22:15 24.12.2008 | Все новости раздела "Партия Регионов"

Ирина Акимова: Партия регионов не будет голосовать за бюджет в том варианте, в котором он представлен сейчас

Народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, министр экономики Оппозиционного правительства Ирина Акимова в ходе сегодняшнего брифинга в Верховной Раде Украины проанализировала результаты деятельности правительства Тимошенко за текущий год:

«Правительство всегда оценивают по нескольким направлениям. Первое – берутся объективные показатели развития экономики и социальной сферы, которые сравнивают с прошлым годом.

Дальше смотрят, какую базу заложило правительство для развития в будущем году. Потом смотрят, насколько и какими методами решались экономические и социальные проблемы в течение года. Затем смотрят, насколько правительству удавалось реагировать на новые риски, которые всегда появляются в экономике. И, наконец, оценивают уровень поддержки правительства со стороны населения.

По этим нескольким вопросам мне хотелось бы дать очень короткий комментарий.

Первый вопрос – социально-экономические результаты деятельности правительства. Здесь комментарий следующий. Тимошенко получила в наследство от правительства Януковича растущую экономику: реальные темпы роста ВВП – более 7 процентов, реальный рост промышленности - более 10 процентов, рост строительства – более 16 процентов, реальный рост доходов населения – более 12 процентов. Инфляция по результатам 11 месяцев прошлого года составила чуть выше 15 процентов.

Какие результаты развития экономики показывает сейчас правительство Тимошенко? Вдвое замедлились реальные темпы роста ВВП, в четыре раза замедлились темпы роста инвестиций. Промышленность по результатам 11 месяцев текущего года находится в рецессии, ее рост составил всего 0,7 процента.

Темпы роста реальных доходов населения замедлились в полтора раза. Инфляция увеличилась практически в полтора раза.

Ноябрь показал очень точно, что ситуация в экономике Украины - критическая. Падение промышленного производства на 29 процентов, и падение ВВП на 14 процентов нельзя квалифицировать иначе как кризис.

Далее. Какие основы заложило правительство Тимошенко на следующий год, независимо от того, кто будет в правительстве? Эти основы очень неутешительные, потому что приходится констатировать: экономика Украины будет падать достаточно стремительно.

Я могу сослаться на прогнозы международных экспертов, которые едины в своих оценках: в следующем году у нас будет падение ВВП на 4 процента, а уровень инфляции составит минимум 15, а то и 17 процентов. Здесь я хочу напомнить следующее: то, что будет в следующем году, базируется на том, что сделано в этом году.

Очень важно посмотреть, какими методами пользовалось правительство Тимошенко в течение этого года. Этих методов три. Первый метод – обман. Обман – это когда замалчивают реальные цифры инфляции, то есть то, что мы видели прошлым летом. Обман – это когда замалчивают ситуацию в экономике, и в октябре утверждают, что кризиса в стране нет.

Второй метод - административные меры в виде надбавок к ценам, отмены возврата НДС, подписания меморандумов с различными отраслевыми ассоциациями для того, чтобы убедить их в том, что цены не нужно повышать, а рабочих не нужно увольнять. Но административные меры работают только в одном направлении – появляется дефицит чего-то. И этот дефицит мы увидели недавно на примере лекарственных препаратов.

Третий метод – перекладывание своей вины на внешнего врага. Этим врагом в течение нынешнего года были Парламент, Президент, представители местных органов власти, потом снова Президент, Национальный банк, оппозиция и, наконец, мировой финансово-экономический кризис. Список этих врагов исчерпан, и я не удивлюсь, если сейчас правительство начнет повторяться в выборе очередного врага.

Несколько слов по поводу мирового финансового кризиса. Можно ли сейчас списывать все на него? Есть несколько цифр, которые убеждают, что этого делать нельзя. Сейчас уровень инфляции в Украине составляет около 22 процентов. В то же время средний уровень инфляции в европейской зоне, включая восточноевропейские страны, составляет 3 процента. Падение экономики Украины в следующем году будет 4 процента. В то же время, по прогнозам международных экспертов, рост экономики в Польше сохранится на уровне 1-1,5 процента.

Мировые факторы воздействовали те же, но результаты мы получаем разные. Это говорит о том, что проблема – не за пределами Украины, проблема – внутри Украины.

Следующий момент, о котором я говорила. Появлялись новые риски, новые факторы. Как реагировало на эти факторы правительство? Во-первых, реакция была очень замедленной. В октябре правительство отрицает наличие кризиса, потом на следующее утро «открывает» для себя то, что кризис все-таки есть, и начинает работу над антикризисным законом.

Антикризисный закон Украина приняла последней из государств европейской зоны. Этот антикризисный закон содержал в себе, по сути, только один пункт – схему рекапитализации коммерческих банков с участием государства. Проблемы, связанные с поддержкой реального сектора экономики и с социальной защитой населения, оставались «за кадром».

Механизм, предложенный по рекапитализации банков, не действует до сих пор, и вряд ли будет действовать во благо, коль скоро он имеет сомнительный, коррупционный характер.

Что предлагает правительство Тимошенко дальше? Сейчас мы видим большое количество отдельных, разрозненных законопроектов, которые пытаются предложить вариант решения по отдельному вопросу, вырвав этот вопрос из общего контекста проблемы. Как правило, этот вариант решения не обеспечен бюджетными ресурсами и очень часто противоречит логике и здравому смыслу. Последний пример – решение правительства выплачивать задолженность по НДС государственными казначейскими бумагами. Логика здесь очень странная. В то время, когда весь мир снижает налоговое давление, возвращает вовремя НДС, пытается поддерживать свой реальный сектор, правительство Тимошенко через бюджет пытается рентными платежами поставить этот сектор на колени, добивает его невозвратом налога и, по сути, предлагает расплачиваться по всем своим обязательствам, в том числе – и по зарплате, государственными казначейскими бумагами. Которые, к сожалению, на сегодняшний день никому не нужны.

Я думаю, что эта логика – больная, и она не может улучшить здоровье нашей экономики.

Последние два документа, которые мы получили вчера, - бюджет на 2009 год и программа деятельности правительства. Я не буду делать полный анализ предложенного проекта бюджета, просто назову несколько тезисов, характеризующих этот проект.

Во-первых, этот бюджет антинародный, поскольку не только не обеспечивает социальную защиту населения, но даже снижает уровень такой защиты. Один пример - фиксация минимальной заработной платы и прожиточного минимума на уровне текущего года. Это проект, который направлен против реального сектора экономики. В нем вдвое снижены финансовые затраты на угольную промышленность (вспомним, сколько у нас там работает людей), вдвое снижены затраты на сектор АПК и резко увеличены рентные платежи в горно-металлургическом секторе, где работает около полумиллиона наших граждан. И если в результате этих мер, которые, не дай Бог, будут проголосованы в Парламенте, население не выйдет на улицы под стены Кабинета Министров, я буду очень сильно удивлена.

Напоминаю, что бюджет обманывает не только население и не только бизнес-сектор. Бюджет дает возможность правительству сосредоточить в своих руках значительную часть средств, оттянув их от местных бюджетов. 60 процентов средств будет находиться в распоряжении правительства. В то же время местные бюджеты получают все меньше и меньше, субсидии им уменьшены на 5 миллиардов гривен. То есть это бюджет ручного управления.

Наконец, этот бюджет не дает ответа на вопрос: а как будут решаться такие острые проблемы, как, например, проблемы в отрасли ЖКХ? Мы с вами были свидетелями того, как в Киеве отключались вода и отопление. Сектор ЖКХ остается по-прежнему провальным. Уровень его финансирования не повышается.

Бюджет противоречит многим законопроектам, которые уже приняты. Он их не учитывает. Вот почему можно с уверенностью сказать, что этот бюджет разбалансированный.

И последнее. Когда я в свое время комментировала бюджет на 2008 год, я называла его «бюджетом доедания». А бюджет на 2009 год нельзя назвать даже «бюджетом доедания» – в нем остается всего лишь 10 процентов от всех бюджетных расходов на так называемое развитие. Это, мне кажется, последняя точка на любом потенциале развития украинской экономики.

Что касается программы деятельности правительства, то это набор деклараций, который никак нельзя проверить, так как в нем нет критериев выполнения задекларированного. Самое циничное и удивительное в ней – это то, что эта программа создана по принципу: создай проблему, а потом поставь задачу эту проблему решить. Один пример: одной из целей экономической политики на следующий год определена макроэкономическая стабилизация. Если учесть, что именно благодаря действиям правительства Тимошенко достигнут рекордный уровень инфляции и торгового дефицита платежного баланса, то у меня возникают вопросы: зачем создавать проблему для того, чтобы потом ее решать, и насколько эту проблему может решить тот, кто ее и создал? Вот почему эта программа не может рассматриваться как серьезный антикризисный документ.

В связи с этим Оппозиционное правительство требует следующее.

Первое. Программа деятельности Кабинета Министров и бюджет на 2009 год должны быть представлены в абсолютно реалистичном варианте. Сказки, записанные в макропрогнозе, на основе которого сформирован бюджет, не нужны ни населению Украины, ни украинской экономике.

Реальный сбалансированный бюджет социальных обязательств, которые мы должны финансировать в следующем году с учетом необходимости поддержки реального сектора и выполнения обязательств, данных в меморандуме МВФ, – вот требования Оппозиционного правительства. Программа, которая базируется на бюджете, с конкретными показателями, чего нужно достигнуть, и как можно проверить степень достижения результатов, программа, которая отвечает на три вопроса - как обеспечить поддержку населения, защиту реального сектора и стабилизацию финансовой системы, – это то, что мы ждем от правительства Тимошенко.

Мы также ждем конкретной программы, каким образом будут финансироваться все делегированные полномочия и собственные полномочия местных бюджетов. Ни бюджет, ни программа правительства на этот вопрос не отвечают. А вопрос обеспечения самостоятельности и возможности регионального развития базируется на жизнеспособности наших местных бюджетов.

И, наконец, в области стабилизации финансовой системы сейчас нужны не нападки правительства на Национальный банк, и НБУ - на правительство, а нужен единый скоординированный документ, который может быть выдан в виде меморандума, подписанного Кабинетом Министров и НБУ. В этом документе должно быть четко указано, какими мерами будет осуществляться стабилизация финансового сектора, а также должны быть определены сферы ответственности правительства и Национального банка, и названы индикаторы, по которым можно было бы определить, выполнена ли эта задача или нет».

Отвечая на вопрос, будет ли фракция Партии регионов противодействовать принятию антинародного бюджета, Ирина Акимова сказала следующее: «Противодействие с нашей стороны может быть двояким. Во-первых, мы уже начали и будем продолжать выступать с критикой этого бюджета. Во-вторых, сейчас в Бюджетный комитет ВР передан разработанный нами документ, который предлагает внести изменения в бюджет на 2009 год в области поддержки реального сектора, защиты рабочих мест и социального обеспечения граждан. Все предлагаемые нами меры укладываются в сумму, равную приблизительно дополнительным 60 миллиардам гривен.

Мы будем настаивать на том, чтобы предложенные нами изменения к бюджету были рассмотрены в Бюджетном комитете и были учтены уже при внесении проекта бюджета на рассмотрение в первом чтении. Партия регионов не будет голосовать за бюджет в том варианте, в котором он представлен сейчас.

Мы будем голосовать за бюджет только в том случае, если:

- наши требования будут учтены;

- бюджет будет четко сбалансирован по доходам и расходам, и в нем будут указаны источники доходов;

- мы будем убеждены, что конституционные права граждан в области социальной защиты и наши международные обязательства по ВТО и по меморандуму с МВФ не нарушены;

- программа деятельности Кабинета Министров, которую правительство подаст в реальном варианте, будет пересекаться с бюджетом и будет иметь соответствующее ресурсное наполнение. В случае, если эти документы будут абсолютно разрозненные, мы за бюджет голосовать не будем».

Пресс-служба Партии регионов

Источник: Партия Регионов

  Обсудить новость на Форуме