19:45 05.07.2010 | Все новости раздела "Народная партия"
Новый закон – новые правила игры
30 июня и 1 июля в пригороде Днепропетровска при поддержке координатора проектов ОБСЕ в Украине прошел круглый стол «Законодательство о местных выборах и пути его реформирования». Более 40 представителей из разных областей центральной части Украины, местного самоуправления, политических партий, в том числе Днепропетровской областной организации Народной Партии, общественных организаций, народные депутаты, политологи, члены ЦВК, обсуждали, дискутировали, вносили свои предложения в проект зарегистрированного законопроекта.
Президент Виктор Янукович неоднократно заявлял для украинских СМИ и на международных встречах, что очередные местные выборы в Украине должны пройти на новой законодательной основе и в установленный Конституцией срок. И, несмотря на то, что сроки полномочий представителей различных местных советов были основной причиной трактовать положения Основного Закона по-разному, это не стало препятствием для того, чтобы выборы были назначены на 31 октября 2010 года и прошли по новым правилам.
29 июня вечером проект постановления о проведении местных выборов появился на официальном сайте ВР, а уже к концу дня, 1 июля, постановление было принято за основу и проголосовано в целом. Этот документ поддержали 247 народных депутатов.
В этот же день Верховная Рада Украины рассмотрела предложенный народным депутатом А. Ефремовым в первом чтении проект нового закона о местных выборах, который, в принципе, не содержит в себе кардинальных новшеств, но некоторые законодательные уловки все же имеет. Самое главное: выборы в местные органы власти будут проходить по смешанной системе и в основном от политических партий. По словам экспертов, на 90% фамилии кандидатов и по «мажоритарке», и по «пропорционалке» будут совпадать.
Дальше - больше:
- к участию в выборах будет отказано местным партийным организациям, которые прошли регистрацию менее чем за год до выборов;
- именные блоки уйдут в прошлое;
- в полтора раза сокращаются сроки избирательной кампании, т.е. за 30 дней популярным стать не получится;
- система отзыва депутатов, избранных по мажоритарной системе, понятна, по спискам ее нет;
- кандидатам запрещается агитировать в рабочее время, пользоваться служебным транспортом или использовать своих подчиненных для проведения агитации;
- к наблюдению в день выборов допускаются представители общественных организаций;
- предполагается, что новый закон повысит роль представителей сельских общин в облсоветах;
Участников круглого стола заинтересовала тема использования админресурса на местных выборах. Последние президентские выборы показали, что если кандидат на пост президента, будучи сам президентом, поедет в Западную Украину и будет там проводить совещание, то никто его не снимет с выборов, если он вдруг начнет рассказывать о своих успехах или давать политическую оценку участникам выборов. Так же может быть и на предстоящих выборах.
По словам политолога Игоря Жданова, политические партии на местных выборах, кроме того, что будут исходить из своих организационных и финансовых возможностей, должны провести ревизию партячеек. Известно, что не у всех политических сил есть зарегистрированные организации по всей Украине. Так, «Фронт Змін» имеет представительства в области, но не имеет в районах, а значит, выдвигать кандидатов на этом уровне не сможет. Это указывает на неравные условия и «отсеивание» партий, которые могли бы составить конкуренцию на местах. Тот же С.Тигипко со своей «Новой силой» (до недавнего «Трудовой Украиной») мог бы в Днепропетровской области набрать много голосов. В итоге, в выборах смогут поучаствовать только крупные политические гиганты – «старожилы», которые имеют свои партийные структуры, а значит, итоги выборов можно сейчас предсказать с предельной точностью.
Еще одна особенность – внесение денежного залога как местными организациями политических партий, которые выдвинули кандидата в депутаты в многомандатном избирательном округе, так и организациями, которые выдвинули кандидата в одномандатном округе. Также денежный залог вносит тот, кто выдвигается кандидатом в депутаты в одномандатном избирательном округе или планирует стать сельским, поселковым или городским председателем.
И еще про село: по причине того, что времени на все про все у комиссий будет мало, появляется вопрос: а как же в селе смогут подготовить сначала первичные списки, а следом за ними и уточненные? Практически, это надо будет делать день в день, а территория большая, везде нужно задержаться. Если слушаться буквы Закона, то никто нигде не успеет, а если читать закон между строк, то можно будет обойтись и без первичного списка избирателей, который мало чем отличается от уточненного. Практика предыдущих выборов показывает, что так скорее всего и будет.
Много вопросов вызвала статья 71 - «Порядок організації голосування за межами приміщення для голосування». По словам члена ЦВК Михаила Охендовского, политические силы используют эту норму для того, чтобы создать привилегированные условия для своих сторонников. В новом Законе эту норму определяет принцип «Виборець, який за віком або за станом здоров’я не може прибути до приміщення для голосування». По общему мнению, здесь больше подойдет принцип «Виборець, за станом здоров’я». Но в этом случае, нужно будет подтверждать заявление справкой, от чего в принципе уже отказались.
По общему мнению участников круглого стола, сегодня в мире нет идеального избирательного законодательства, и не может быть. Сейчас для нашей страны важно, как пройдут выборы по новому законодательству и какой будет результат после выборов.
Ирина Логуш,
пресс-секретарь Днепропетровской областной организации
Народной Партии
Источник: Народная партия Украины
Обсудить новость на Форуме
28 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |