22:45 18.12.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Ирина Акимова: «Проблема сегодняшней ситуации заключается в том, что Тимошенко замедлила темпы роста экономики не только в 2008 году, но она также заложила базис для ухудшения ситуации в будущем»

В своем вступительном слове на сегодняшней пресс-конференции в пресс-центре ПР в «Зоряном» народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, министр экономики Оппозиционного правительства Ирина Екимова, в частности, сказала:- Сегодня исполняется год со дня начала работы правительства Тимошенко. Это довольно круглая дата, и поэтому уже нужно подводить итоги для того, чтобы понимать - что было сделано и основы для какого развития заложены на будущее. На сегодняшний день я могу с уверенностью констатировать, что правительство Виктора Януковича оставило в наследство правительству Тимошенко растущую экономику. Причем экономика росла достаточно высокими темпами. А именно: рост ВВП за 2007 год был более 7%, рост промышленности - более 10%, строительства – 11%, инвестиций – 28%. Инфляция на то время была на уровне 15%. Теперь о том, что мы имеем на сегодняшний день. Сегодня сложилась ситуация, когда растущая экономика превратилась в стремительно падающую. По результатам 11 месяцев темпы роста у нас замедлились более чем вдвое - 3,6%, рост промышленности перерос в рецессию, и сегодня это -0,7 %. Темпы роста строительства также стремительно падают, и сейчас эта цифра доходит до -16. Инфляция же, наоборот, растет – 22%, темпы роста инвестиций замедлились в 6 раз, а рост реальной зарплаты замедлился практически на одну треть. Самым «прорывным» стал ноябрь. За этот месяц цифры еще более шокирующие. Я, прежде всего, обращаю ваше внимание на то, что темпы роста ВВП у нас составляют -14% ноября этого года по отношению к ноябрю 2007 года. В сфере промышленности ситуация еще более провальная: мы видим падение общих темпов промышленности на 28%. Наиболее серьезная ситуация - в металлургическом секторе, в перерабатывающей отрасли. В первую очередь это касается машиностроения. Очень быстро замедляются темпы роста розничной торговли. Наш внутренний рынок, наш внутренний спрос, на котором долгое время держалась украинская экономика, к сожалению, очень быстро сокращается. Инфляция по-прежнему находится на уровне 22%, и тенденций к ее снижению на сегодняшний день, увы, нет. Насколько же можно надеяться на улучшение ситуации в будущем? Проблема сегодняшней ситуации заключается в том, что Тимошенко замедлила темпы роста экономики не только в 2008 году, но она также заложила базис для ухудшения ситуации в будущем. Экспертные оценки международного агентства JP Morgan и его прогнозы на 2009 год совпадают с прогнозами Международного валютного фонда и Мирового банка. Согласно этим прогнозам, падение ВВП в 2009 году будет не менее 4%. Уровень инфляции также останется на высоком уровне – от 15-17%. Дефицит бюджета увеличится минимум до 2% ВВП. Я напомню, что в меморандуме с МВФ к нам есть требования бездефицитного бюджета. Замедлятся темпы роста доходов населения. Реальная заработная плата уже не вырастет, а, напротив, упадет на 8%. Цифры по безработице колеблются, но на сегодняшний день самая оптимистичная оценка безработицы в 2009 году - это 3 миллиона украинцев, а по более пессимистичным прогнозам – более 4 миллионов, что в переводе на проценты Международной организации труда составляет порядка 14% населения. В течение этого года появились еще некоторые тенденции. Задолженность по заработной плате само по себе - явление не новое, а вот задолженность по заработной плате в бюджетном секторе появилась в этом году впервые за последние 8 лет развития Украины. Причем эта задолженность резко выросла за последние три месяца (на 50%), и сейчас составляет более 1 миллиарда гривен. У нас также имеется огромный торговый дефицит. По сравнению с прошлым годом он увеличился вдвое. У нас уже проблемы с отрицательным сальдо торгового баланса, и результатом этого на сегодняшний день является практически стопроцентная девальвация нашей национальной валюты. Каким же образом действующее правительство объясняло ситуацию в экономике? Подход первый – давайте найдем внешнего врага. И список этих «внешних врагов» получился достаточно длинный. А начинался он с Президента, Парламента… Летом, в частности, в росте цен «виноваты» были региональные администрации и региональная власть. Затем «виновником» стал бизнес, который почему-то стал испытывать экономические проблемы и, соответственно, начал реагировать на них вполне естественно, т. е. увольнениями. На сегодняшний день главным «внешним врагом» является мировая экономика. Насколько же это правда? Давайте рассуждать тут логично. На все страны и, прежде всего, на страны Европы сейчас воздействуют почти те же самые факторы. По идее, и результаты должны быть одни и те же. Но результаты почему-то оказываются совершенно разными. Возьмем, к примеру, Польшу. Эта страна соизмерима с Украиной по размеру экономики, по размеру территории, по принципам, традициям и по структуре промышленности. Однако девальвация национальной валюты в Польше на сегодняшний день составляет 25%, т. е. в 4 раза меньше, чем у нас. Почему? Ответ прост. Потому что уровень инфляции в Польше существенно ниже, чем у нас, практически в 5-6 раз. И это при том, что сальдо счета текущих операций сравнимо. Отсюда вывод: проблемы экономики Украины на сегодняшний день - это не только и не столько плохие внешние факторы, которые на нас влияют, сколько плохое качество внутренней экономической политики, которую мы наблюдали в течение всех этих 11 месяцев. Что предлагало за весь этот период правительство Тимошенко? Оно предлагало сугубо административные методы вмешательства в экономику. Например, заключение меморандумов, искусственное ограничение цен на те или иные виды товаров, что сразу вело к дефициту. Последний пример из этой серии - ситуация на фармацевтическом рынке. Правительство предлагало прямой обман населения, потому что обещания, которые были даны в знаменитой программе «Прорыв», практически не были выполнены. Подчеркиваю - ни одно, разве что за очень редким исключением. Каким образом реагировало правительство на нарастание кризисных явлений? Логично было бы ожидать, если бы правительство, учитывая очень неблагоприятные международные прогнозы, прозвучавшие еще в феврале-марте, подготовило антикризисную программу и последовательно начинало готовить экономику страны к тем неблагоприятным факторам, которые к нам пришли уже в конце августа. Но в действительности ситуация была абсолютно противоположная. Весь Кабинет Министров и Тимошенко лично фактически до начала октября отрицали даже сам факт наличия кризисных явлений в экономике Украины. После того, как правительство «проснулось», оказалось, что никакой антикризисной программы у них нет. Украина практически самая последняя из европейских стран приняла хоть какой-то антикризисный закон. Все остальные сделали это намного раньше. Более того: принятый антикризисный закон, к сожалению, не является системным. Он не дает ответы на многие животрепещущие вопросы. В частности, как поддерживать реальный сектор, что делать с финансовой стабилизацией и каким образом поддерживать платежеспособность нашего населения? На сегодняшний день мы также не имеем макроэкономического прогноза на 2009 год. А как можно без макроэкономического прогноза выстраивать хоть какую-то антикризисную программу? Нет ответа… Правительство не имеет ни самой программы, ни реального проекта госбюджета. А ведь эти документы имеют принципиальное значение. Они носят, скажем так, не просто какой-то формальный или технический характер. Это - база, на которой строится или, наоборот, не строится антикризисная политика. Вместо этих системных документов в ходе голосования за дополнения к бюджету 2008 года была предложена схема по возврату НДС нашим производителям не в виде живых денег, а в виде облигаций. Возникает вопрос: наши предприниматели должны платить заработную плату, должны покупать все промежуточные и сырьевые материалы за облигации? Ответ, думается, очевиден: конечно же, должны. Но если возможен предлагаемый правительством вариант, то тогда мы будем требовать, чтобы правительство обеспечило народу заработную плату в облигациях, и чтобы он при этом не роптал. И чтобы другие производители продавали свое сырье тоже за облигации. Также в законе об инвестиционной деятельности была предложена весьма непрозрачная лоббистская схема, по которой отдельные, выбранные по непонятным критериям инвестиционные проекты могли получать весомые преимущества. А что же с остальной экономикой? Каким образом мы будем развивать внутренний рынок? На эти вопросы на сегодняшний день ответов нет. Нет и ответов на вопрос, по каким же, собственно, критериям, на основе каких требований будет осуществляться государственная помощь проблемным коммерческим банкам? Сейчас ситуация в банковской системе изменяется с каждым днем и, к большому сожалению, отнюдь не в благоприятную сторону. Правительство должно быть готово предложить реальную, а не просто прописанную в двух-трех словах, схему, где непонятно кто, как и на каких условиях может получать государственную помощь. Также непонятно, каким образом государство будет минимизировать затраты налогоплательщиков на эту программу? Когда нагнетаются экономические проблемы, понятно, что все они ложатся на плечи населения. Поэтому в вопросе социальной политики есть очень много негативных факторов, которые свидетельствуют о том, что люди живут хуже, и, к сожалению, благоприятной перспективы на ближайшее время у них в этом плане нет. Темпы роста минимальной зарплаты резко замедлились. Опять-таки, к превеликому сожалению, на сегодняшний день не пересмотрен прогноз инфляции. А это означает, что пенсионеры с минимальной пенсией фактически недополучают 68 грн. в месяц, а минимальная зарплата фактически занижена на 75 грн. в месяц. Отложена пенсионная реформа. Откладывание ее внедрения означает, что сегодняшняя пенсионная система позволит человеку, когда он выйдет на пенсию, получать порядка 10% от его заработной платы при том, что во всем мире для обеспечения жизни предусмотрено минимум 30%. Снижены расходы на социальные нужды. Практически забыты программы обеспечения жильем бюджетников. А ведь это был один из пунктов «Прорыва»… Забыты программы и по обеспечению элементарных коммунальных услуг. Они либо вообще не финансируются, либо не дофинансируются. Теперь что касается покупательной возможности населения. Сегодня можно купить значительно меньше, чем раньше. К примеру, сейчас на среднюю заработную плату вы можете купить 44 кг свинины, а в прошлом году эта цифра была равна 55 кг. Что это означает? Это означает, что «благодаря» усилившейся инфляции, девальвации гривны, неблагоприятным тенденциям в экономике наше население реально живет беднее. В то же время весьма любопытными являются следующие факты. Население живет беднее, а вот расходы на управленческий аппарат, т. е. на содержание президентского офиса, на содержание центрального правительственного офиса и Верховной Рады, остаются очень высокими - около 9,5 млн. грн. в день. А вот лечение и обслуживание новорожденного в реанимации обходится государству всего в 2 грн. Возникает закономерный вопрос: а нужно ли нам такое дорогое правительство, такой дорогой управленческий аппарат в условиях кризиса? Проблемы правительством Тимошенко создаются и для региональных властей. И эти проблемы заключаются в нескольких вещах. Во-первых, происходит неполное финансирование местных инвестиционных программ. Например, программы, касающейся сельской медицины, которая была одним из пунктов «Прорыва». Цель заключалась в том, чтобы приложить существенные усилия, дабы услуги здравоохранения были доступны не только горожанам, но и селянам. Минздрав на эту программу просил 360 млн. грн. Правительство на сегодняшний день не дало ни копейки… И, наконец, самая наболевшая проблема - это проблема ЖКХ. Киевляне уже в этом году столкнулись с холодными батареями, с отсутствием горячей воды. Регионы столкнулись с этой проблемой несколько раньше киевлян. Кто же за это отвечает? Местные советы, как утверждало правительство Тимошенко на протяжении всего осеннего периода, или же центральное правительство? С 1 декабря возросли тарифы на газ для населения и для предприятий «Теплокомунэнерго», но трансферты местным бюджетам для того, чтобы компенсировать эти затраты и обеспечивать компенсации льготникам, которых у нас достаточно много, местные советы не получили. Каким образом они будут справляться со сложившейся ситуацией? Как они будут обеспечивать льготников в плане компенсации дополнительных расходов? Задолженность с начала года по финансированию различного рода полномочий, спущенных на местные советы, сегодня достигает 2,5 млрд. грн. Как результат - отключаются от горячей и холодной воды дома, население недовольно, люди вынуждены платить больше за коммунальные услуги, и не могут ожидать ответной компенсации. Ситуация в сфере ЖКХ сейчас, я бы сказала, складывается трагическим образом. Создается лишь видимость реформ, а на практике деньги туда не перечисляются, поэтому сектор ЖКХ находится практически на грани катастрофы. Напомню, что финансирование программ ЖКХ было в бюджете Тимошенко на 2008 год снижено с 3,6 млрд. до 400 млн., и из этих 400 млн. на сегодняшний день профинансировано где-то 15%. И, наконец, последнее. Ситуация в экономике неблагоприятная. Социальная политика испытывает сейчас то, что я бы назвала провалом. Как реагирует сегодня население? Доверяет ли население экономической программе правительства? На сегодняшний день, согласно результатам последних социологических исследований, экономическое состояние страны плохим считает 90% населения, и 82% населения выразили недоверие экономической политике правительства. В прошлом году эта же цифра была на уровне 53%. Теперь главный вопрос – нужно ли Украине правительство, полностью провалившее экономическую и социальную стратегию страны в 2008 году, и которое уже заложило основы для будущих проблем в 2009 году, и которому не доверяет население. Мне кажется, что здесь ответ может быть только одним. Нет! Пресс-служба Партии регионов

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме