03:45 24.03.2011 | Все новости раздела "Народная партия"

Народный депутат Украины Валерий Баранов: "Сегодня есть шанс сделать так, чтобы города и районы Украины могли развиваться"

21 марта 2011 года в пресс-центре Бердянского горисполкома прошла пресс-конференция народного депутата Украины, председателя Бюджетного комитета Верховной Рады Украины Валерия Алексеевича Баранова.

У Украины есть шанс изменить отношения между центром и регионами и уже в следующем году укрепить позиции местных бюджетов. Так считает народный депутат Украины, председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Украины Валерий Баранов. За последние 5 лет расходы органов местного самоуправление на развитие территорий практически не увеличивались. К примеру, доля затрат на жилищно-коммунальную сферу составляет в среднем по Украине менее 3%. Власти на местах вынуждены за счет громад дофинансировать все то, что не дофинансируется из Киева. На решение своих проблем средств не остается. Стимулов зарабатывать денег нет. В стране процветает уравниловка и практика чрезмерной централизации, которая тормозит развитие территорий. Однако, по словам Валерия Баранова, правительство выражает готовность в корне изменить ситуацию. Распоряжением Премьер-министра Украины Николая Азарова в стране создана межведомственная рабочая группа по вопросам инновационной стратегии развития местных бюджетов и межбюджетных отношений. Валерий Алексеевич является одним из членов этой группы.

В свой прошлый приезд в Бердянск Валерий Баранов рассказывал о встрече с главой Кабинета министров Николаем Азаровым, в ходе которой обсуждался не только вопрос взаимодействия между бюджетным комитетом Верховной Рады, но и тема реформирования подходов к формированию бюджетов всех уровней. По словам народного депутата, Николай Янович с вниманием отнесся к существующей проблеме и выразил готовность совместно работать в направлении реформирования существующей системы.

Премьер оказался последовательным в своих намерениях и оперативным в действиях. Уже 17 марта в городе Ирпень состоялся "круглый стол" с участием министров, народных депутатов, представителей Ассоциации городов, областных советов. Заседание специально было выездным, чтобы его участников никто ничем не отвлекал в самом Киеве. Речь на этом мероприятии шла о том, как повлиять на то, чтобы бюджет страны на 2012 год принципиально отличался от бюджета нынешнего года. И не просто отличался, а был ориентирован на интересы территорий.

Но для того, чтобы менять и реформировать, необходимо определиться с тем, что же необходимо менять. И вот, как рассказал Валерий Алексеевич, результатом работы "круглого стола" стало определение перечня 43-х проблем.

- Мы сразу договорились о том, что не будем просто констатировать факты и списывать все на нехватку финансов, - отметил Валерий Баранов. – Это проще всего. А наша задача найти пути решения проблем. Сделать так, чтобы не пострадали интересы государства, и в тоже время начался подъем территорий, что не возможно без укрепления их доходной базы.

Что же это за проблемы?

Например, до 2011 года в Украине был транспортный сбор. Он давал мэрам городов небольшие, но все-таки хоть какие-то средства на то, чтобы весной оперативно начинать ямочный ремонт. В 2011 году транспортный сбор отменили. Вместо этого правительство выделило средства Укравтодору. Однако такая централизация практически сразу выявила невозможность оперативно реагировать на проблемы с дорогами в каждом конкретном городе или поселке. Поэтому у Укравтодора были изъяты 1,5 млрд. грн. и направлены в обладминистрации. Однако и это не выход. Теперь мэры городов должны ехать на поклон в область и устраивать соревнования кто быстрее и больше выбьет средств на ремонт дорог.

Дабы уйти от подобной порочной практики председатель Бюджетного комитета Валерий Баранов предложил с 2012 года оставлять местным бюджетам половину собираемого налога на прибыль. Эта мера призвана убить двух зайцев. Во-первых, дать территориям необходимые средства, во-вторых, способствовать большей заинтересованности властей на местах теснее работать с производителями и различного рода структурами в плане того, чтобы они получали больше прибыли от своей деятельности. Ведь чем большей будет прибыль, тем больше денег поступит в местные бюджеты и тому же государству.

