18:30 15.02.2007 | Все новости раздела "Партия Зеленых"
Возьмут ли женщины власть?
Вопрос расширения участия женщин в политике и представительства их во власти в Украине, как кажется, имеет все шансы превратиться в «вечный» или, как минимум, — в длительную проблему. Конечно, куда там квотировать количество женщин в избирательных списках политических партий, если более значимыми и неотложными для «антикризисной» коалиции — а именно ее представители 12 января не поддержали проект закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе» — являются вопросы удачного распределения уже полученной власти. А речь шла о долгожданном и очень важном шаге на пути к паритетной демократии, а именно — об усилении представительства женщин в парламенте, не говоря уже о росте численности женщин на высших должностях в исполнительной власти, к чему нам еще идти и идти.
К чему стремились депутаты, которые вносили проект закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе»? К тому, чтобы в законе о выборах народных депутатов Украины и депутатов местных советов содержалась норма о наличии в избирательном списке каждой пятерки кандидатов как минимум одной женщины. В случае принятия закона в украинском парламенте с 2011 года, т.е. со времени избрания Верховной Рады нового созыва, потенциально смогут работать не менее 20% женщин. И это в идеале, потому что собственно расположение кандидатов в списке отдавалось на откуп партиям. И можно не сомневаться, что «наиболее патриархальные» из них минимизировали бы первенство женщин в списке. Как видим, закон «не страшный». Но и даже такой подход не удовлетворил депутатов от КПУ, СПУ и Партии регионов. «Регионы» из 185 голосов отдали только 2, социалисты из 31 — 7, у коммунистов из 21 возможной карточки не проголосовала ни одна. Первые почему-то не поддержали премьер-министра и правительство, которое наделено серьезными полномочиями и обременено обязательствами в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; социалисты решили проигнорировать уроки европейских коллег, которые инициировали весомые гендерные изменения в своих странах, а коммунисты просто никому ничего не обязывались.
Можно утверждать, что своим решением о неподдержке закона о равном участии женщин и мужчин в избирательном процессе «антикризисная» коалиция предприняла шаг назад на пути становления гендерно сбалансированной политики, которую разрабатывал Кабинет Министров и, в частности, Министерство Украины по делам семьи, детей и молодежи в течение 2002—2006 годов во исполнение международных документов, — в частности, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации женщин от 1979 года, которая определяет ответственность государств-членов ООН за паритетное представительство женщин и мужчин в органах власти на основе позитивных действий — специальных временных, в первую очередь, зак онодательных мер. Прошло почти полтора года с тех пор, когда Верховная Рада приняла закон об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин. Уже давно пора ускорить процесс имплементации положений этого закона, в частности, в части и на этапе избирательного процесса, в украинское законодательное поле. Но не произошло. Преимущество мужчин в Верховной Раде, которых в ней сейчас 91,3%, хотя женщин в обществе — 54%, вполне возможно, сыграло свою негативную роль во время рассмотрения проекта закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе». И депутатам было безразлично, что 21 ноября 2006 года во время парламентских слушаний «Равные права и равные возможности в Украине: реалии и перспективы» собственно представители законодательной власти (и больше всего члены фракции КПУ) едва ли не громче всех уверяли в своей преданности обеспечению прав женщин в Украине.
Сегодня я позволю себе повторить то, что как заместитель министра по делам семьи, молодежи и спорта утверждала в тот день с парламентской трибуны: среди самых острых неразрешенных гендерных проблем в Украине как было, так и остается отсутствие равного участия женщин в принятии решений на уровне высшего органа исполнительной и законодательной власти. И это подтверждается как данными в отношении депутатского корпуса (в Верховной Раде Украины показатель присутствия женщин никогда не превышал 9%), так и фактом кадровой политики в нынешней исполнительной власти: в правительстве «большого европейского государства» нет сейчас ни одной женщины. И невольно встает вопрос, а как парламентское большинство собирается далее поддерживать введение существующей законодательной базы, так и инициативы правительства в сфере обеспечения равных прав женщин и мужчин? Ведь никто не отменял уже принятых решений. Впереди перед правительством еще серьезные значительные задачи: введение Национальной программы действий на период до 2015 года по обеспечению гендерного равенства в обществе; создание при Кабинете Министров Украины консультативно-совещательного органа для координации деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; апробация и совершенствование механизма проведения гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов с обязательным учетом принципа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, введение должностей советников по гендерным вопросам в центральных и местных органах исполнительной власти и самоуправления. Многие из этих вопросов так и не получили своей реализации, о чем речь шла и на парламентских слушаниях 21 ноября 2006 года. Хочется думать, что произошел только временный «сбой» в понимании коалицией приоритетов государственной политики, во всяком случае, так было бы лучше для самого правительства. Его руководство имеет серьезные международные обязательства: без обеспечения присутствия женщин в политике Украина не сможет достичь декларируемых ею с 2000 года Целей развития тысячелетия. В соответствии с ними наша страна обязалась обеспечить до 2015 года гендерное соотношение на уровне не меньше 30:70 того или иного пола в представительных органах власти и на высших ступенях исполнительной власти. На сегодняшний день достижение этих целей, т.е. ориентиров развития страны на глобальную перспективу, является приоритетной задачей исполнительной власти и правительства как высшего органа в этой системе. И в этой части Кабинету Министров самостоятельно, без поддержки коалиции, которая это правительство сформировала, не обойтись.
Но вернемся к нашему вопросу — квотирование представительства как временного специального инструмента для достижения если не гендерного равенства, то хотя бы повышения уровня представительства женщин во власти. Станет ли непринятие закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе» непреодолимым препятствием на пути прихода женщин в политику? Я уверена, что нет. Умные, энергичные, образованные, смышленые женщины обязательно будут принимать решения на уровне государства. И эти решения будут в пользу социальной комфортности жизни в Украине, если позволите так выразиться. Жаль только, что им придется идти не прямо, а достигать цели, преодолевая сопротивление украинских коммунистов и социалистов, которые уже сегодня сделали ставку в пользу очевидных выгод от парламентского единения с крупным капиталом.
Хочется верить, что на следующих выборах существенную общественную поддержку почувствуют те партии и политические силы, которые самостоятельно сделают шаги к выравниванию гендерной составляющей избирательных списков. Сами политические партии будут вынуждены отвечать духу времени и ценностям и нормам Европейского Союза, чем так часто у нас хвастаются, ничуть не заботясь о содержательном соответствии и о введении этих ценностей. Таким путем в свое время — а именно в 70—80-е годы ХХ века — шел ряд левоцентристских партий в Норвегии, Дании и Швеции. Так, Норвежская лейбористская партия в 1983 году ввела 40% квоту женщин во всех выборах, в 1988 году Датская социал-демократическая партия утвердила, что каждый пол среди их кандидатов имеет право на представительство как минимум 40%. 1994 год — социал-демократы Швеции одобрили принцип «каждой второй женщины» в списке. Такой подход апробирован и украинскими «зелеными»: список кандидатов в депутаты от Партии зеленых Украины (едва ли не единственной) на парламентские выборы 2006 года формировался именно с учетом потребности обеспечения гендерного баланса. Хочется верить, что этот подход будут наследовать все политические силы, которые не на словах, а на деле заботятся об европейском измерении украинской политики и общественных и государственнических перспективах нашей страны. А вот наши «левые» — в вопросах поддержки женских движений и политического представительства женщин — так же далеки от европейских коллег, как и от самого понимания значения роли женщин в продвижении социальных ценностей, значимых для всего общества. Возможно, им неизвестно, что утверждение гендерного равенства является приоритетной составляющей государственной политики в Украине? Но политическая судьба украинских коммунистов меня менее интересует, в отличие от ценных общественных перспектив, связанных с адаптацией украинского законодательства к законодательству Евросоюза и движением Украины в сторону Европы как таковой. Последнее требует, в частности, гендерного измерения национального законодательства.
Нам есть кому следовать. Ныне Европа, которая еще в прошлом веке оценила преимущества гендерного равенства, и для которой это понятие — не пустой звук, делает очень существенные шаги в укреплении механизмов равенства. В прошлом году в Евросоюзе разработана «Дорожная карта к равенству мужчин и женщин — 2006—2010». Не раскрывая подробно план Еврокомиссии, скажу только, что обеспечение равного доступа мужчин и женщин к участию в принятии решений определено как одна из ведущих задач среди шести других приоритетных целей, таких, например, как преодоление насилия и торговли людьми.
Не стану отбрасывать также необходимость представителям организаций, которые связывают свою деятельность с развитием женской активности, с политическим образованием женщин, с поддержкой законодательных инициатив в сфере обеспечения гендерного равенства, более широко разворачивать общественную дискуссию в отношении преимуществ паритетной демократии, в отношении социального уровня, которого можно достичь благодаря участию женщин в процессе принятия решений. Место в этих дискуссиях может занять и собственно проблема квотирования во время выборов, ведь такой подход может быть использован и другими социальными группами, которые нуждаются в представительстве. Думаю, что в организации таких дискуссий и программ нам помогут и присутствующие в Украине международные организации, и наши коллеги из многих стран, в которых уже треть века пользуются преимуществами гендерного паритета.
Введение в Украине на законодательном уровне механизмов по усилению позиций женщин в политике, безусловно, будет означать победу политического реализма и здравого смысла, и даст Украине возможность развиваться по этическим ценностям и политическим стандартам Европы. На вопрос о шансе для паритетной демократии в Украине следует ответить — «да».
Татьяна КОНДРАТЮК, председатель Всеукраинского объединения «Дія», председатель Киевской городской организации Партии зеленых Украины
Источник: Зеленые Украины
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |