18:00 28.03.2011 | Все новости раздела "Народная партия"
Почему уроки физкультуры опасны для детей
За последние шесть лет, по данным Министерства образования и науки Украины, на уроках физкультуры в школах произошло 15 смертельных случаев и статистика растет с угрожающей прогрессией. И это не считая случаев травматизма разной степени. В основном, причиной детских смертей признают сердечнососудистую недостаточность. Статистика более чем красноречива.
После «черного» 2008 года, который унес сразу 7 детских жизней на уроках физкультуры в разных регионах Украины, Министерство образования, наконец, начало принимать меры и решило, что всему виной система нормативов, не соответствующих состоянию здоровья современных детей.
По статистике медиков, у примерно 95% детей в возрасте до 16 лет сегодня существуют определенные отклонения в здоровье. В итоге, 6 ноября 2008 года Министерство образования и науки отменило выполнение на школьных уроках физкультуры упражнений, определяющих уровень развития таких физических качеств, как выносливость и скорость.
В 2009 году чиновники Минобразования бодро рапортовали, используя обтекаемые формулировки, что отныне в школах не будут заставлять детей выполнять нормативы, разработанные в 70-х годах прошлого века, а создадут условия, чтобы занять их физической подготовкой не только на уроках физкультуры, но и до них и после них. Имеется в виду участие в различных подвижных играх и посещение спортивных секций.
Но, увы, госчиновники так и не объяснили, как в школах найдут деньги на оборудование помещений для спортивных занятий, закупку спортивного инвентаря. Причем это повсеместная проблема школ не только малых городов, но и столицы. Как депутат Киевсовета, вошедший в недавно созданную Временную Комиссию по проверке использования помещений и качества питания учащихся в учебных заведениях г. Киева, могу утверждать, что много помещений столичных школ в разные годы были переданы в аренду разнообразным организациям и используются не по назначению. Это привело к тому, что в некоторых учебных заведениях Киева спортивные залы частично или полностью сданы в аренду, а дети занимаются уроками физкультуры в школьных коридорах.
22 февраля текущего года Минобразования завило, что хочет отменить оценочную систему на уроках физкультуры. Это предложение содержится в проекте нового государственного стандарта для средних школ, направленного на рассмотрение правительства. При этом документ предполагает увеличение учебных часов, отведенных для занятий физической культурой. Безусловно, мера необходимая, но разве этого достаточно для решения проблемы? При этом рецепт полноценного ее решения известен и даже законодательно зафиксирован.
В частности в Приказе Минобразования от 01.06.2010 N 521 «Об утверждении Правил безопасности во время проведения занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных учебных учреждениях» установлены такие требования:
- Занятия по физической культуре и спорту в учебных заведениях проводятся учителем физической культуры или лицом, имеющим специальное образование и квалификацию: тренер, руководитель кружка, группы, спортивной секции и т.п. и прошедшего обязательный профилактический медицинский осмотр.
- К занятиям по физической культуре и спорту допускаются ученики, которые прошли обязательный медицинский профилактический осмотр, не имеют противопоказаний по состоянию здоровья.
- Допустимая нагрузка на уроке для тех учащихся, которые по состоянию здоровья относятся к подготовительной и специальной групп и посещают уроки физической культуры, устанавливает учитель физической культуры.
А теперь давайте посмотрим, что происходит на практике.
1. Во всех ли школах учителя физкультуры имеют соответствующую квалификацию? Ответ, мягко говоря, отрицательный, особенно если учесть, что в стране серьезный дефицит педагогических кадров. По данным Кабмина, с 2001 года количество педагогических работников в стране сократилось на 60 тысяч (12%), стремительно возрастает количество педагогов старше 55 лет. Поэтому многие директора школ и руководители управлений образования «закрывают глаза» на порой низкий уровень квалификации учителя физкультуры, и как следствие – неправильную организацию занятий. Ситуация с неквалифицированными кадрами становится особенно тревожной, если учитывать, что в августе 2009 года Минобразования ввело новую учебную программу по физкультуре для учеников 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, которая предусматривает, что каждая школа имеет право самостоятельно формировать содержательное наполнение предмета "Физическая культура".
2. Что касается ситуации с обязательными медосмотрами и допустимыми нагрузками для разных категорий детей. На данный период существующий порядок таков: обязательный медосмотр в поликлиниках должны пройти дети, которые идут в первый класс, затем переходят в 5 класс. С 14 лет школьники должны его проходить ежегодно. Однако, не секрет, что реализация столь необходимой меры поставлена на поток: когда начинается нагрузка перед началом учебного года, поликлиники не могут обеспечить качественный медосмотр, так как их загруженность как правило идет сверх нормы. Например, за 6 часов приема врач принимает по 50-60 детей. Может ли в таких условиях врач обеспечить качественный медосмотр? Каждый год Минобразования и Минздрав заявляет, что намерено ввести обязательное медицинское обследование детей в школах перед началом учебного года. Не исключением стал и 2011 год. Однако все также не уточняется порядок их проведения и механизм обеспечения достаточным количеством медицинских кадров.
Так же немаловажно, что в большинстве украинских школ нет медицинских кабинетов и сокращенна должность школьной медсестры, которая ранее хотя бы могла оказать первую помощь при несчастном случае в школе до прибытия бригады скорой помощи. И это притом, что в образовательных учреждениях практически всех стран Европы на занятиях физкультурой или спортивной секции обязательно присутствует медработник.
Следует учесть и тот факт, что по состоянию здоровья ученики должны делиться на три группы: основную; специальную медицинскую (с хроническими заболеваниями); подготовительную (временно находятся не в основной, например, после операции или обычной простуды, пока не восстановится организм). Для спецмедгрупп должны быть созданы специальные учебные программы, учителя физкультуры должны владеть методикой работы с такими детьми, а школа должна отводить отдельные часы для занятий с ними. Но как возможно на практике реализовать эти требования, если в школах не хватает квалифицированных кадров, а медосмотры зачастую проводятся «для галочки»?
Итак, пока на государственном уровне чиновники решают, как кардинально изменить подход к урокам физкультуры в школах, именно местные власти в пределах своей компетенции способны реализовывать конкретные шаги, чтобы противодействовать увеличивающемуся количеству несчастных случаев и травматизма детей на уроках физкультуры? Необходимо обратить внимание на пять базовых приоритетов:
1. Существенно ужесточить контроль над прохождением обязательного профилактического медосмотра школьников и увеличить его периодичность – минимум 2 раза в год. Ответственными должны быть – местные органы охраны здоровья.
2. Усилить контроль над квалификацией учителей физкультуры. Ответственные за это должны стать местные органы управления образования.
3. Родители должны брать инициативу в свои руки и проводить дополнительно профилактическую проверку здоровья своих детей. Только так можно понять, нет ли у ребенка каких-то противопоказаний против интенсивных тренировок и тем самым избежать трагедии.
4. Важным является контроль родительских комитетов в учебных заведениях за состоянием школьных спортзалов, наличием и состоянием спортивного инвентаря, наличием необходимой квалификации учителей физической культуры.
5. Необходимо навести порядок в вопросе нецелевого использования помещений учебных заведений. По приблизительным подсчетам 15% украинских школ вообще не имеют спортивных залов. Пример Киевсовета, который создал контрольную комиссию по данному вопросу, должны взять на вооружение другие местные власти.
Лишь реализовывая все вышеперечисленные шаги на практике, мы можем быть уверены, что уроки физической культуры для наших детей будут в меньшей мере нести в себе потенциальную опасность и выполнят основную свою задачу – укрепят детское здоровье.
Елена Овраменко,
депутат Киесовета от Народной Партии
Интернет портал «ForUm» от 25.03.2011 г.
Источник: Народная партия Украины
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |