13:40 26.02.2011 | Все новости раздела "Народная партия"

Юрий Козак: «Современная пенсионная реформа может и должна стать источником долгосрочных финансовых ресурсов страны»

16 февраля состоялись очень важные для Украины парламентские слушания на тему: «Состояние проведения пенсионной реформы и пути ее совершенствования». Они должны были сформировать добротные рекомендации относительно создания в нашей стране справедливой, социально ориентированной системы пенсионного обеспечения, которая бы отвечала сегодняшним реалиям жизни. Разработанные меры, как утверждают инициаторы реформы, должны искоренить из нашей жизни такой позорный факт, как бедность работающей семьи.

Насколько удастся соблюсти интересы всех сторон: и работающих, и работодателей, и самих пенсионеров в проекте пенсионной реформы мы попросили поделиться мнением начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области, руководителя фракции Народной Партии в областном совете Юрия Ивановича Козака.

— Юрий Иванович, правительственная инициатива по вопросу пенсионной реформы вызвала, скажем так, неприятие со стороны населения. Как вы оцениваете необходимость проведения пенсионной реформы?

— Я бы сказал, что это не столько неприятие, сколько непонимание принципов пенсионной реформы.

Все должны осознать, что правильно построенная по требованиям времени пенсионная реформа может и должна стать основным источником долгосрочных финансовых ресурсов страны.

Смотрите, я вам приведу данные. В Украине насчитывается 18,3 млн. работающих и 13,7 млн. пенсионеров. То есть, получается, что на 88 пенсионеров приходится 100 человек, которые платят взносы в Пенсионный фонд. Кроме того, государство оказывает социальную помощь — денежное содержание для 1,5 млн. неработающих инвалидов. Сегодня по данным статистики неработающих — полмиллиона, а реально их гораздо больше. Пенсионеры в Украине составляют 30% населения, а количество плательщиков сбора на общеобязательное пенсионное страхование — 31%. И в дальнейшем, по данным той же статистики, соотношение пенсионеров и работающих будет не в пользу последних. Если смотреть на размер средней пенсии, кажется, что это совсем небольшие суммы, но нужды государства по этим выплатам по сравнению с другими затратами непомерные, если исходить из финансовых возможностей.

Поэтому государство, приступая к кардинальной модернизации пенсионной системы, будет согласовывать свои шаги с уже действующими нормами и законами.

— В ходе парламентских слушаний возникла дилемма: если оставлять все как есть, то для выплаты пенсий нужно будет опять недофинансировать бюджетную систему страны. Так ли это на самом деле?

— Да. Из года в год Пенсионный фонд сталкивается с такой проблемой, как постоянно нарастающий дефицит, который перекрывается за счёт государственного бюджета. Дефицит Пенсионного фонда — это не просто нехватка средств. Правительство вынуждает налогоплательщиков дважды финансировать выплаты неработающим украинцам. Первый раз — когда уплачиваются все виды пенсионных сборов и начислений на зарплату. Второй — через механизм финансирования дефицита Пенсионного фонда из бюджета.

Пенсионному фонду просто не хватает собственных денег для выполнения своих обязательств. Действующая солидарная, т.е. государственная, система позволяет фонду осуществлять выплаты не более чем 40% от средней зарплаты в Украине. В 2010 году дефицит составил 34,4 млрд. гривен. Эта недостача покрывается за счет трансфертов из бюджета, тем самым забираются ресурсы государства, которые могли быть направлены на финансирование здравоохранения,  образования, науки и других отраслей жизни страны.

Сегодня мы столкнулись с тем, что абсолютная монополия государства в сфере пенсионного обеспечения не оправдывает себя. Реформа пенсионного обеспечения будет первой ступенью к формированию новой социальной политики государства. Вместе с этим, за годы независимости принята законодательная база, которая определила основные цели и приоритеты создания украинской пенсионной системы. Принято «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», законы «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», «О негосударственном социальном обеспечении».

По замыслу законодателя определялись черты, структура и основные направления пенсионной системы, которая бы включала в себя три уровня. Первый – это реформированная государственная разделительная система. Второй – обязательные сбережения в пенсионных фондах, так называемая накопительная система. И третий уровень – это добровольные накопительные сбережения.

— Юрий Иванович, одно дело заявить о необходимости проведения пенсионной реформы, а другое — ввести ее. Например, очень многие жители постсоветских стран напуганы вложением средств в разного рода фонды. Все помнят сбережения, которые пропали после 1990 года. Как можно решить эту задачу?

— Это, конечно, вопрос доверия людей к власти. Любые реформы могут быть осуществлены только при условии их нравственности, когда действия власти понятны, а обещания — выполняются. Ведь менять правила игры без согласования — нельзя.

Вы не будете отрицать, что многие украинцы надеются в старости не только на государство, но и на свои сбережения, помощь детей. Предложенная нами реформа выступает как раз с похожей целью — национальная пенсионная система должна состоять из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня государство уже не может выступать единственным гарантом пенсионного обеспечения. Отрицание этого — это попытка заговорить проблему, а не решить ее.

Что же касается вложения средств на отдельные счета в пенсионные фонды, то здесь необходимо откровенно информировать общество как о плюсах негосударственного обеспечения, так и о возможных рисках, которые будет нести в себе этот масштабный проект. Тут важно расставить приоритеты: государство не должно быть ответственным за выплату пенсий из негосударственных фондов, но оно обязано нести полную ответственность за условия деятельности этих фондов. Принципы деятельности этих фондов должны быть прописаны так, чтобы не было даже малейшей возможности для финансовых злоупотреблений и теневых сделок. С этой целью должны быть четко выписаны полномочия и ответственность органов управления пенсионными фондами. Здесь следует быть настойчивыми, добиваясь намеченных целей, и внимательными, изучая опыт своей страны и других государств.

— Почему же у нас так затягивалась пенсионная реформа?

— Здесь много причин. С одной стороны, это законодательная неурегулированность отдельных вопросов, отсутствие у населения доверия к частным накопительным фондам, отсутствие интереса со стороны работодателей в финансировании негосударственных пенсионных программ для своих работников, отсутствие денег у граждан для участия в системе негосударственного обеспечения и др.

Пенсионная реформа — это не только цифры и нормативные документы. При ее осуществлении потянуться ниточки во все сферы жизни страны, и вслед за этим должны прийти перемены. Недопустимо относится к пенсионной реформе, как к модной кампании.

— Как Вы считаете, проводимая реформа сможет удовлетворить потребности каждого украинца  и что для этого нужно?

— Человеческая цивилизация еще не выработала пенсионной системы, которая абсолютно удовлетворяла бы каждого. Поэтому большинство развитых государств постоянно модернизируют свои пенсионные системы. Важно понимать, в чем убедился весь мир, что ни одна страна не может обеспечить своим гражданам достойный уровень пенсии, используя для этого только один вид пенсионного обеспечения. В нашем случае – это солидарная система, т.е. государственная обязательная система социального обеспечения.

Сегодня уровень пенсионного обеспечения для каждого украинца не полностью связан непосредственно с трудовым стажем и объемом уплаченных взносов. Только в рамках трёхуровневой системы, о которой я уже говорил, и с мощной обязательной накопительной составляющей, которая требует политической воли и времени, в том числе и разъяснительной работы среди людей о современных моделях и механизмах финансового обеспечения пенсий, можно сбалансировать нужды в обществе и отдельно для каждого человека. При условии работы всех трех уровней новой системы, человек будет сознательно задумываться о пенсии не перед выходом на заслуженный отдых, а с первых дней трудовой деятельности.

Настанет момент, когда фактически отработанное время, основанное на объёме уплаченных взносов, учтенных достаточно налаженной системой Пенсионного фонда, позволит насчитать уже заработанную пенсию в размере, что превышает минимальный размер в солидарной системе.

Пресс-служба Днепропетровской областной организации

Народной Партии

Источник: Народная партия Украины

  Обсудить новость на Форуме