21:30 29.10.2010 | Все новости раздела "Народная партия"

Николай Деркач: «Власть не на словах, а на деле должна стать народной»

В 2006 году поменялась избирательная система выборов депутатов местных советов — она стала партийно-пропорциональной. Украинцы потеряли возможность избираться и быть избранными, не имея партбилета. До последнего времени мы избирали наших представителей по закрытым партийным спискам, голосуя за партии как за бренды модной одежды. Народная Партия выступала и выступает за открытость перед избирателями, за известных и авторитетных личностей на округах.

Но есть еще нерешенные проблемы. О них мы решили поговорить с председателем комитета по вопросам бюджета Верховной Рады Украины, кандидатом в Днепропетровский областной совет от Народной Партии Николаем Ивановичем Деркачом.

- Николай Иванович, скажите, когда будет разработан механизм отзыва депутатов, которые перед выборами нам много обещают, но, к сожалению, потом не всегда все выполняют, чтобы мы хоть как-то могли влиять на своих избранников?

- В настоящее время в Украине нет реально действующего контроля над депутатами местных органов власти и парламента. Также отсутствует механизм отзыва, что придает уверенность депутату в безнаказанности действия или бездействия.

В 2006 году все депутаты всех советов, кроме сельских, были избраны по пропорциональной избирательной системе – взаимосвязь и зависимость депутатов от простых избирателей значительно ослабла. Депутатам не нужно стало лично добиваться доверия избирателей для победы на выборах. Народная Партия в своей программе всегда выступала за мажоритарную систему выборов, когда каждый депутат подконтролен своим избирателям, и его политическая судьба зависит от симпатий избирателей, а не от партийного списка.

К сожалению, закон Украины «О статусе депутатов местных советов» не содержит четкой формулировки об ответственности за голосование на пленарных заседаниях или за неявку на работу вообще. Но согласно Конституции юридическая ответственность может быть установлена только законом.

Механизм отзыва депутата может быть разный: например, при проведении голосования в местные органы власти каждому избирательному бюллетеню присваивается идентификационный номер и добавляется отрывной листок с таким же номером, который после голосования остается на руках у избирателя. Это позволит сохранить анонимность гражданина, отзывающего депутата. Впоследствии указом президента создается комитет «По отзыву депутата местных органов власти», который был бы подотчетен только президенту, и контрольно-ревизионная комиссия, контролирующая комитет. В случае, если депутат набрал максимально допустимое количество «штрафных очков» от своих избирателей, то комитет предоставляет отчеты президенту о депутатах, набравших больше всего таких заявлений на отзыв. В таком механизме есть свои плюсы и свои минусы, но самое главное – действенность такого метода, тогда многие депутаты призадумались бы над тем, что они делают и насколько их дела нужны гражданам.

Но замечу, что так или иначе, постепенно превращаясь в цивилизованное общество, нам придется воспитывать в себе гражданскую сознательность, чтобы защищать свои права и свободы всем вместе.

- Хотелось бы узнать, существует ли сегодня закон, который обязывает депутатов хотя бы раз в год отчитываться перед своими избирателями?

- Меня часто спрашивают – раз отозвать депутата нет возможности, на работу он может безбоязненно не ходить, то и механизмов влияния на него нет. Но это не совсем так. В Законе «О статусе депутатов местных советов» существует норма об отчетах депутатов, информировании о них местных советов и право избирателей инициировать такой отчет. Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» (статьи 10, 16 и 17) закрепляет обязанность депутата вести регулярный (не реже одного раза в месяц) прием избирателей и рассматривать их обращения; право избирателей давать указания депутатам, обязанность депутатов рассматривать указания избирателей в совете с принятием решений. Также депутаты обязаны принимать участие в общественных слушаньях.

Народникам за свою работу краснеть не приходится, мы не боимся отчета перед избирателями, так как приемные депутатов от Народной Партии постоянно работают как в крупных городах, так и в районах области.

В законодательстве четко предусмотрены некоторые информационные обязанности депутатов, такие как отчеты; принятие участия в общественных слушаньях; информирование; прием избирателей и рассмотрение их обращений. Другое дело, что такие отчеты можно встретить крайне редко.

- В Киеве не так давно упразднили райсоветы. Сделают ли так же  в Днепропетровске и других городах области?

- Некоторые города уже отказались от райсоветов, например, Львов, Одесса, Запорожье, Сумы, Николаев, Черкассы, Мариуполь, Винница и Киев. Они по-прежнему живут и развиваются, ничего катастрофического от принятия такого решения не произошло.

Ответить на этот вопрос однозначно сложно, потому, что не зря райсоветы создавались и уж совсем не для того, чтобы в определенный момент от них отказаться. Но дело в том, что на определенном этапе райсоветы потеряли свои полномочия и стали полностью, что самое главное – финансово, зависеть от города. Сами они мало что могут.

Сторонники их ликвидации говорят о том, что такое решение продиктовано логикой развития местного самоуправления в Украине. Районные советы отменены уже почти в половине областных центров Украины. Например, Ассоциация городов Украины признала успешным реформирование местного самоуправления путем ликвидации районных советов. Оппоненты возражают и говорят, что отмена райсоветов – это попытка объединить власть под одним руководством. В таком случае власть станет еще более закрытой и недоступной для рядового украинца.

Но плюсов от такого решения я вижу достаточно много. Во-первых, это распределение полномочий между территориальными органами власти, ведь имеет место дублирование полномочий и конкуренция компетенций между городским и районным советами. Во-вторых, управление городом нуждается в оперативности, а этого было невозможно достичь при условии существования райсоветов наряду с городским советом. В-третьих, актуальной остается проблема удешевления управления, в том числе и за счет сокращения расходов на бюрократический аппарат.

Ирина Логуш,

пресс-служба Днепропетровской областной организации

Народной Партии

Источник: Народная партия Украины

  Обсудить новость на Форуме