17:00 01.12.2010 | Все новости раздела "Народная партия"
Выступление 1-го заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороне С.Р.Гриневецкого на конференции «Украина и НАТО в новом мире». Киев, 24 ноября 2010 г.
Уважаемые участники конференции!
Наша сегодняшняя встреча обретает особое звучание в свете Лиссабонского саммита НАТО. Очевидно, что дальнейшие отношения между Украиной и Североатлантическим альянсом будут строиться с учетом его решений.
Этот саммит уже окрестили «историческим». И накануне Лиссабонской встречи и в ее ходе очень часто звучало слово «перезагрузка».
Вместе с тем, нельзя не заметить, что «перезагрузка» стала возможной не только благодаря доброй воле лидеров Альянса, но и в силу ряда объективных обстоятельств.
Мировой финансово-экономический кризис заставил государства мира пересмотреть принципы функционирования глобальной экономики. Усилились тенденции к координации действий на международном уровне в рамках «большой двадцатки». Необходимость находить общие пути спасения взяла верх над государственным эгоизмом и конфронтацией последних лет.
Политика сокращения расходов отразилась и на военных бюджетах стран НАТО. Для поддержания обороноспособности они идут на беспрецедентные меры в области военного сотрудничества. Примером может служить соглашение между Францией и Великобританией о совместной разработке и испытании ядерного оружия, разработке вооружений, создании совместных экспедиционных войск.
И США, и НАТО, и Россия взяли на себя большие обязательства по поддержанию мира и стабильности в «своих сферах». В итоге сложилась ситуация, при которой отказ от выполнения обязательств невозможен, но нести самостоятельно бремя ответственности уже затруднительно.
НАТО серьезно завязло в Афганистане и для решения поставленных задач нуждается в поддержке, в том числе и России. США не может самостоятельно сдерживать Иран и в целом уже неспособно играть роль мирового арбитра.
Вдобавок кризис обострил проблему глобальной бедности, которая во многом является причиной новых угроз безопасности западных государств: терроризма, нелегальной миграции, наркоторговли и торговли людьми, организованной преступности.
В этих условиях все чаще ставится вопрос о формировании евроатлантического сообщества безопасности, свободного от разграничительных линий и внутренних угроз. Подобную инициативу можно только приветствовать. Но необходимо учитывать, что это нелегкий процесс.
К тому же, ситуация в мировой экономике остается довольно сложной и не всегда предсказуемой, что само по себе ставит под сомнение возможность планировать отношения между странами на десятилетия. Нынешний формальный консенсус может смениться очередным витком противостояния.
В связи с этим возникает необходимость уточнить роль Украины в новой системе международной безопасности.
Не стоит забывать о том, что нынешняя «перезагрузка» вряд ли была столь серьезной, если бы Украина не сделала ответственный шаг – юридически закрепила в Законе «Об основах внутренней и внешней политики» внеблоковый статус. Причем сделала она это без внешнего давления, по собственной инициативе, опираясь на мнение большинства граждан.
Закрепление внеблокового статуса подвело своеобразный итог под многолетними внешнеполитическими метаниями украинской элиты и одновременно стало отправной точкой для формирования новой внешней политики Украины, основанной на взаимовыгодных отношениях со всеми партнерами.
Внеблоковый статус – это своеобразный статус-кво, признание тех реалий, которые существуют сегодня как внутри страны, так и на международной арене. Это дает возможность сосредоточиться на решении назревших внутренних проблем государства и общества. Тем более, что, по всеобщему признанию, именно внутренние проблемы, в частности, высокий уровень коррупции, несовершенство государственного механизма, технологическое отставание и отсутствие надежных гарантий для бизнеса представляют собой более значительные угрозы национальной безопасности Украины, чем внешнее давление.
Применение двойных стандартов в международном праве поневоле порождают двойные стандарты и внутри страны, что является сдерживающим фактором на пути к демократизации украинского общества.
Ведь «украинский вопрос» не исчез окончательно из отношений между НАТО и Россией. Новая стратегическая концепция подтверждает, что двери НАТО «остаются надежно открыты» для новых членов.
Правда, хотелось бы, чтобы такая «надежная открытость» не стала причиной «постоянных двусторонних сквозняков».
Это касается, кстати, не только Украины, но и Грузии, относительно которой уже сейчас могут возникнуть трения с Россией.
Скорее всего, несмотря на «перезагрузку», США и Альянс будут пытаться и в дальнейшем укрепить свое присутствие и влияние в регионе, соединяя «мягкие» неконфронтационные способы с увеличением военного присутствия и поддержки лояльных к себе режимов.
Тем более, что на кону – маршруты транспортировки энергоносителей из Каспийского региона в Европу.
В этих условиях Украина могла бы сказать веское слово в формировании новой системы безопасности в Черноморском регионе. Прежде всего, необходимо сделать шаг от абстрактной внеблоковости к четко выраженному, международно признанному и гарантированному нейтралитету. Только таким образом мы можем избежать различного рода спекуляций и политических случайностей. Ведь сегодня никто не даст гарантий, что через определенный период маятник внешней политики Украины не качнется в другую сторону.
Учитывая тот факт, что европейская интеграция остается среди приоритетов украинской внешней политики, нейтральный статус никоим образом не может рассматриваться как препятствие на пути к объединенной Европе. Из 27 стран-членов ЕС шесть имеют статус нейтральных государств, а Лиссабонское соглашение предполагает гибкую политику в сфере безопасности и обороны.
Украина должна воспользоваться «перезагрузкой» для выдвижения инициатив, направленных на смягчение напряженности в Черноморском регионе. Например, мы заинтересованы в обновлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе. (Как известно, государства НАТО так и не ратифицировали Соглашение об адаптации этого договора, подписанное 19 ноября 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ, а Россия в одностороннем порядке приостановила свое членство в Договоре. Подобный шаг дал бы возможность снизить уровень напряженности в Причерноморье, в частности, провести демилитаризацию Приднестровского региона Республики Молдова, что стало бы основой для постепенного урегулирования конфликта).
Отказ от присоединения к тому или иному военно-политическому блоку особо остро ставит в повестку дня вопрос обороноспособности Украины.
С одной стороны, необходима серьезная реформа Вооруженных Сил страны, основанная на принципе оборонной достаточности. Армия и флот Украины должны стать оптимальными по численности, мобильными, всесторонне обеспеченными, социально защищенными. Думаю, что в деле модернизации Вооруженных Сил Украина не должна отказываться от военного сотрудничества ни с НАТО, ни с другими странами.
С другой стороны, Лиссабонский саммит так и не представил видение Альянсом роли внеблоковых и нейтральных государств. А ведь Украина не единственная имеет такой статус. Можно вспомнить и о Республике Молдова, которая согласно своей Конституции является нейтральным государством.
Представители Альянса неоднократно заявляли, что уважают наш выбор. Я думаю, что подтверждением этому может стать перевод в новое качество Будапештского Меморандума от 5 декабря 1994 года «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия». Этим документом, как известно, ядерные государства гарантировали Украине военную и экономическую безопасность в обмен на ее ядерное разоружение, а также обязались воздерживаться от каких либо форм давления на нашу страну.
В нынешнем году Верховная Рада Украины приняла заявление «Безъядерному статусу Украины – реальные гарантии», в котором мы обратились к законодательным органам США, Великобритании, Франции, России и Китая с призывом поддержать инициативу по заключению государствами-гарантами новых договоренностей с Украиной.
Украина должна максимально воспользоваться нынешними благоприятными условиями для получения гарантий своей безопасности и дальнейшего укрепления своих позиций как в Восточной Европе, так и в Черноморском регионе. Тем более, что ее внеблоковый статус отвечает как национальным интересам страны, так и интересам США, НАТО, Евросоюза и России.
Информацию предоставлено
пресс-службой Одесской областной организацией
Народной Партии
Источник: Народная партия Украины
Обсудить новость на Форуме
13 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |