23:01 11.08.2011 | Все новости раздела "Партия Зеленых"
О социально-экологических факторах развития Украины
І. Обеспечение долговременной перспективы существования и развития общества и государства в современных условиях непосредственно зависит от решения триединой задачи, а именно:
- гармонизации интересов социальных групп;
- гармонизации социально-экономических и природоохранных интересов (другими словами, «примирения» общества и природы);
- гармонизации национальных и глобальных интересов.
Инструментом определения адекватных подходов и обеспечения эффективности практических действий в контексте решение упомянутой задачи (совокупности задач) должно стать социальное государство, то есть открытая форма структурирования и функционирования государственных институтов при которой власть служит исключительно общественным интересам, подчинена генерированной обществом политической воле и не подвержена внутренним корпоративным, внешним или каким-либо иным влияниям.
Прочность и дееспособность социального государства определяется не только характером его конституционно-правового механизма, но и самим способом его формирования, степенью учета реального общественного волеизъявления при определении его структуры и функций.
Такое государство, опираясь на всемирный исторический опыт, доступную ныне сумму знаний и технологий, неукоснительно следуя принципам соблюдения естественных прав и жизненных интересов каждого члена общества, ориентировано не только на удовлетворение текущих потребностей общества, но на противодействие глобальным вызовам современности, на предотвращение негативных сценариев развития в будущем. Оно организуется и действует в соответствии с высокими требованиями глобальной долговременной ответственности, с принципом «Мы не собственники этого мира, мы одолжили его у своих детей».
ІІ.Социально-экономические и экологические проблемы взаимообусловлены, связаны прямыми и обратными зависимостями.
Эпоха индустриального развития породила комплекс глубоких эколого-экономических диспропорций, моделей экстенсивного производства и нерационального потребления, которые, в силу масштабности, высокой инерционности и неравномерности развития отдельных государств и частей мира, продолжают определять пути удовлетворения материальных потребностей общества и в целом сам образ современной цивилизации.
При этом несоответствие господствующих моделей производства и потребления сложившимся экологическим условиям, а также несовместимость этих моделей с самой перспективой выживания человечества очевидны, доказаны и признаны на уровне ООН. Перед человечеством стоит проблема формирования качественно новой, экологически сбалансированной модели постиндустриального развития и ее поиск является одним важнейших направлений международного сотрудничества, касаясь широкого спектра взаимосвязанных по сути проблем – от изменений климата до преодоления бедности. Ярким подтверждением тому стала Всемирная Конференция ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.
Однако, при всей глобальности задач поддержания баланса между обществом и природой, очевидной необходимости стратегической международной координации действий, практические меры должны осуществляться, все же, в рамках государственных образований, в сфере ответственности национальных правительств в соответствии с принципом «Мыслить глобально - действовать локально».
ІІІ. В современной Украине необходимые локальные действия тормозятся отсутствием необходимой политической воли, что связано, в первую очередь, с косностью восприятия природоохранной проблематики и неполным осознанием критичности массы накопившихся национальных социально-экологических проблем политической элитой страны, большей частью государственного менеджмента и бизнеса. Выполнение природоохранных требований воспринимается, преимущественно, как вынужденная уступка общественному мнению, нормам законодательства, как жертва на алтарь политкорректности, а не как осознанная необходимость.
Распространенным заблуждением (или, возможно, сознательным искажением реального положения дел в корыстных целях) является культивируемое в обществе мнение о том, что активная и эффективная защита окружающей среды возможна лишь в высокоразвитых странах, на основе уже достигнутого ценой экстенсивного использования природных ресурсов экономического благополучия. При этом не принимается во внимание то, что экологически разрушительный путь « проб и ошибок » периода индустриального развития был пройден странами Западной Европы и Северной Америки вынужденно, в условиях массового непонимания многоплановости социально-экологических зависимостей и низкой эффективности демократических механизмов контроля над властью и бизнесом. И не случайно именно Зеленая составляющая стала наиболее динамичной и долговечной частью «Нового левого» движения конца 1960-х гг., которое и подтолкнуло Европу к тем демократическим трансформациям, которые, собственно, и определили ее сегодняшний облик. А движение Зеленых пережило самих «Новых левых», хотя и родилось как их ответ на социальную несправедливость, выражающуюся в ограничении естественного права человека на благоприятную окружающую среду и доступ к природным ресурсам.
«Секретом Полишинеля» сегодня является тот факт, что преодолевая собственные социально-экологические диспропорции развитые страны активно заимствуют природные ресурсы менее развитых, а также стремятся перемещать на их территории вредные производства и отходы, усугубляя тем самым социально-экологические и экономические проблемы транзитных и развивающихся государств. Такая практика является нравственно, экологически и политически ущербной, неприемлема в качестве примера для подражания, а в дальнейшем чревата усугублением мировых социально-экологических диспропорций и серьезным обострением международных конфликтов.
Ни реальной возможности, ни реального резерва для дальнейшего экстенсивного экономического развития с «отложенным на завтра» решением экологических проблем уже не имеет ни Украина, ни любое другое государство.
Природные запасы руд и углеводородов ограничены, уже в 2030 году человечество столкнется с проблемой острого дефицита традиционных энергоносителей, нехваткой пригодной для употребления пресной воды, ускорением процессов, как опустынивания, так и подтопления, в результате экстенсивного хозяйствования на фоне климатических изменений. Процессы массовой международной и внутренней миграции, обусловленной экологическим неблагополучием, могут дать знать о себе в ближайшем будущем, а приметы и примеры возможных «ресурсных войн» будущего можно обнаружить уже сегодня.
Ряд регионов Украины потенциально являются зонами экологического бедствия. Именно на этих территориях сосредоточено большинство предприятий основных бюджетообразующих отраслей, а их жители в наибольшей степени страдают от экологических издержек экстенсивного хозяйствования нескольких предшествующих десятилетий.
Ухудшение экологической ситуации во всей Украине способствует распространению онкологических, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, сказывается на устойчивости репродуктивной функции, приводит к падению рождаемости, росту числа новорожденных с врожденными заболеваниями и физическими отклонениями, повышению смертности в трудоспособном возрасте, к снижению уровня жизни из-за недоступности пригодных для потребления природных ресурсов и т.п.
Неминуемый рост бюджетных издержек на здравоохранение, социальную помощь и защиту, в сочетании с сокращением и деградацией трудовых ресурсов, при неизменности экстенсивных подходов к производству и потреблению, закономерно приведет к дальнейшему усилению техногенного воздействия на окружающую среду с целью использования дополнительных ресурсов, что потребует новых затрат на ее восстановление.
Между тем деградация природной среды во многих проявлениях начинает приобретать необратимый характер, что не оставляет даже виртуальных шансов на успех сторонникам «отложенных» экологических решений. Любые сомнительные преимущества, полученные за счет следования традициям экстенсивного хозяйствования, будут нивелированы неизбежными сопутствующими издержками экологического и социального характера.
Таким образом, базовый принцип экологически сбалансированного развития: «Лишь экологически безопасное есть экономически целесообразным» безальтернативен. В контексте решения совокупности социально-экологических задач следует пересмотреть сами критерии оценки развития, прогресса соотнося их, в первую очередь, не с количественными показателями, а с соответствием интересам поддержания эколого-экономического баланса (минимизации воздействия на окружающую среду, потребления невосстанавливаемых ресурсов, и т.д.).
ІV. Невозможно достичь устойчивого улучшения состояния окружающей природной среды занимаясь лишь охраной природы как таковой. В силу упомянутой выше косности восприятия, в обществе бытует устоявшееся представление о природоохране, как обособленной сфере ответственности неких специализированных учреждений, как о своеобразной «отрасли», заниматься проблемами которой призвано исключительно профильное министерство, а также волонтеры из общественных объединений. При таком подходе невозможно эффективно устранять важнейшие причины экологического неблагополучия, непосредственно связанные с производственной и иной деятельностью направленной на удовлетворение жизненных общественных потребностей. В результате все больше экологических проблем переходят в разряд хронических.
Коренное изменение ситуации возможно лишь при осуществлении интегрированной экологической политики в которой найдет свое воплощение отраженный в решениях ООН по вопросам изменений клиента и охране природы принцип «совместной (общей), но дифференцированной ответственности» за состояние окружающей среды.
Это означает, что любое ведомство, предприятие, организация, каждый субъект общественных отношений в рамках своей профильной деятельности и в зависимости от меры собственного воздействия на природу должен исключать или же минимизировать и адекватно компенсировать экологический ущерб. Именно такой подход является социально ответственным и естественным для социального государства.
Практическое осуществление интегрированой экологической политики требует институциональной подготовки. Помимо соответствующего нормативно-правового обеспечения должны быть приняты политические решения обосновывающие социально-экологические приоритеты общественного развития, подчиняющие деятельность исполнительной власти обеспечению баланса экономических и экологических интересов, повышению реального влияния общественных советов при центральных органах власти и обладминистрациях, прозрачности процесса подготовки и принятия решений как на высшем, так и на местном уровне, максимально возможному расширение координирующих функций Минэкологии с непосредственным включением в процессы межведомственной социально-экологической координации Кабинета Министров в лице специального вице-премьер-министра на уровне, где компетенции Минприроды недостаточно, соответствующую ориентацию СНБОУ. Децентрализация власти должна сопровождаться повышением и обеспечением ответственности местных властей за состояние окружающей среды, вовлечением в осуществление экологической политики местных территориальных общин.
Кроме того должна быть пересмотрена стратегия энергообеспечения страны с учетом возможностей энергосбережения, а ресурсное обеспечение производств должно осуществляться преимущественно за счет рециклирования материалов, переработки отходов, в частности тех, что накоплены в хвостохранилищах предприятий ГМК и, с одной стороны, создают масштабную угрозу здоровью населения, а с другой – являются альтернативным источником сырья.
В стране, по сути, должна быть сформирована высокотехнологичная отрасль переработки отходов, как инструмент преодоления проблем загрязнения окружающей среды и минимизации использования невосстанавливаемых природных ресурсов, Прямым социальным результатом, станет, в частности создание новых рабочих мест
В сочетании с системным подходом к ресурсо- и энергосбережению предлагаемые действия будут способствовать повышению конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке за счет снижения материало– и энергоемкости (ныне в 3-5 раз превышающей европейские показатели), а также себестоимости используемых вторичных ресурсов.
Преодоление разрыва между хозяйственными и природоохранными соображениями ознаменует переход к альтернативной «зеленой» экономике, в условиях которой минимизация негативного влияния на окружающую среду будет более весомым фактором, чем рост рентабельности, где большая часть прибыли будет реинвестироваться в энергосбережение, рециклирование материалов, экологическую безопасность, новые технологии призванные вытеснить старые, ресурсоненасытные и разрушительные по отношению к естественной среде.
Для формирования этой новой «экологизированной» экономики следует пересмотреть привычные критерии оценки прогресса, как количественные, так и качественные. Это сложный и длительный процесс, но выбора нет, обществу придется формировать новый экономический порядок, краеугольным камнем которого станет экологическая ответственность. Неизбежная трансформация устоявшихся хозяйственных механизмов в «зеленую экономику будущего» уже сегодня требует от предпринимателей постоянного учета природоохранных аспектов их деятельности в бизнес-планах, а от власти – устойчивой политической воли, поскольку господствующая рыночная экономическая модель сама по себе не требует обязательного учета экологических факторов. Смысл участия носителей Зеленой идеологии во властных структурах заключается именно в обеспечении постоянного наличия такой воли и ее определяющего влияния на принимаемые на разных уровнях решения.
VІ. В контексте расширения международного природоохранного сотрудничества, защита окружающей среды является незадействованным внешнеполитическим ресурсом Украины. Активная деятельность направленная на решение социально-экологических задач, практическое участие Украины в преодолении глобальных проблем будет способствовать не только снижению существующих рисков, но и укреплению позиций нашей страны как субъекта международных отношений, повышению международного авторитета.
VІІ. Перечень вышеизложенных мер по оптимизации экологической политики не является исчерпывающим, однако отражает логику комплексного подхода к решению совокупности социально-экологических проблем, и может быть интегрирован в развернутую политическую программ, так же как сама задача «примирения Природы и Общества» может стать важной составляющей объединяющей национальной идеей.
Источник: Зеленые Украины
Обсудить новость на Форуме