17:30 31.01.2011 | Все новости раздела "Народная партия"
Сергей Гриневецкий: «Думаю, мы сумеем отстоять социальные права военнослужащих…»
Когда говорят об армии, не забывают вспоминать высказывание, которое приписывают Наполеону: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Судя по тому, как «кормили» украинскую армию в последние годы, мы явно собираемся кормить чужую или чужие. Тем не менее, лидеры страны время от времени вспоминает о Вооруженных Силах. Так, в недавнем выступлении по случаю Дня соборности Украины Президент Украины Виктор Янукович заявил, что «перед нами стоит задача практически, как говорится, с «нуля» создать новые национальные вооруженные силы». Но решение этой задачи зависит не только от воли Верховного Главнокомандующего, но и от слаженной работы Правительства и Парламента. Активную роль в этом играет и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны. О проблемах армии, итогах и планах работы депутатов наш разговор с первым заместителем Комитета Сергеем Рафаиловичем Гриневецким.
– Сергей Рафаилович, 2010 год в международном положении Украины произошли существенные изменения. С принятием Закона «Об основах внутренней и внешней политики» наша страна закрепила внеблоковый статус. Снят с повестки дня вопрос о вступлении в НАТО, раскалывавший страну. Означает ли это, что будут пересмотрены основные принципы функционирования Вооруженных Сил Украины?
– Принципы будут пересмотрены, это несомненно. Об этом говорится в решении Совета национальной безопасности и обороны от 17 ноября прошлого года: «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в 2011 году». Этим решением, в частности, предусмотрена разработка новой Стратегии национальной безопасности и новой Военной доктрины.
Вместе с тем, не хотелось бы, чтобы как среди политической элиты, так и в обществе сформировалось ошибочное мнение о том, что после отказа от вступления в НАТО и провозглашения внеблокового статуса Украина должна махнуть рукой на свою армию. Как раз наоборот. Внеблоковый статус – это ответственность и ответственность очень серьезная. Ведь мы, таким образом, отказываемся от «зонтика» НАТО или любого другого военно-политического блока и гарантией безопасности нашего государства, гарантией его территориальной целостности является отечественные армия и флот.
Недавно российские военные эксперты на страницах «Независимого военного обозрения» сделали печальный вывод: в случае военного вторжения Румынии, Украина не сможет обеспечить защиту Одессы. Понятно, что никто не говорит о том, что Румыния намерена нападать на Украину. Вопрос в другом – нашей способности противостоять угрозам извне, как прямым, так и косвенным.
К сожалению, этому вопросу не только не уделялось должного внимания. Запросы армии, по моему мнению, преступно игнорировались. Достаточно вспомнить, как еще в Законе о Государственном бюджете на 2008 год правительство вообще отменило положение статьи Закона «Об обороне», по которой финансирование оборонных потребностей не должно быть ниже трех процентов от валового внутреннего продукта. Тогда оно составило лишь 1 процент. А ведь кризис был еще только «в проекте», Украина активно сотрудничала с НАТО и стремилась получить ПДЧ по вступлению в Альянс.
К сожалению, и после смены власти осталось отношение к армии как к чему-то второстепенному.
– В чем это выражается?
– Прежде всего, в игнорировании указов Президента. В прошлом году было два указа, посвященных Вооруженных силам – от 3 июня и от 10 декабря. Однако, к сожалению, данные в этих указах поручения Правительству так и не были выполнены.
Естественно, что мы довели эти факты до сведения Президента Украины как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины. В частности, мы обратили внимание Главы государства, что не были решены вопросы выплаты с 1 июля 2010 г. военнослужащим Вооруженных Сил денежной компенсации за наем жилья и обеспечение питания рядовых, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту; не введены в эксплуатацию в 2010 году 2000 квартир для военнослужащих; не подано в месячный срок для внесения Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады проекты законов о численности Вооруженных Сил на 2010 и 2011-й годы, не обеспечена разработка проекта Государственной программы развития Вооруженных Сил Украины на 2011-2015 год. И таких «не» очень много.
Еще большую настороженность вызывает предусмотренный Государственным бюджетом на 2011 год уровень финансирования Вооруженных Сил. Так, предусмотренные проектом бюджета средства на закупку и модернизацию вооружений и военной техники в размере 270 млн. грн., явно недостаточны. Мы посчитали, что на эти средства можно закупить только 10 танков Т-64 «Оплот», что касается другой техники и вооружений, то средств на это не предусмотрено вообще.
Правительство также запланировало сокращение таких высокотехнологичных проектов, как строительство кораблей типа «корвет», многофункционального ракетного комплекса «Сапсан», военно-транспортного самолета Ан-70. В проекте Госбюджета на 2011 год расходы на их реализацию полностью отсутствуют.
Напомню, что программа «Украинский корвет» считается наиболее реалистичной из всех судостроительных программ, когда-либо принимавшихся в Украине. Корветы – это небольшие сторожевые корабли водоизмещением до 2000 т. В перспективе они должны стать многоцелевыми и решать все задачи в ближней морской зоне и, частично, в дальней. Предполагается, что корветы будут совмещать функции сторожевиков, ракетных и артиллерийских катеров, малых ракетных и противолодочных кораблей. В мирное время корветы должны охранять и защищать морскую экономическую зону Украины, а также вести борьбу с терроризмом, то есть их создание позволит ответить на наиболее актуальные вызовы национальной безопасности страны.
В настоящее время большинство боевых кораблей и катеров Военно-Морских Сил Украины находятся в небоеспособном состоянии. Поэтому создание национального корвета, который должен стать основой военно-морской мощи Украины, сегодня является главной надеждой на перевооружение отечественного флота.