Еще одна проблема: год от года количество средств, поступающих в местные бюджеты, увеличивается в среднем на 15-16%. Казалось бы, надо радоваться. Однако вместо радости наблюдается парадокс. Бюджеты увеличиваются, а затраты на капитальные ремонты, на дороги, благоустройство – собственно, на развитие территорий остаются неизменными и даже сокращаются. Куда же идут деньги? На выполнение государственных программ. То есть собираемые на территориях средства перегоняются в центр, там перераспределяются по всей стране и направляются обратно территориям, но только уже по усмотрению столичных чиновников. При этом государство еще и недофинансирует на 18 млрд. свои программы. Эта недостача перекрывается опять же за счет территорий, за счет тех средств, которые могли идти на ремонты кровель, на энергосберегающие технологии и т.д.

Или другой пример. В Украине есть области доноры и есть дотационные территории, которые получают из Киева так называемые дотации выравнивания. Но самое обидное, что эти дотации реально ведут к уравниловке. Территории, зарабатывающие деньги живут также, как те, которые датируются. Понятное дело, что государство не может обрекать своих граждан на нищету в депрессивных регионах. Но регионы, зарабатывающие средства и содержащие всю страну, должны иметь право оставлять на развитие своих территорий большую часть средств. У них должны быть стимулы к развитию. Точно так, как должны быть стимулы к развитию у депрессивных регионов. И с этой целью Валерий Баранов предлагает выделять им государственные деньги только под конкретные бизнес-планы, под проекты развития территорий, реализация которых увеличит их доходную базу.

Важный момент уравнивание в правах всех граждан страны. Ведь не секрет, что жителям столицы живется лучше. Они существенно меньше, чем во всей стране платят за коммунальные услуги. Более того, с ними пытаются заигрывать и другими средствами.

- Я был шокирован, когда недавно было предложено выделить из государственного бюджета более 400 млн. грн. так называемой муниципальной добавки киевским учителям, - рассказывает Валерий Баранов. - Я сразу сказал, что я согласен, но с одним условием, если к киевским учителям добавят учителей бердянских. Естественно, на это никто не пошел. Понятно, я возмутился. Какая может быть муниципальная надбавка из государственного бюджета. Если в киевском бюджете есть дополнительные средства, тогда пожалуйста, пусть доплачивает за счет бюджета Киева. Но если это предлагают сделать за счет государственного бюджета, то скажите мне, пожалуйста, чем лучше киевские учителя бердянских, запорожских и всех остальных учителей страны? Это ж за наш общий счет мы будем улучшать жизнь исключительно киевлян. А остальные. Мое мнение: такой подход в корне неправильный.

А как можно мириться с тем, что во всех уголках страны работают филиалы банков, различных структур и организаций. Они зарабатывают деньги с населения конкретных регионов, налоги платят в Киеве по месту регистрации. На состоявшемся в Ирпене "круглом столе" прозвучало предложение ввести на законодательном уровне порядок, при котором филиалы банков или иных структур платили налоги по месту своей работы, там, где они зарабатывают деньги.

Что еще нужно изменить, чтобы решить все обозначенные 43 проблемы территорий? Прежде всего свои рекомендации должна дать межведомственная рабочая группа по вопросам инновационной стратегии развития местных бюджетов и межбюджетных отношений. Если работа комиссии окажется плодотворной и будет одобрена, бюджет 2012 года может быть уже другим. Страна не станет в одночасье богаче, но территории получат большие возможности для развития и стимулы для зарабатывания средств. В стране должна произойти децентрализация финансов, то о чем все давно говорят, но чего до последнего времени никто не делал.

- И пусть решены будут не все 43 проблемы, - считает Валерий Баранов, - пусть нам удастся решить 5-10 из них. Это уже будет шаг вперед. Это будет шаг к решению тех насущных проблем, которые не решались десятилетиями.

Отдельная тема, - продолжает Валерий Алексеевич, - деньги, которые Украина получает по Киотским соглашениям. Суть их состоит в том, что у каждой страны, подписавшей это соглашение, есть определенная квота на выброс в атмосферы углекислого газа. Если квота не используется полностью, ее можно продавать другим странам, которые превышают свои лимиты. Так вот ежегодно Украина получает свыше 4-х млрд. грн. таких денег. Они должны тратиться на энергосберегающие технологии, модернизацию производств и т.д. Но, оказывается, что в 2009 году эти деньги вообще не были использованы, а в 2010 их использовали лишь чуть более чем на 3%. И это в украинских-то реалиях, когда средств не хватает абсолютно на все. Вот я и предложил направить эти деньги органам местного самоуправления по тому же целевому назначению – энергосбережение. Если страна эти деньги не использует, пусть же хоть что-то делается в регионах, - заявил Валерий Баранов.

Павел ИЩУК

(г. Бердянск, Запорожская область)

Источник: Народная партия Украины

  Обсудить новость на Форуме