18:32 02.12.2010 | Все новости раздела "Партия Зеленых"
Жизнь граждан Украины с принятием нового Налогового Кодекса улучшится?
Если начинать с теории, то налогообложение в современной экономике имеет не только фиcкальну функцию. Налоги выполняют также регуляторную и стимулирующую функции в экономике каждой страны. Именно через налоговую политику государство может корректировать, стимулировать развитие желаемых или угнетать нежелательны отрасли промышленности путем снижения или усиления налогового давления. Анализируя новый Налоговый кодекс, делаем вывод: осознание необходимости настоящей, давно ожидаемой экологической налоговой реформы в Украине на сегодня нет.
Новый Налоговый кодекс предусматривает четыре раздела, которые лишь условно можно назвать экологическими: восьмой - экологический налог; девятый - рентная плата за транспортировку по территории Украины нефти, нефтепродуктов, газа, аммиака; десятый - рентная плата за нефть, газ, добываемые в Украине; одиннадцатый - плата за пользование недрами.
В общем, это система налогообложения за загрязнение украинской территории и освобождение от налогов и сборов, если выбросы от деятельности предприятия в пределах нормы (а это тоже вопрос отдельного законодательного урегулирования. А также за пользование природными богатствами, территорией и недрами. Показательно, что соблюдение экологического законодательства, фактически, не несет функции «снижение налоговой нагрузки» для экологически ответственного бизнеса.
Теперь о мировых тенденциях в налоговых реформах. Большинство развитых стран мира, в свое время, осознали простую вещь: слишком жесткая и необдуманная налоговая политика способствует опасным и вредным социальным и экономическим явлениям и не стимулирует процессы, котрые полезны. Анализ налоговых систем показывает, что доля экологических налогов даже в самом широком понимании этого понятия (т.е. включая штрафы за загрязнение и плату за использование ресурсами) составляет, в среднем, 7%. Низкая доля свое время была в США - 3,5%, в Канаде - 3,9%, до 10,5% - в Дании.
В результате четкого экономического расчета возникла необходимость выработки концепции «Экотрудовой налоговой реформы».
Во-первых, это налогообложение активного использования ресурсов, которое стимулирует уменьшение объемов их истощения через внедрение новых технологий в промышленность и производство. Речь идет об энергоэффективности, ресурсосбережения и чистоту производства.
Во-вторых, это эконалогооблажние которое не является дополнительной нагрузкой (административным давлением) на производственную сферу. В стране, где вводится такая система налогообложения, происходит параллельное снижение других налогов. Работодатель, в целом, несет расходы такие, как и раньше. Однако получает стимул внедрять новые технологии, обновлять производство, создавать новые рабочие места. Не на последнем месте и моральная сторона вопроса: развитие бизнеса без разрушения природы.
На сегодня, экотрудова налоговая реформа внедряется в более чем десяти странах мира. В основном это Западная Европа. Результат у всех разный и зависит от силы политического сопротивления и от лоббирования своих интересов крупными энергетическими компаниями.
Самым ярким является пример Германии, где зеленые традиционно представлены в большой политике. Эконалоговая реформа принесла в бюджет страны в 2009 году 20 миллиардов евро (зеленые налоги). 90% этих денег были использованы для снижения уровня ставок подоходного налога простых граждан (налогов на труд и доходы физических лиц). Следствием чего стало создание 250 000 новых рабочих мест. Это экономические последствия. Но рядом есть и экологические: новые чистые технологии, уменьшения загрязнения атмосферы и почвы, экологически чистые продукты питания, транспорт и т д.
Итак принципы таковы:
- Внедрение эконалога не должно быть дополнительной нагрузкой на бизнес;
- Полученые дополнительные средства - это компенсация за снижения налогов другого вида (на труд, на прибыль, выплаты в пенсионный фонд и соцстрахования;
- Значительная часть средств должна возвращаться предприятиям в виде целевых грантов на энергосберегающие и новые технологии.
Пример европейских стран свидетельствует, что такая система эконалогооблажения дает возможность не только увеличить поступления в государственный бюджет при одновременном ослаблении налогового давления на доходы граждан, это механизм создания новых рабочих мест, внедрение новых чистых технологий, энерго-и ресурсосбережения, а также сохранение окружающей среды.
Предусматривает ли новый Налоговый Кодекс такую модель налогообложения? К сожалению - нет. Экологическая составляющая не является в основе этого документа. Безусловно, важны те вопросы, которые сейчас беспокоят украинское общество: администрирование налогов, система налогообложения малого и среднего бизнеса, налоговые каникулы. Однако стоит также осознать: продолжительного экономического развития без решения экологических вопросов и сохранения окружающей среды не будет.
Лидер Партии Зеленых, Татьяна Кондратюк
Источник: Зеленые Украины
Обсудить новость на Форуме