Мы понимаем, что положение в стране тяжелое, что денег в бюджете не хватает, что Правительство вынуждено урезать расходы, но речь идет не только о повышении обороноспособности украинской армии и флота, но и о сохранении тех отраслей, которые могут обеспечить технологический прорыв Украины, о работниках высокой квалификации и членах их семей.
Поэтому Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны направил Кабинету Министров Украины предложения, в котором предлагает предусмотреть в Государственном бюджете на 2001 год 686,6 млн.грн на создание кораблей класса «корвет». Направлены также предложения относительно финансирования проектов многофункционального ракетного комплекса «Сапсан» и военно-транспортного самолета Ан-70.
– Наряду с подготовкой предложений в адрес Президента Украины и Правительства, Комитет Верховной Рады по национальной безопасности и обороне, насколько известно, проводит и серьезную законотворческую работу. Что удалось сделать за прошедший год?
– Безусловно, нашей ключевой задачей является работа с проектом Государственного бюджета. Вместе с тем, за прошлый год из отработанных комитетом законопроектов 4 были приняты в целом, еще четыре – приняты в первом чтении, в том числе изменения к Закону «Об обороне», «О Вооруженных силах Украины». У нашего Комитета очень высокий коэффициент полезного действия.
Мы, в частности, поддержали законопроект Президента о направлении миротворческого контингента для участия Украины в предоставлении оперативной поддержки Миссии ООН в Кот-д’Ивуар. Наша страна, как известно, ведет очень активную миротворческую деятельность, что, на мой взгляд, играет важное значение не только в повышении международного престижа Украины. Миротворческие операции дают украинским военнослужащим бесценный опыт, который они вряд ли могли бы обрести у себя на Родине в обычных условиях. Важно также сделать так, чтобы это опыт полноценно использовался в боевой подготовке украинской армии.
Кстати, при рассмотрении этого законопроекта члены Комитета выразили озабоченность низким уровнем денежного обеспечения украинских военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях. Ми обратились к Президенту и Премьер-министру с предложением повысить размер ежемесячного денежного вознаграждения для миротворцев в иностранной валюте. Это несправедливо, когда украинские солдаты и офицеры получают выплаты в 4-5 раз меньше, чем военнослужащие европейских стран или даже постсоветских стран. А ведь они выполняют одну и ту же работу, одинаково рискуют жизнью, несут одинаковую ответственность. Именно с таких моментов начинается уважение к нашей армии со стороны других государств.
– В своем недавнем выступлении Президент, говоря о дальнейших путях развития армии, заявил, что государство намерено повышать социальный статус военнослужащих, сформировать качественно новую структуру вооруженных сил, модернизировать вооружение и приспособить военную доктрину к вызовам современного мира, а также возобновить инвестиции в развитие научно-технологической и научно-кадровой составляющей оборонно-промышленного комплекса. Наверное, недаром на первое место был поставлен вопрос повышения социального статуса военнослужащих. Престиж воинской службы по сравнению с предыдущими годами, существенно упал. Вдобавок общество встревожено слухами о предстоящей пенсионной реформе, которая затронет и военнослужащих. В Румынии, где также осуществляются реформы по рецептам Международного Валютного Фонда, изменения пенсионного обеспечения военнослужащих уже привело к массовым акциям протеста. Каким образом пенсионная реформа, которую намеревается провести Правительство Украины, затронет интересы военнослужащих и что Комитет намерен сделать для того, чтобы смягчить негативные последствия этой реформы?
– Конечно, пенсионная реформа – вопрос очень болезненный не только для военнослужащих, но и в целом для граждан Украины. Пенсионная реформа нужна, иначе мы никогда не выберемся из ямы бюджетного дефицита. Однако, прежде чем ее проводить, надо провести реформу заработной платы, вывести ее из тени, уменьшить нагрузку на работодателя, с тем, чтобы было выгодно платить много и «по белому».
Что касается военнослужащих, то, к сожалению, в законопроекте содержатся нормы, которые ведут к понижению их социального статуса. Например, предполагается ликвидировать норму, которая предполагает включение льготных лет в общее исчисление лет выслуги, необходимых для получения права выхода на пенсию. Отсутствие такой нормы снижает значение льготных лет выслуги, которые были получены за выполнение служебных обязанностей в особо сложных условиях или в условиях риска для жизни.
Военные эксперты говорят также и о негативном влиянии увеличения выслуги лет, необходимой для получения права на пенсию с 20 до 25 лет. Во-первых, это ограничивает права тех, кто уже на данный момент получил это право. Во-вторых, увеличение срока выслуги требует усиленного внимания к здоровью военнослужащего. Представьте себе ситуацию, при которой офицер, который не достиг пенсионного возраста и не получил инвалидность, вынужден покинуть армию по состоянию здоровья. Ведь он фактически остается без средств к существованию и государственных гарантий для поддержания хотя бы минимального материального уровня своей семьи. Возможно, таких людей будет немного, но и о них тоже нужно думать.
Есть опасения, что если пенсионная реформа будет проведена в таком виде, в каком представлена Правительством, это приведет к оттоку из армии и спецслужб многих ценных специалистов, прежде всего молодежи, которая утратит перспективу для карьерного роста.
16 февраля должны состояться парламентские слушания по пенсионной реформы. Наш Комитет собирает сейчас предложения из различных министерств и ведомств с тем, чтобы представить свое видение данной проблемы. Думаю, что многие социальные права военнослужащих мы все же сумеем отстоять.
Федор Артеменко
Опубліковано в газеті «Час пик» №4 (506)
від 30 січня 2011 р.
Источник: Народная партия Украины
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |