01:15 09.09.2011 | Все новости раздела "Коммунистическая Партия Украины"
КВВАИУ – ЭТО ЛЕГЕНДА!
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
3 сентября состоялось празднование 60-летнего юбилея Киевского Высшего Военного Авиационного Инженерного Училища, одного из главных военно-учебных заведений и научных центров Советского Союза по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров различных специальностей для Военно-Воздушных сил. После развала Советского Союза, будучи переименованным в Киевский Институт Военно-Воздушных Сил (КИВВС), оно стало единственным военно-учебным заведением в Украине по подготовке всех видов инженерных и тыловых офицерских кадров ВВС Украины.
Возвращаясь к истокам, вспомним, что заведение было основано 1 сентября 1951 года как Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ВВС Советской Армии (КВИРТУ ВВС СА). В апреле 1956 года, в связи с увеличением количества факультетов и переходом на подготовку авиационных инженеров всех основных направлений, было переименовано в Киевское Высшее Инженерно-Авиационное Военное Училище Военно-Воздушных Сил, а в мае 1973 года получило название Киевское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище (КВВАИУ).
В пору своего расцвета в КВВАИУ было шесть факультетов: Самолёта и двигателя, Авиационного вооружения, Авиационного оборудования, Авиационного радиоэлектронного оборудования, Иностранных военных специалистов и Заочного обучения. Училище располагало высококвалифицированными преподавателями (как правило, кандидатами и докторами наук, среди которых было немало ученых с мировым именем). Имело передовую учебно-научную базу, библиотеку, действующие образцы новейшей авиационной техники, собственный вычислительный центр, лаборатории, типографию, большой авиационный ангар, стадион, тир, развитую инфраструктуру. Конкурс при поступлении составлял до пятнадцати человек на место. Здесь действовали два ученых совета по защите кандидатских диссертаций (в каждом – по три специальности), адъюнктура, в том числе для иностранцев, готовились докторские диссертации, работали специализированные научно-исследовательские лаборатории, выполнялись научно-исследовательские работы по заказу Военно-Воздушных Сил и Министерства Авиационной Промышленности, издавались учебные пособия, учебники, монографии, сборники статей…. Но главное заключалось в том, что училище было настоящей кузницей военного инженерного потенциала. Говорили: кто прошел КВВАИУ – прошел хорошую школу!
К сожалению, экономическая ситуация на постсоветском пространстве в конце 1990-х годов вынудила руководство ВВС Украины пойти на значительные сокращения. Дальнейшее развитие авиации стало неподъемным грузом для «независимой» украинской экономики. Ведь для учебного полета над национальной территорией одному лишь Ту-160 требовалось до 40 тонн керосина, (не говоря уже о 170 тоннах – для полетов на максимальную дальность). Естественно, что из-за постоянной нехватки горючего самолеты практически не летали…. Все это оказалось губительным для авиации, претерпевшей кардинальные сокращения. 3 июля 2000 года, «под нож» пошло и училище. По распоряжению Кабинета Министров Украины под руководством премьер-министра Ющенко, КИВВС прекратил свое существование, был реорганизован, его учебно-научная база была свернута. Прошло массовое увольнение профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава, а курсантский состав был передислоцирован в Харьков на базу Харьковского института ВВС….
Сегодня военно-учебное заведение живо делами своих выпускников и преподавательского состава. А их – тысячи во всем мире, и подавляющее большинство из них на высочайшем профессиональном уровне плодотворно трудится в различных сферах науки и техники, благодаря тому багажу знаний, навыков и умений, который они в свое время получили. Они не прерывают связей между собой. Их объединяет общая графа в биографии, и славная история.
В день юбилейного торжества ветераны училища, представители всех его выпусков, их друзья, родные и близкие, собрались вместе, чтобы отметить знаменательную дату; узнать, как сложилась служебная карьера сокурсников, судьбы товарищей. Среди них – множество достойнейших и «публичных» людей, таких, например, как Юрий Матвеевич Терещенко, выпускник училища и его преподаватель, доктор технических наук, професор; Александр Васильевич Сафронов, руководитель научно-исследовательского отдела училища, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, професор; Николай Васильевич Шевкун, выпускник училища, начальник метрологической службы, ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, мастер спорта по радиоспорту; Валерий Иванович Аблазов, бывший преподаватель КВВАИУ (1968-1991), потомственный авиатор, полковник (в отставке) Его отец, Иван Степанович, свою летную карьеру начал в 1935-м на Р-5, прошел Великую Отечественную войну, а завершил службу в 1963-м в должности зам. начальника управления боевой подготовки 17-й ВА. Профессиональный военный, Валерий Иванович пребывал на службе в ВВС около тридцати пяти лет. В качестве советника в ВВС и ПВО ДРА, принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Ныне он активно работает в государственных и общественных ветеранских организациях: Украинском союзе ветеранов Афганистана, Всеукраинском объединении «Социальная справедливость», Организации ветеранов Украины, Международном украинском союзе участников войны, Национальном обществе Красного Креста Украины, Координационном Совете Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ, Межгосударственной рабочей группе по вопросам военнопленных и без вести пропавших. Советник Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Автор около 100 научных работ, изобретений, книг. Имеет государственные награды. На славный юбилей родного училища Валерий Иванович пришел с сыном Иваном (выпускником училища 1997 года) и пятилетним внуком Егоркой. Да не зачахнет славная семейная традиция!
Трогательным было объятье двух друзей – генерал-майора авиации (в отставке) Николая Алексеевича Полуйко и полковника (в отставке) Сергея Алексеевича Коропова. Оба преподавали в училище в середине 1980-х годов, а в нынешнем, 2011-м году оба подошли и к своим личным жизненным юбилеям.
Ничего нет удивительного в том, что развал Союза привел к развалу училища. Но искренне хочется верить, что за громкими заявлениями властей о намерении развивать отечественный авиапром последуют конкретные дела; что оставшиеся заведения ВВС получат поддержку, оснастятся современным оборудованием; что служить в авиации станет престижно, как прежде.
Хочется верить. Но реалии таковы что, ни единого самолета (или вертолета), разработанного после 1991 года, в Украине не существует. В авиасалонах показывают с трудом доделанное старое, разработки 1970-1980-х годов, ресурс которых, построенных еще при СССР, давно исчерпан. Дальше – либо крах, либо чудо, либо… кардинальная смена капитализирующей власти.
Леся ТУРОВСКАЯ
Фото Сергея САРАНЫ
Семейство Аблазовых.
Н. Полуйко (слева) и С. Коропов.
Источник: Коммунистическая партия Украины
Обсудить новость на Форуме
23 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |