Вот Украина сейчас ввела безвизовый режим с Израилем, а раньше мои знакомые поехали по туристической путевке отдыхать, и уже там, в Тель-Авиве, хоть у них были все документы в порядке, их не пустили в страну, так что они деньги потратили впустую. Говорят, что подобных случаев очень много. Будет ли на это власть реагировать?
- По первой части вопроса, я выше уже ответил, что безвизовый режим со странами Европейского Союза будет действителен только для обладателей биометрических паспортов. Для всех остальных останутся в силе визовые правила стран-членов ЕС.
Что касается второй части вопроса, то я рекомендую в подобных ситуациях обращаться в консульские учреждения в той стране, где вы находитесь, и требовать защиты ваших законных прав.
Игорь: - Уважаемый Л. Кожара. Уже не первую неделю Европа возмущена избирательной юстицией в Украине - это касается уголовных дел, заведенных на оппозиционеров, из-за чего одному из них уже даже политическое убежище предоставили в Чехии, а у другого вид на жительство в Австрии. Почему бывшего премьера не выпускают за рубеж, куда ее пригласили авторитетные структуры Европы? Это только портит имидж Украины на международной арене. Разве нас с такой псевдодемократией возьмут в Европу?
Олексій: - Як Ви можете прокоментувати реакцію європейських лідерів на те, що Тимошенко не пустили з’їздити до Брюсселя? Чи нормальною є практика обмеження підозрюваних у скоєнні злочинів у праві вільно пересуватися для європейських країн?
- Эти оба вопроса касаются одной и той же темы. Прежде всего, я бы хотел отметить, что не вся Европа, как тут пишут, «возмущается». Просто наши оппоненты – Юлия Тимошенко и ее команда – создают впечатление, что имеют место какие-то массовые возмущения. Это не совсем так. Внешнеполитические союзники Тимошенко пытаются ее защитить, это представители Европейской народной партии, и у них исключительно политические мотивы.
Вместе с тем, весь мир заинтересован в том, чтобы Украина эффективно продолжала работу по борьбе с коррупцией. И я хочу сказать, что очень часто нахожусь в командировках, что наши коллеги в Европе, в США понимают: обвинения, выдвинутые бывшему премьер-министру, очень серьезны. Например, за рубежом считают, что нецелевое использование средств, полученных от Японии по Киотскому протоколу, – это не только нарушение украинского законодательства, а и полное игнорирование всей системы Киотского протокола. Этот документ говорит о том, что средства, полученные от продажи квот на выбросы парниковых газов, должны использоваться только в экологических целях, и других возможностей для их использования нет. А теперь получается, что другие страны могут сказать, раз Украина использовала эти средства не по назначению, значит, это не воспрещается, и это создает проблемы в международном сообществе.
Во-вторых, что касается упомянутого здесь словосочетания «избирательная юстиция». Такого юридического термина нет. Слово «юстиция» переводится с латыни как справедливость, законность. А справедливость либо есть, либо ее нет. Говоря об избирательной юстиции, наши политические оппоненты хотят навязать обществу мнение, что якобы какие-то действия власти незаконны. Но они забывают, что главный вопрос в другом – совершали бывшие чиновники нарушение закона или не совершали. И если совершали, то за это нужно отвечать. Точно так же, как если сейчас закон нарушают какие-то члены нынешней команды, наказание неизбежно – и это подтверждается тем количеством уголовных дел, которые были заведены на чиновников, пришедших к власти недавно.
Кристина, Крым: - Здравствуйте! Я слышала, что есть идеи отменить визы с Турцией. Пожалуйста, не делайте этого – они же оккупируют всю нашу страну!!!
- На сегодняшний день для украинских граждан краткосрочных виз для въезда в Турцию нет. Существует разрешительный режим пересечения границы. То есть гражданин Украины по прибытии в Турцию покупает на границе специальную визовую марку и таким образом получает право на въезд в страну. При этом Турция выступила с инициативой, чтобы Украина тоже отменила визовый режим. Эта ситуация вполне возможна, и мы хотим, чтобы у нас был безвизовый режим между нашими странами.
Но нужно не забывать, что наша страна сегодня в одностороннем порядке не может принимать решение по отмене виз. У нас есть политические и юридические обязательства перед Европейским Союзом. Поэтому мы должны действовать в пределах законодательства. И когда Турция будет соответствовать всем нормам и обязательствам, которые к ней предъявляет Европа, в частности, касающиеся реадмиссии, мы тогда сможем отменять визы. До того момента отмена виз – это только желание Украины.
Алексей, Киев: - Почитал вашу биографию. Вы - карьерный дипломат. Скажите как дипломат, а не член ПР, насколько эффективно сегодня работает украинское внешнеполитическое ведомство? Насколько активизировалась украинская внешняя политика за год президентства Виктора Януковича?
- Я хочу сказать, что сегодня украинская внешняя политика стала гораздо эффективнее, чем она была в предыдущие годы. Есть внутриполитические причины для этого – сегодня в Украине стабильная власть, есть единство взглядов Президента, Правительства и большинства в Верховной Раде. Все мы едины в нашем желании выполнять программу Президента Украины и продолжать евроинтеграционные процессы. Я приведу пример. Несколько лет назад посол Украины в одной из европейских стран показал мне документ для внутреннего пользования от Секретариата президента В. Ющенко, в котором содержались рекомендации по тому, как европейским послам представлять бывшего премьер-министра. Фактически, это была кляуза на Тимошенко. И наш посол спрашивал, как быть с этой инструкцией, как идти в европейские структуры и нести кляузу президента на премьер-министра. Вот что было несколько лет назад. Сейчас это просто невозможно.
За предыдущий год у нас очевидны успехи по всем направлениям, по которым мы давали обещания. Например, в предвыборной программе Президента В. Януковича было обещание, что Украина станет внеблоковым государством, и мы это закрепили в законе. Это значительно укрепило международные позиции страны. Это способствовало возобновлению стратегического диалога с Российской Федерацией. Сегодня Украина успешно движется по пути евроинтеграции. К концу года станем ассоциированными членами Евросоюза. В 2012 году мы сможем получить безвизовый режим. Успешно развиваем сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. 14-15 февраля в Вашингтоне состоится заседание группы стратегического партнерства с США, там будет присутствовать наш Министр по вопросам иностранных дел. Мы будем говорить о том, какими конкретными пунктами наполнить документ о стратегическом партнерстве с США. Мы сегодня сбалансировали политику на Востоке и Западе. Сегодня Украина сбалансировала отношения с Китаем, которые в предыдущие 5 лет практически никак не развивались, а мы подписали миллиардные контракты. Украина очень активно действует в регионе Южной, Юго-Восточной Азии. Готовится визит Президента в Сингапур - это экономический лидер Юго-Восточной Азии. Восстанавливаются отношения на Латиноамериканском континенте. Все это конкретные и очевидные результаты внешней политики, новой, прагматичной, активной.
Спасибо всем, кто принял участие в Интернет-конференции. И до новых встреч.
Пресс-служба Партии регионов
Источник: Партия Регионов
Обсудить новость на Форуме
16 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |