16:30 12.02.2008 | Все новости раздела "Партия Зеленых"
Благотворительность украинского бизнеса ― свидетельство его зрелости
В течение 23-26 января нынешнего года представительная делегация от Украины посетила Всемирный экономический форум в Давосе. С чем вернулись украинцы из Давоса, что было главным, что оказалось значимым, какие встречи запомнились – обо всем этом делится впечатлениями заместитель Министра Украины по делам семьи, детей и молодежи, председатель Всеукраинской общественной организации «Дия», членом Политического совета Партия Зеленых Украины Татьяна Кондратюк, принявшая участие в работе Форума.
― Татьяна Викторовна, какая главная тема обсуждалась на нынешнем Давосе? ― Общая тематика, бывшая в центре внимания, ― это кризис мировой экономики. Конечно, никто из государственных деятелей и бизнесменов мирового уровня не мог обойти вниманием возможные тенденции, связанные с этим кризисом. Но общий вывод, и я как экономист, управленец, с ним согласна, ― этот кризис, достаточно значимый для Америки или европейских стран, для стран Юго-Восточной Азии, не будет иметь последствий для Украины.
― Почему? ― Прежде всего потому, что Украина, к счастью, или нет, не интегрирована в мировые фондовые рынки. Иначе говоря, Украина недостаточно включена в глобальный фондовый рынок, и этот кризис отчетливо выявил настоящее место нашей страны в системе мирового хозяйства и управления. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Будь наша страна активным игроком на международных финансовых рынках, последствия для нее были бы иными, более удручающими. Не менее важной была и панель по проблеме климатических изменений, что крайне тревожат Зеленых.
― А кто из политиков, бизнесменов мирового уровня общался непосредственно с представителями Украины? Как, собственно, происходило общение? С кем была возможность подискутировать? ― Нынешние встречи были невероятно интересными. А все почему? Потому что интересными были люди, собравшиеся в Давосе. Интересной была точка зрения людей, которые влияют на процессы в мировой экономике и политике. А это и Госсекретарь США Кондолиза Райс, и нобелевский лауреат Аллан Гор, который, как известно, активен в вопросе последствий изменения климата, соучредитель Microsoft Пол Аллен, президент ТНК-ВР Роберт Дадли, финансист Джордж Сорос, основатель компании Вымпелком-Билайн и благотворительного фонда «Династия» Дмитрий Зимин, многие известные украинские политики, предприниматели, общественные деятели, в дополнительном представлении не нуждающиеся. Достаточно назвать имена Виталия Кличко, Льва Парцхаладзе, Виктора Пинчука, Владимира Костерина. И, конечно же, представительство страны было бы неполным, если бы в Давос не смогли поехать Президент страны Виктор Ющенко, его супруга Президент фонда «Украина 3000» Екатерина Чумаченко, Виталина Ющенко, возглавившая недавно Национальный совет по вопросам благотворительности «Согрей любовью ребенка». Боюсь кого-то не назвать, но делегация Украины была представлена людьми, которые смогли чего-то достичь или что-либо создать такое, что имеет значение для многих наших соотечественников.
― Известно, что изначально именно для нашей делегации было запланировано обсуждение вопроса о филантропии, развития ее в Украине. ― Да, и возвращаясь к составу нашей делегации, не могу не отметить, что именно Президент, хотя у него был еще ряд важных вопросов для обсуждения в Давосе, включая энергетический, имел полное право говорить о благотворительности. Благодаря его позиции по защите прав ребенка и поддержки семьи, в Украине стали возможными существенные подвижки в этой сфере, которые все видят и позитивно воспринимают. Вообще сам факт того, что в центре внимания появляются вопросы благотворительности, в частности, благотворительной деятельности со стороны бизнеса, очень красноречив. Очевидно, что только достаточно развитой бизнес может заниматься благотворительностью системно и длительно. На мой взгляд, в этом факте есть две значимые стороны. Первая – что благотворительная деятельность в Украине уже существует, то есть обладает определенным уровнем развития, и вторая ― что бизнес сам поднимает этот вопрос, а не те, кто, может быть, нуждается в поддержке. И хотелось бы поблагодарить Фонд Виктора Пинчука, организовавший такое полезное обсуждение.
― А нужна ли благотворительная деятельность со стороны бизнеса вообще? Может быть, стоит государству планировать свои расходы таким образом, чтобы в обществе не было людей, которые нуждаются в такой вот помощи? Ведь они могут ее и не дождаться. К тому же бизнес вряд ли можно назвать той средой, которая сознательно ориентирована на постоянную поддержку слабых членов общества.― Конечно, есть огромная принципиальная разница между «чистым», если позволите так выразиться, бизнесом, и благотворительностью. Последнее – это та стадия развития бизнеса, на которой бизнес в состоянии распределять денежную прибыль между теми людьми, которые непосредственно в создании этой самой стоимости не участвуют. Ведь какое бы общество мы с вами ни взяли, даже самое-самое развитое, ― в любом из них часть общества не может активно создавать какой-то продукт. Но другая сторона дела ― насколько эта часть людей включена в распределение этого добавочного продукта, этой прибыли. И именно тут, на мой взгляд, начинается разговор о благотворительности, и именно этот показатель является показателем развитости, как бизнеса, так и общества. К чести украинского бизнеса, можно говорить, что он уже достаточно развит, чтобы переходить к благотворительной деятельности.
― Разве все бизнесы у нас настолько развиты, чтобы заниматься благотворительностью?― Смею утверждать, что практически любой бизнес в состоянии заниматься благими делами. Здесь вопрос заключается в масштабах деятельности – наверняка у каждого он свой, и в том, насколько владелец, менеджмент готовы то ли финансово, то ли даже личным участием и участием сотрудников – кому-либо помочь. Просто развитой крупный бизнес может оказывать более масштабную и долговременную поддержку, нежели малый. Знаете, есть теория «малых дел». Так вот, начинать можно с малого, главное – увидеть тех, кто в помощи нуждается. А способы всегда отыщутся.
― Татьяна Викторовна, еще один вопрос. Как, по Вашему мнению, благотворительность должна быть тайной или явной? Многие считают, что фирмы или отдельные предприниматели, которые везде говорят о своих благотворительных делах, на самом деле, видят в благотворительности повод для прославления своего предприятия или, попросту говоря, «пиара». ― Здесь сложно говорить однозначно – должно быть, мол, так, а не эдак. Многие предпочитают не привлекать к своим делам внимание прессы или телевидения. И пользуясь поводом, хочу поблагодарить тех, кто вот так молча, но значимо, помогает и «Дии», и «Службе защиты детей» (нашей «детской» организации), будучи уверенными в том, что деятельность этих организаций имеет социальный эффект и значимость. Некоторые ищут повод, чтобы попасть на страницы СМИ. На мой взгляд, оправдана и та, и другая ситуация. Окончательную роль играет подход самих бизнесменов или фирм. Ведь хорошо, если положительный пример получает распространение и поддержку. К тому же в таком случае более активными становятся и сами СМИ. Кроме того, не стоит забывать, что сам опыт благотворительности может быть не всегда удачным. Положим, не удалось вылечить ребенка, которому организовали лечение за границей. Это накладывает свой отпечаток на предпринимателей, которые «притормаживают» в поисках лучших моделей оказания помощи.
― Что, по Вашему мнению, может быть такого рода лучшими моделями? ― Сегодня бизнес уже ищет новые формы работы, создает структуры, которые целенаправленно разрабатывают разные проекты в сфере благотворительности. И это здорово! Это говорит, что украинское общество и развито, и отзывчиво. Безусловно, хорошо, что начало благотворительности в нашей стране положено именно в тех сферах, управлением в которых мы занимаемся, ― семья, защита прав детей, женщин, поддержка становления молодежи. Огромное «спасибо» всем, кто помнит о нуждах других, всем неравнодушным. Но принципиально важно выстроить правильный подход к предоставлению помощи. Пока мы это не сделаем, мы будем каждый раз заново помогать каждой новой группе. Для того чтобы систему благотворительности «поставить на ноги» в целом, важно, чтобы в этом процессе слаженно работали три стороны «государство-бизнес-человек». И еще одно. Я считаю очень ценными именно программы длительного и целенаправленного действия и воздействия, и именно те, что развивают человека, а не заключаются в простом «откупе» от него. Недостаточно просто перечислить в детский дом деньги или привезти, как водится, под Новый год конфеты. Не только это нужно ребенку. Ему нужно развиваться как личности. Поэтому, если вы ищете, как помочь, ― определите, к примеру, круг детей, помогите им получить образование, дайте им возможность войти в какой-то социальный круг. В благотворительном действии мы не получаем прямую финансовую отдачу, но получаем гораздо больше – здоровое общество, в котором каждый может чувствовать себя уверенно и безопасно.
Источник: Зеленые Украины
Обсудить новость на Форуме