16:45 22.01.2011 | Все новости раздела "Коммунистическая Партия Украины"

Леся ТУРОВСКАЯ: СПАСАТЕЛИ ДОБРОТЫ

В начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» в СССР массово возникло тимуровское движение. Образ главного героя – чуткого, внимательного, благородного и неугомонного, стал примером для многих тысяч советских школьников.

В годы Великой Отечественной войны патриотические устремления подростков вылились в горячее желание – принести пользу Родине. Тимуровские команды брали шефство над семьям фронтовиков, ухаживали за детьми, выполняли хозяйственные работы. Они контролировали дороги, по которым к фронту подвозились боеприпасы; устраивали концерты художественной самодеятельности в госпиталях; дежурили санитарами, писали письма по поручению раненых, обеспечивали их библиотечными книгами. Оказывали помощь детсадам и школам, отправляя в освобожденные районы книги, учебники, канцпринадлежности. На тимуровских слетах ребята с гордостью рассказывали о своей деятельности, заслужившей самую сердечную благодарность. Размах тимуровского движения, его глубокий смысл обеспечивались постоянным вниманием и заботой партийных и комсомольских органов.

– Возможно ли сегодня возрождение тимуровского движения? – интересуемся у секретаря по идеологии столичного горкома КПУ Вячеслава Неволина.

– За последние двадцать лет в стране сложилась затяжная кризисная ситуация, в том числе с воспитанием детей, которое стало идейно обескровленным, содержательно ущербным и результативно неэффективным. Школа, изгнавшая из своих классов пионерию и комсомол, практически утратила свои социально-воспитательные функции, а общественное воспитание превратилось в антивоспитание. Все это привело к всплеску множества негативных явлений: беспризорничеству, криминогенности, тунеядству. Из подворотен выползли агрессивные скинхеды, зомбированные фаны спортивных клубов. Добавим сюда алкоголиков, наркоманов, компьютерных игроков... Для того чтобы прекратить разрушительные деградационные процессы – необходимо немедленно возродить тимуровское движение со всеми его составляющими компонентами: нравственными ценностями, патриотизмом, интернационализмом, милосердием, состраданием, взаимопомощью, стремлением к труду, одним словом, все, что способствует нормальному проявлению и развитию детской человеческой природы.

– Но возможна ли добровольная и безвозмездная помощь детей в наш меркантильный век, насквозь пропитанный западными ценностями стяжательства, корысти, личного преуспевания, выгоды, индивидуализма?

– Народ наш в основной своей массе и по внутренней сути – советский. А это значит, что во многих школах и семьях присутствуют по-прежнему увлеченные, неравнодушные и бескорыстные люди. Они-то и могли бы взять на себя ответственность за возрождение нравственного начала наших детей. Взять, к примеру, Голосеевский район, где вот уже третий год действует, инициированный коммунистами, детский творческий клуб «Поделись улыбкою своей». Его основали энтузиасты в противовес подрывным действиям постсоветского режима, приведшим к резкому сокращению финансирования социальной сферы, закрытию подростковых клубов, домов пионеров и детского творчества, в результате чего многие подростки оказались за чертой нормального детства.

Дети рисуют добро

Собираясь на свои заседания, ребята часто задают вопрос: что есть добро? и нужно ли быть добрым? и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно?! Увы, сегодня немногие способны на такой «подвиг». Вот эксперимент с участием студента института культуры. Парень как бы случайно падал на глазах у прохожих. Руку помощи протягивали далеко не все: из десяти случаев – семеро оставались равнодушными. В состоянии перманентных стрессов, усталости и раздражения – мы подчас безучастно отмахиваемся от чужих проблем. К счастью находятся люди, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» – не просто слова, а норма жизни.

Ребята приходят на занятия клуба с отличным настроением, как правило, со своими сочинениями и рисунками, где изображают «добро»: в виде помощи незнакомой пожилой женщине, робко переходящей улицу, или протянутой ладошки с горстью зерен для зимующей птицы…. В живом, неформальном общении клубовцы разучивают старые «добрые» песни, вспоминают пословицы и поговорки о доброте, делятся рассказами о своих собственных бескорыстных поступках и, конечно же, задумываются над тем, кому сегодня более всего нужна реальная помощь; кому в первую очередь не хватает участия и человеческого тепла. В обществе, где фактически утеряны гуманистические ценности (при их провозглашении), важно пробудить в детях «доброе сердце», научить чувствовать чужую боль, пытаться совместно ее превозмочь.

– Вспоминается случай, когда во время проведения Урока мужества в 36-й киевской средней школе, на вопрос, что такое «Тимур и его команда», – не поднялось ни единой руки, – сокрушается Вячеслав Сергеевич. – И что же? Мы раздобыли полноформатный фильм, привезли его в школу и радушно пригласили ребят на просмотр. Видели бы вы их глаза! В коротком собеседовании после просмотра учащиеся сошлись в одном: «Главное – быть сплоченными и дружными; вместе – веселей оказывать помощь».

– Может, кому-то покажется странным, но взрослым без помощи детей просто не обойтись! – убеждает директор 85-й средней школы Татьяна Николаевна Федунова. Именно по инициативе учащихся в этой школе оформлена уникальная музейная экспозиция, повествующая о боевых традициях воинов Советской армии разных поколений, в том числе, афганцев. Именно детскими усилиями здесь работает кружок «Тропами прошлого», а в каждом классе, начиная с пятого, сформирован поисковый отряд, который проводит кропотливую и трудоемкую работу по сбору материалов о людях, чьи судьбы перепахала афганская война. Из года в год крепнет обратная связь – посещение школы воинами-афганцами. И это самое ценное для ребят – пообщаться с людьми, фотографии которых представлены на стендах, вживую; из первых уст узнать о суровых буднях молодых бойцов, в трудную минуту проявивших себя героями.

Интервью с ветераном

Согласно древней легенде, «манкуртами» называли людей, не помнящих родства, лишенных исторической памяти. Разве это не по-тимуровски – изо дня в день, из года в год вести кропотливый поиск, по крупицам собирать материал, который уже стал историей; всем сердцем постигать не «переписанную вширь и вкось», а подлинную историю страны в лицах и поступках?!

Прошлой весной с прекрасной инициативой выступила региональная организация Всеукраинского Союза женщин-трудящихся «За будущее детей Украины», призвав детей принять участие в конкурсе «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». По условиям конкурса, дети либо сами подыскивали себе ветерана (это могли быть их дедушки и бабушки), либо обращались в Совет ветеранов за помощью. Подобрав кандидатуру, созванивались по телефону и договаривались о встрече, в ходе которой выступали в роли репортеров, записывая в свой блокнот правдивые и волнующие сведения. Один из участников конкурса, ученик 7 класса Владимир Толиманчук делился своими впечатлениями: «Я как-то по-новому «открыл» для себя своего родного деда. С каким азартом рассказывал он о войне! С тех пор мы с ним совершенно по-другому стали общаться!» По подведению итогов конкурса все участники получили поощрение. Но в наградах ли дело? Главное, чтобы от поколения к поколению тянулась прочная нить.

По словам председателя Совета ветеранской организации Голосеевского микрорайона Надежды Николаевны Кодь, нет задачи актуальней, чем сохранение исторической памяти, формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции. Если же новое поколение не является продолжателем идей предыдущего, – духовная преемственность рушится, а с ней неминуемо разрушается экономическая основа страны, и Родина воспринимается лишь неприметной точкой на контурной карте. И наоборот: преемственность ускоряет социальный прогресс, является условием непрерывного духовного развития. И если физическая преемственность обеспечивается природой (наследственность, гены), то духовная – неусыпным воспитанием. В нынешних условиях, когда умышленно искажается история; когда глумятся над памятью тех, кто в смертельном бою выстоял и победил, – особенно важно донести Правду до ума молодых сердец.

– Сегодня не каждый расшифрует аббревиатуру «КИД». А было время, когда практически в каждом районе, дворце пионеров, школе, техникуме, институте работал Клуб Интернациональной Дружбы – добровольное объединение молодежи, интересующейся интернациональной работой, внутрисоюзными и международными контактами, – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, инвалид войны I группы, киевлянка Валентина Самойлова. В советское время она выполняла функции зам. председателя школьной комиссии Киевской городской организации ветеранов войны. – Работали «кидовцы» на базе музеев боевой и трудовой славы; главной задачей было воспитание патриотизма, общественной активности, коллективизма. Ребята отстаивали свое право жить без войн, международных конфликтов и горя, прививали доброжелательное отношение друг к другу, культивировали доброту, как источник радости при общении. Они проводили акции милосердия, собирали подарки для детей из детских домов и школ-интернатов разных стран, участвовали в форумах и фестивалях, занимались культурно-познавательной и культурно-просветительной деятельностью. Так укреплялась дружба. Может, поэтому никто в СССР не слышал о скинхедах, и даже представить себе не мог, что человека можно ненавидеть только из-за цвета его кожи...

После распада СССР – «кидовское» движение было парализовано…

Известная пословица гласит: «Доброта спасет мир». Хочется, чтобы детей-спасателей становилось все больше и больше. Дабы построить Будущее светлым и чистым!

Источник: Коммунистическая партия Украины

  Обсудить новость на Форуме