19:46 22.06.2016 | Все новости раздела "Народная партия"
Почему провалы Украины во внешней политике закономерны
Внешняя политика Украины. Одно из направлений, которое любят указывать как пример успеха страны за последние два года. С точки зрения подписания договора об ассоциации с ЕС и контактам на высшем уровне, возможно. Тем более, что и президент страны и премьеры умеют красиво выступать перед иностранной аудиторией. Слушателям и собеседникам нравится их аргументация, тональность разговора, готовность дискутировать. Сюда же можно отнести успешные контакты многочисленных делегаций. И так называемую народную дипломатию.
Тем не менее я склонен называть внешнюю политику страны, как минимум, неудачной. Если не провальной. Ведь можно говорить об успехах как о явлении в вакууме. А можно посмотреть на стартовые условия. И тогда возникает вопрос: «как имея всё это не добиться большего?». И тут списывать на войну как-то не особо получается. Ведь помощь в отражении агрессии тоже результат политики.
А предпосылки для успеха колоссальные. Вот лишь несколько известных всем фактов:
- Наличие огромной украинской диаспоры. Тут я говорю о «старой эмиграции», а не «заробитчанах». Причём в ключевых странах. Канада, США, Британия, Австралия и так далее. По количественным показателям тут украинцы могут поспорить с евреями и армянами. По количеству. Сравнивать результативность с, например, еврейским лобби, как-то не приходится.
- Заробитчане, которые уже влияют на политику Италии, Португалии, Польши, Швеции и той же Британии.
- Бизнес и технологии. Украина была и пока остаётся интересным для развитых стран партнёром. Выгода — хороший стимул для поиска точек соприкосновения интересов.
- Географическое положение. Как бы там ни было, но расположение страны в Европе и в частности в бассейне Чёрного Моря даёт намного лучшие стартовые условия для проведения своей политики по сравнению с большинством стран Африки, Азии и Южной Америки.
- Майдан как явление и выступление населения за «европейские ценности». Причём такое массовое и с таким освещением в СМИ.
- Агрессия РФ и её отношение к Будапештскому меморандуму. Как бы там ни было, но определённые аргументы у Украины есть. Можно достаточно эффективно намекать на «пустую бумажку с гарантиями» и пытаться обменять её на выгоды сегодня, сейчас и в будущем.
Дальше продолжать не буду. Половины этих факторов достаточно для проведения эффективной внешней политики.
В нашей же ситуации имеем хорошие результаты на высшем уровне. О чём-то договариваются, обозначают рамки сотрудничества. А вот потом проявляется множество «тонкостей» в процессе работы в обозначенных рамках. Если говорить простыми словами — проблем с практической реализацией. А так же работе с отдельными ключевыми странами. Открыли рыки — обвалилась внешняя торговля. Договорились о поддержке в войне — партнёры задумались стоит ли передавать «летальное оружие». Согласовали, например, безвизовый статус — отдельные страны задают неудобные вопросы. Попросили поддержку — снова неудобные вопросы вроде «а что вы уже сделали?». Естественно, не президенту ездить каждую неделю для общения с депутатами, лоббистами, общественниками иностранных государств. И не премьеру. Более того, это не функция депутатов Верховной Рады. Хотя они не прочь «поехать выступить».
Договариваться о практических делах, рассказывать, отвечать на неудобные вопросы призваны другие люди. Их называют послами. Для этого существуют и сами посольства. Не верите — проанализируйте то, как работают дипломаты ЕС, США, Китая в Украине. С кем, как часто и где они встречаются. Что и как говорят прессе.
Украина тоже имеет 89 посольств и представительств (это без тех, где посол работает «по совмещению»). Учитывая вышесказанное, особенно предпосылки для успешной работы можно было бы ожидать прорыва в отношениях сразу с группой стран. Но «не так сталося як гадалося».
Недавно имел честь присутствовать (и даже сказать пару слов) на презентации анализа беларуско-украинских отношений. Приглашённые на мероприятие украинские дипломаты отмечали среди прочего отсутствие посла Украины в Беларуси. Называли это проблемой. И я с ними согласен. Ведь о том, что Беларусь имеет свою «украинскую политику» писал много и часто. При этом отмечал, что не замечаю контуров «украинской политики» в Беларуси.
Ну да не об этом речь. Начал искать данные по дипломатическим миссиям Украины за рубежом. И чем дальше, тем больше убеждался, что неудачи на внешнеполитическом фронте закономерны. Чудо, что с точки зрения оптимиста пока речь можно вести о «нереализованных возможностях». А вот если посмотреть с учётом стартовых условий, то на языке вертится другое слово. Провал. Причём провал закономерный. К которому шли пусть и не долго, но весьма настойчиво.
Посол — это специалист, а не надпись на бочке с солёными огурцами
Итак, Украина имеем 89 полноценных посольств. Из них в 37-и были проблемы с дипломатами на протяжении 2013-2016 годов! Цифра взята не с потолка. Это работа посольства без посла. О качестве работы «назначенных» послов я судить в данном тексте не берусь. Но даже 36 — это более 40% дипломатических представительств. Которые работают «не в полном формате». Вполне ожидаемо, что и внешняя политика страны в таком случае работает «не в полном формате». Для наглядности свёл данные в одну таблицу. Включил сюда не все «проблемные государства». Лишь те, которые, как на мой скудный ум, представляют интерес для Украины сейчас и сегодня.
Практически по всему списку был период работы посольства без посла. По времени — не менее полугода. Рекорд — посольство в Эфиопии. Почему она может быть интересна, чуть позже. Но, как на мой взгляд, — прекрасная демонстрация стратегического видения политиков в Киеве.
Пока же поговорим об остальных странах из списка и о том, почему глава дипломатического представительства нужен. А его отсутствие является признаком отсутствия внешней политики как таковой.
Ведь посол кроме церемониальных функций ведёт диалог с элитами страны пребывания. Не властью, а именно элитами. В политике, культуре, бизнесе, науке и военной сфере. Не верите — посмотрите на работу посольств в Киеве. США, Германия, Франция. Или даже такие небольшие страны как Литва, Эстония, Словакия, Чехия.
- Там где есть диалог — есть информация
- Где есть диалог — есть предложения и идеи как в области экономики так и в области политики
- Где есть диалог вырабатывается политика государства в регионе. И оказывается влияние на политику стран региона по отношению к тебе
Где нет посла — диалог ограничен. Соответственно нет информации, нет идей, нет политики. Грубо, излишне радикально? Увы, это так в случае когда дипломатическое представительство более полугода остаётся без руководителя. Ведь временный поверенный в делах отправляется в государства «в которые по какой-либо причине невозможно или нежелательно отправить дипломата более высокого ранга». И с «временным» человеком никто не будет обсуждать вопросы стратегического характера (если в них нет острой необходимости).
Украина, говорят, идёт в Европу. Логично было бы ожидать усиления европейской группы дипломатов. Ведь решения для принятия решений ЕС в отношении Украины нужен каждый голос. А чтобы он был посольства и послы должны доносить информацию о состоянии дел в государстве. Отвечать на неудобные вопросы и объяснять почему, например, тот же Минск-2 не является решением проблемы российской агрессии. Да в конце концов, дипломаты могут влиять на позицию отдельных стран ЕС. И если бы влияли в 2014-м, то возможно, рамки минских соглашений, обозначенные Германией и Францией были бы немного иными.
Вместо этого в самый горячий период страна оставляет без послов представительства в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Ирландии, Латвии, Норвегии, Португалии, Черногории, Швеции, Швейцарии. А потом кто-то удивляется, почему страны ЕС долго думают давать ли оружие Украине. Особенно в сложные 2014, 2015 годы.
Даже в представительстве Украины при ЕС с 15.07.2015 по 4.02.2016 не было посла-представителя! Был «временно исполняющий обязанности». Этот факт меня вообще шокировал. Украина обсуждает безвизовый режим, политическое сближение с ЕС. Есть проблемы в виде подготовки референдума в Нидерландах. Проявляется скоординированная работа российских лоббистов из числа европейских политиков. А Украина решает, что посол-представитель при ЕС в это время просто не нужен. Дипломат, выполнявший эту роль более востребован в должности заместителя главы Администрации президента Украины.
Сюда же можно добавить послов в Чехии и Словакии. Об этом писали в прессе. Сотрудники дипломатического представительства в Словакии засветились на контрабанде сигарет. Что касается посла в Чехии господина Зайчука, то он весьма интересен. За время нахождения в должности не выучил ни языка страны пребывания, ни даже английского. Если же говорить об активности миссии, думаю заявления некоторых чешских политиков наилучшая демонстрация эффективности. Это в стране, население и элиты которой достаточно лояльно относятся к Украине. Как по мне, наилучшим описанием работы посла стала фраза одного из чешских политиков (кстати, бывшего дипломата): «Посол Украины очень переживает за свою страну. Как только там кризис — послу становится плохо. Он исчезает из Праги. Как правило едет в Карловы Вары поправлять здоровье». Я не берусь судить насколько полно описал суть проблемы мой собеседник. Но это сказал человек, который привык к тому, что его слова обладают весом. Политик страны, где нет традиции политической клоунады.
Возьмём ещё два государства. Австралию и Канаду. Они способны быть хорошим адвокатом в отношениях с США. Увы, но и тут в самый нужный момент дипломатические представительства оставались без руководителя. Как говорил один из украинских политиков «маємо те, що маємо». К чести украинского государства в эти две страны были отправлены послы. И, возможно достаточно хорошие. Но они приехали уже после острой фазы кризиса — в конце 2015. А посему результат их работы возможно будет виден к осени этого года. По Канаде, кстати, уже заметен. Но возникает вопрос: а более года назад эффективная дипломатия не была нужна?
Вот после этого я не удивляюсь тому, что ряд стран ЕС всерьёз обсуждает зачем санкции против РФ. Меня не шокирует отказ «союзников» Украины вести расследования против соратников Януковича или террористов с Донбасса. В таком формате поездки боевиков по Европе (а значит и получение виз) — вполне нормальная практика. А отказ объявить в розыск боевика Моторолу, который убивал пленных «на камеру» и признавался в этом — более чем логично при таких подходах Украины к решению внешнеполитических проблем.
Занимательно то, что список граждан РФ, которые участвовали в боевых действиях на востоке из базы «Миротворца» передал французскому посольству народный депутат Антон Геращенко. Передал после столкновений и убийства болельщика из Британии. Странно. Ведь такую услугу по идее должно было оказать посольство Украины во Франции или сам МИД.
Меркантильный вопрос. Или поиск выгоды
Естественно, можно сказать, что посол — это дорого. Посылать дипломата такого уровня означает и содержать его. А в Украине кризис. С одной стороны так. Это если посол в случае чего едет «в Карловы Вары». Но ведь есть и другие возможности работы. Посол может организовывать рекламные кампании государства. Посол может разговаривать с бизнесом. Посольство может лоббировать поставки своей техники. Да, в конце концов, передавать информацию.
Именно с послом, как правило, предварительно договариваются о начале проработки крупных сделок, инвестиционных проектов. Мне сейчас возразят, что мол такими вещами занимаются и другие люди. Торгово-промышленные палаты, атташе, советники и так далее. Вновь согласен. Если страна очень богата и не имеет проблем. А вот если нужны деньги и поддержка, то и посол работает ради их получения.
Возможно я надоел примерами Беларуси. Но в данном случае они подходят как нельзя лучше. Ведь разговор пойдёт о политике Беларуси в Украине. И торговле. Если кто не знает, то в 2006-м году товарооборот между странами составлял примерно 0,5 млрд долларов. Сальдо нулевое. А вот потом начался рост. Специфический. Последние 8 лет товарооборот колеблется в промежутке от 5 до 8 миллиардов. Сальдо — не менее 1,5 — 2 миллиардов долларов со знаком плюс для Беларуси. Причём здесь посольство?
- Именно посольство в 2008-2010 годах реализовывало достаточно дешёвую, но чертовски эффективную рекламную кампанию Беларуси и беларуских товаров. Упор был сделан на слове «качество». Методы? Интервью и заказные материалы в ключевых изданиях, пресс-туры журналистов.
- Посольство лоббировало выход на украинский рынок целых линеек продукции. И занималось помощью, если Украина пыталась начать антимонопольное расследование. Ни одно из них, кстати, не закончилось 100% достижением целей украинской стороной.
- Посольство договаривалось о льготном кредитовании беларуского импорта в период кризиса. Вот и сейчас Укрэксимбанк имеет услугу «беларуский импорт». Покупатель техники в кредит получает компенсацию процентов. Деньги на это предоставляет беларуский Минфин.
- Именно посольство придумало ход для прорыва продуктов питания на украинский рынок. Палатки «беларуские продукты» на начальном этапе создавались как бизнес-проекты беларуской диаспоры. А потом украинский ритейл вынужден был среагировать. Ведь потери стали достаточно заметны.
- Ну и вопросы военно-технического сотрудничества в той или иной мере идут через посольство.
Это краткий перечень. По каждому пункту можно писать отдельный текст. Неплохие кейсы, кстати. Ведь как бы там ни было, но рост торговли не зависел от частых смен власти. Беларусь зарабатывала при Тимошенко и Ющенко, при Януковиче, Турчинове. Зарабатывает и при Порошенко, Яценюке и Гройсмане. При этом буквально на днях посол внезапно меняется. Вместо господина Величко, показавшего себя как эффективного представителя Беларуси приезжает господин Сокол.
На первый взгляд не разумно, но тонкость в деталях. Новый посол – выпускник Киевского высшего общевойскового командного дважды краснознамённого училища имени Фрунзе. Выпуск 1983 года. И он прекрасно знает людей, которые сегодня занимают видные должности в силовых структурах, оборонпроме и политике. С многими из них связи не просто формальные. Даже из этого факта можно сделать вывод о новых акцентах в политике Беларуси в отношении Украины.
Украина в это же время не имеет посла в Беларуси. Зато имеет целых семь (!!!!) первых секретарей посольства. Интересно, чем они занимаются и как делят ответственность. Про экономику молчу. Но даже прекрасная PR-акция как награждение беларуских ветеранов Второй Мировой наградами от украинского президента прошла «в тёплой домашней обстановке». А можно было бы сделать красивое мероприятие с широким освещением в канун 9 мая. Прекрасный и, самое главное, реальный шаг, разбивающий российскую пропаганду о «фашистах в Киеве». Не сделали. Для широкой прессы, для организации на высоком уровне нужен посол. И даже семи «первых секретарей» тут может быть не достаточно.
На этом, думаю, остановлюсь с описанием беларуско-украинских отношений. Перейду к посольствам без послов и деньгам для Украины. Дабы представить всё наиболее наглядно велосипед не придумывал. Взял данные Укрстата о крупнейших торговых партнёрах страны. Отсортировал государства по уменьшению товарооборота. Дальше отметил (из тех же данных государственной статистики) уровень роста/падения импорта и экспорта за 2015 год по сравнению с 2014-м. Последняя колонка — был ли в работе украинского посольства в данном государстве «период без посла» в 2014-15 годах. Таковым, повторю, считаю временной отрезок не менее 6 месяцев.
Обратите внимание на показатели падения украинского экспорта. Они имеют удивительную закономерность. Падение есть по большинству государств, но там где есть посол, он в пределах 20-25%. Или вообще растёт. А по позиции импорта ситуация другая. Товаров из этих стран покупается значительно меньше. То есть страна больше продаёт, меньше покупает. Выгодно.
Там же где послов нет ситуация противоположно. Экспорт падает колоссальными темпами. Наилучшие показатели — Чехия и Египет. Где украинские поставки обвалились «всего лишь» на 30%. По остальным странам просто «караул». В том числе по сопредельным государствам. Тем, куда доставить товары не просто легко, а очень легко. Зато показатели импорта из этих государств так сильно обваливаться не спешат, а то и вовсе растут. Это на фоне кризиса в Украине.
Как на мой взгляд, прекрасная демонстрация того, что часть государств имеет свою политику в Украине. А вот имеет ли Украина свою политику там — большой вопрос.
Для того, чтобы стало более наглядно и понятно решит поупражняться в арифметике. В качестве отправных данных взял минимальные расчёты. Допустим, что украинский экспорт в «странах без послов» падает всего лишь на 5% быстрее чем в остальных государствах. Далее просуммировал (по данным Укрстата) объёмы поставок и вычислил эти самые 5%. Получил сумму более 65 миллионов долларов.
Это 65 миллионов валютной выручки. Деньги в страну. Влияние на курс, налоги, бюджет. Которых Украина не получила. По одной простой причине — нет посла и нет политики.
Возможно я ошибаюсь, но за возможность получить дополнительно 65 миллионов в год можно поискать 30-40 человек, способных стать послами. В Конце концов в стране живёт более 40 миллионов человек. Найти одного из миллиона трудно, но можно.
Тем более, что есть прекрасные примеры. Своевременное назначение посла в Литву дало результат как в политической области, так и в военной и экономической. То же самое можно сказать про Польшу. Новый посол в Финляндии начал работать в 2014 году. А уже в конце того же года мы услышали про «особое мнение финского правительства» о необходимости поддержки Украины. Особое в данном случае очень приятное для Киева. Да и в Канаде уже видны первые результаты хорошего кадрового решения.
Крупнейший кризис дипломатической службы в истории
С остальными государствами проблема. Я специально поднял данные с 1917 года. И по тому, что прочитал могу утверждать следующее: никогда за последние 100 лет в украинской истории не было такого количество «временных поверенных» и такого количества неэффективной работы отдельных дипломатических миссий. За последние 25 лет так точно! Это крупнейший кадровый кризис дипломатической службы в истории независимой Украины.
Именно так, господа. И поэтому то, что внешняя политика страны может похвастать определёнными успехами — это чудо и результат прекрасной работы небольшого количества дипломатов. Если ситуацию не менять кардинально, дальше будет хуже.
За примерами далеко ходить не надо. Самое простое — популярные среди политиков в ЕС тезисы о выборе в ДНР и ЛНР, Вопросы взаимной торговли. Скрип, с которым решаются проблемы судоходства по Дунаю. В обойме украинской дипломатии просто не нашлось достаточного количества дипломатов и послов, способных донести позицию Киева и отстоять свою точку зрения.
Говорят об информационной атаке РФ на Украину. Но в украинском дипломатическом корпусе не нашлось достаточного количества послов, которые бы организовали пресс-туры для местной прессы в Украину. По цене это не много. Дешевле чем полёт группы депутатов ВР на футбол во Францию. Но для страны немного эффективней.
В Нидерландах проходил референдум. Мы слышали и читали о попытке провести агитационную кампанию активистами, анализе предпосылок и хода агитации противниками сближения с Украиной. Возможно, я ошибаюсь и готов принести публичные извинения. Но я лично не встречал информации об анализе ситуации от посольства. Не читал о лоббировании интересов страны, выработке стратегий поведения и о предложении алгоритмов действий политикам в Украине. Более того, я не видел в Украине журналистов из Нидерландов, привезённых в пресс-тур посольством.
В начале статьи я упоминал Эфиопию. В таблице есть Кения, Нигерия и другие «экзотические государства». Но ведь они могут стать потребителями украинской техники. Как военной, так и гражданской. Некоторые из них являются экспортёрами, например, урана. Как и Украина. Вот вам и тема для обсуждений, координации поведения. Но нет посла там. Просто нет.
Странная создаётся ситуация. С одной стороны в Украине говорят о новых подходах к кадровой политике. Рассуждают про открытые конкурсы. Про социальные лифты. С другой стороны — кадровый голод в МИД. Не думаю, что это просто «не заметили». Масштаб проблемы слишком велик.
Возможно речь шла о привычном для Украине торге. Чей куда когда и насколько поедет. Торг это, возможно, хорошо. По крайней мере, это хоть какой то диалог. Но вот беда, слишком дорого обходится нежелание назначать посла или же желания «подыскать своего человека» на хорошую должность.
Да и забывается при этом, что посол служит государству Украина. Президенты, премьеры, депутаты меняются. Государство и государственные интересы остаются. Поиск «своего» вряд ли в таком случае является идеальным решением. Равно как и «ссылка в посольство». Украина не в том состоянии, чтобы быть настолько расточительной.
С другой стороны Украина имеет огромное количество хороших дипломатов, которые могут стать послами. В Украине большое количество и прекрасных аналитиков, экспертов по внешней политике. Которые не задействованы на госслужбе. Да, назначение последних связано с риском ошибок от неопытности. Но лучше совершать ошибки, исправлять их, учиться и делать дело, чем искать «нужного человека». А в случае кризиса надеяться, что он пройдёт как простуда. Ну или «переживать и ехать пить минеральные воды».
Игорь Тышкевич, "Хвиля"
Источник: Народная партия Украины
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |