20:45 09.02.2012 | Все новости раздела "Партия Зеленых"

Д.Москаль: У Киева есть все шансы остаться самым зеленым городом Европы

Д.Москаль: У Киева есть все шансы остаться самым зеленым городом Европы

Проблема экологии в Киеве возникла не сегодня. Интенсивная индустриализация второй половины двадцатого века наложила свой отпечаток на "легкие города" - зеленые зоны Киева, которые известны на весь мир. Однако после фактического приостановления деятельности большинства "вредных" предприятий экологическая проблема набрала новые обороты, и не последнюю роль здесь сыграло бездумное уничтожение зеленых насаждений и безответственное отношение самих граждан к утилизации отходов. О возможных путях решения экологических проблем города УНН рассказал председатель постоянной Комиссии Киевского городского совета по вопросам экологической политики Денис Москаль.

Актуальной проблемой для Киева является отсутствие эффективной переработки мусора. Что делать, чтобы столица со временем не превратилась в город-свалку? Ведь и огромное количество отходов, которое мы сегодня видим на улицах Киева, не дают оснований для оптимизма.

В Киеве ежегодно образуется около 1 млн куб. м твердых бытовых отходов, большая часть из которых просто складывают на полигонах. Таким образом, мы фактически превращаем окраины города и окрестные села, где расположены полигоны, на сплошную свалку. К тому же, мощности этих полигонов исчерпываются. Например, эксплуатация полигона №5 в таком режиме, как сейчас, может длиться всего полтора - два года. А потом придется искать новые площади для сборки мусора. Убежден, что это путь в никуда.

В европейских странах уже давно отказались от складывания мусора на полигонах. Там отходы сортируют, а затем перерабатывают. Ведь доля вторичных ресурсов в бытовых отходах составляет 50%. Например, переработка одной тонны макулатуры позволяет сохранить 17 деревьев, а при переработке бумаги расходуется почти вдвое меньше энергии, чем для ее изготовления. А из старых автомобильных шин можно производить не только новые шины, но и покрытия для детских и спортивных площадок, теннисных кортов, железнодорожные шпалы, материалы для кровель домов и даже подошвы для обуви.

Отмечу, что сейчас в Киеве перерабатывается лишь 5% твердых бытовых отходов. Это крайне низкий показатель. Например, в Варшаве перерабатывается 62% мусора, а в Праге - 81%. Поэтому нам не надо изобретать велосипед, стоит только двигаться цивилизованным путем. Так, уменьшение нагрузки на полигон №5 за счет раздельного сбора и переработки мусора позволит увеличить срок его эксплуатации на пять - семь лет.

Уже не первый год в столице ведется дискуссия вокруг строительства мусоросортировочного завода. По какой концепции нужно строить этот объект?

Мусоросортировочный комплекс крайне необходим для Киева. По моему мнению, для того, чтобы удовлетворять потребности киевлян, надо построить несколько таких объектов. Уже объявлен конкурс на привлечение инвестора к строительству мусоросортировочного комплекса на улице Коллекторной, на котором должны сортироваться отходы, образуемые на левом берегу. Но, по моему мнению, условия конкурса уже не отвечают требованиям времени, ведь проектная мощность объекта - 240 тыс. тонн в год. Это мало, поскольку на левом берегу ежегодно образуется 350 тыс. тонн отходов. Во-вторых, условия конкурса предусматривают фактически ручную сортировку мусора, что является анахронизмом. В результате ручной сортировки отходов отнимется лишь 8-12% вторичных ресурсов, а остальные предлагается захоранивать на городской свалке. Безусловно, это неприемлемый подход, он не решает проблему. Поэтому в ближайшее время будет объявлен новый конкурс на привлечение инвестора к строительству мусоросортировочного комплекса с учетом моих замечаний.

Стратегией развития Киева до 2025 года предусмотрено строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов. Убежден, что в реализации этих проектов необходимо привлекать инвесторов, ведь такие инвестиции будут успешно окупаться. Согласно нормативам, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие комплексы могут быть расположены в санитарных зонах, таких как полигон №1, полигон №5, полигон №6, завод "Энергия" и ТЭЦ-6.

Когда планируется реконструкция мусоросжигательного завода "Энергия"?

Реконструкция мусоросжигательного завода "Энергия" планируется завершить до конца 2013 года. Согласно Региональной программе модернизации коммунальной теплоэнергетики и системы теплоснабжения Киева на 2011-2015 годы, реконструкция завода "Энергия" предполагает установление турбоагрегата для выработки электроэнергии и выдачи тепловой и электрической энергии в городские сети. То есть после реконструкции тепловая и электрическая энергия, которая вырабатывается в процессе сжигания мусора, будет направлена на освещение города и обогрев киевлян. Сейчас эта энергия идет в воздух: мусор сжигается, а пользы от этого город не получает. Кроме того, при сжигании мусора в атмосферу выделяются вредные дымовые газы.

На протяжении 2012-2013 годов на заводе "Энергия" также должна быть установлена система химической очистки дымовых газов.

В Стратегии развития Киева заложено показатели увеличения уровня обеспечения киевлян зелеными зонами с 16 до 20 кв. м на одного жителя. Реально ли выполнить такое задание?

Я думаю, что даже эти 20 кв. м - не предел. Ведь по международным стандартам эта норма составляет 25 кв. м на каждого человека. Нам нужно добиться именно такого показателя. Потенциал у Киева есть. Если обустраивать новые скверы на придомовых территориях в районах новостроек, создавать парки в новых микрорайонах и сохранить те зеленые зоны, которые есть сейчас, то мы можем достичь международных показателей.

Кстати, в Киеве насчитывается 122 парка, 379 скверов и 80 бульваров.

На экологию столицы негативно влияет беспорядок в организации дорожного движения. Именно автомобильный транспорт больше всего загрязняет воздух, прежде всего, в центре города. Какие пути решения этой проблемы?

Эта проблема решается путем обустройства и реконструкции транспортных развязок, оптимизации движения общественного транспорта, обновления автопарка с привлечением новейших технологий фильтрации и эффективности использования топлива. Также необходимо развивать сеть велосипедных дорожек и популяризировать этот экологический вид транспорта. Все эти меры необходимо принимать как можно быстрее, ведь ежегодно уровень выбросов парниковых газов в Киеве растет на 6-7%.

Чтобы изменить эту тенденцию, необходимо разработать и реализовывать программу сокращения выбросов парниковых газов, , которая предусматривает ряд действенных мер, направленных на решение проблемы. Ведь воздух столицы больше всего загрязняется оксидами углерода (СО2). Они составляют 65% всех вредных веществ, попадающих в атмосферу. Согласно Стратегии развития Киева, до 2025 года должны уменьшиться выбросы вредных веществ в воздух с 333 т/кв. км до 250 т/кв. км в год.

Недавно на весьма специфическом объекте городского хозяйства - Бортнической станции аэрации - произошла авария. Что необходимо делать, чтобы устранить опасность повторения подобных происшествий?

На этом объекте ежегодно случается по несколько аварий. Слава Богу, до сих пор это были локальные аварии, которые удавалось быстро ликвидировать. Для того, чтобы не допустить настоящей катастрофы, необходимо провести комплексную реконструкцию и модернизацию станции. Ведь, учитывая то состояние, в котором сейчас находится Бортническая станция аэрации и иловые поля, можно сказать, что этот объект является источником опасности глобального масштаба для столицы и городов, расположенных ниже по течению Днепра. Ведь отходы здесь просто складываются и не перерабатываются. Во всем цивилизованном мире об этой технологии уже давно забыли. А если мы будем в дальнейшем применять ее, это может привести к экологической катастрофе.

Сооружения станции, которые обеспечивают очистку сточных вод, запроектированы и построены еще в 50-60 годах прошлого века. Они уже давно устарели как морально, так и физически. Оборудование станции изношено.

Комплексная реконструкция Бортнической станции аэрации - это очень дорогой проект, который требует инвестиций в размере от 500 млн евро до 1 млрд евро. Конечно, местный бюджет не выдержит такого бремени. Поэтому для выполнения этих работ следует применять механизмы государственно-частного партнерства. Думаю, многие компании согласятся принять участие в реализации такого проекта.

В Киеве, как, впрочем, и во всей стране, отсутствуют возможности для утилизации так называемого высокотехнологичного мусора - старых компьютеров, аккумуляторов и батареек. Какой выход из этой ситуации Вы видите?

Действительно, никакие виды электротехники нельзя выбрасывать в обычный мусорник, ведь это опасно для окружающей среды. Например, компьютер содержит не только ценные металлы, такие как медь, серебро, золото, но и вредны - свинец, цинк, ртуть. Поэтому всю технику необходимо утилизировать.

Однако предприятия часто идут на хитрости, чтобы не тратить деньги на утилизацию. Они либо сдают старые компьютеры на хранение, либо передают их по нулевой балансовой стоимости другим предприятиям.

А обычные граждане вообще не имеют возможности сдавать компьютеры или бытовую технику на утилизацию, поскольку у нас отсутствует соответствующая инфраструктура. Поэтому необходимо создавать пункты приема испорченной или устаревшей техники. Это могут быть как автономные пункты приема, так и специальные отделения в магазинах электроники, которые бы принимали старую технику и утилизировали её. Таким путем пошла Германия. Там запрещено выбрасывать в обычный мусорник, например, батарейки - их можно сдать в любой магазин электронной техники.

А в Японии компания Sony организовала специальную службу, которая собирает и утилизирует устаревшие компьютеры своей марки.

Поэтому проблему утилизации высокотехнологичного мусора можно решить путем создания специальных пунктов приема старой или испорченной техники и батареек. После этого следует запретить выбрасывать электронику в обычные свалки.

Источник: Зеленые Украины

  Обсудить новость на Форуме