12:45 06.06.2012 | Все новости раздела "Партия Зеленых"
Чей монитор правдивее? Дискуссия : Виктор Тарасенко и другие
Много лет две территориальных громады боролись против морского порта. Евпаторийская убеждена, что морской торговый порт нужно выносить из города — тяжелые грузовики идут через город, разбивая дороги. Громада Мирного — бывшего военного городка, ставшего неожиданно для себя курортом, — возражала против переноса порта на свою территорию. Ведь в наиболее реальном проекте реконструкции Евпаторийского морского торгового порта речь идет о его переносе на южную косу озера Донузлав. Теперь эти соседи договорились, но вмешался третий.
Ситуация усугубляется тем, что основой хозяйственной деятельности порта являются не столько морские перевозки, сколько добыча песка. Поэтому, говоря о дальнейшей судьбе порта, тему песка обойти нельзя.
У обеих сторон песчаного спора есть свои покровители и противники. На стороне порта выступает Министерство инфраструктуры Украины, против — экологи. Ниже мы практически дословно приводим их аргументы.
Виктор Тарасенко, президент Крымской Академии наук, глава ассоциации «Экология и мир», утверждает, что дальнейшая добыча песка на озере Донузлав скажется на ширине пляжей Евпаторийского побережья:
— Крымская Академия наук провела специальные исследования береговой зоны. Мы написали очень серьезный отчет. Есть тревожная тенденция ухудшения ситуации, то есть исчезновения пляжей в связи с добычей — что в акватории моря, что на берегу. Сасык-Сиваш классически показал эту динамику. Чем больше песка добывали, тем больше воды вливалось в это озеро.
— У вас есть конкретные наблюдения, таблицы, научно обоснованные выводы? — уточняем мы.
— Есть! Есть научные выводы. Нами было сказано так: давайте продолжать добывать песок, если мы хотим, чтобы прорвало еще и донузлавскую пересыпь! Мы понимаем, что нет возможности быстро перестроиться на новые объекты, поэтому давайте ограничим добычу полумиллионом тонн и завершим этот процесс за три года. До этого добывали миллион тонн.
— За миллион тонн там отчитывались, а сколько реально добывали — мы же не знаем!
— Конечно, не знаем. И такая ситуация сохраняется: пилят-пилят сук на котором сидят, а какие-то меры принимают, только когда все обрушится. Неужели необходимо опять выходить, протестовать? Должны же быть умные головы, понимающие всю серьезность возможных последствий, будущего, перспектив Западного Крыма — района, которым сегодня занимается Кабинет министров, президент...
— Где собираются строить целый новый курортный город…
— Да, собираются строить. Но наша задача (Академии наук) опять же — оценить ситуацию с состоянием гидроминеральных ресурсов — лечебные грязи и рапу Сасык-Сивашского, Сакского озера. Насколько они могут обеспечить этот новый курорт, что нужно делать, чтобы они не деградировали. Ведь половина озер Крыма уже уничтожена! Идет опреснение, загрязнение, застройка! Поэтому мы даем рекомендации, что нужно делать, чтобы сохранить и пески Каламитского залива, и озера.
На ту же тему мы беседуем с Евгением Леоновым, главным инженером Евпаторийского морского торгового порта.
— Какова сегодня ситуация с переносом порта на Донузлав? — спрашиваем мы его.
— Мирновский поссовет выделил нам 6,8 земли га на южной косе озера Донузлав. С четырьмя соседями мы все согласовали, но военные (Евпаторийская КЭЧ) отказывают нам в согласовании этого землеотвода. Вчера прошло первое заседание суда, следующее — 12 июня. Туда мы пригласили и Мирновский поссовет, и этих военных. Если мы получим это согласование, мы тут же оформляем госакт на землю, немедленно составляем план и переводим грузовые операции на южную косу.
— Можно ли говорить о сроках, если суды продолжаются?
— Можно! Если в июне решение суда будет в нашу пользу, то к началу сентября будет видно, что мы уже там.
— У вас готов проект?
— Для того, чтобы заказать проект, нужен госакт. Но мы имеем геологию, ситуационный план, по которому прекрасно представляем, что мы будем делать на Донузлаве. Там предусмотрены три вида операций: перегрузка песка, паромная переправа, собираемся привлечь контейнеровозы малой вместимости.
— Паром тот же, что сейчас ходит в Турцию?
— Да, Зонгулдак – Евпатория.
— Лицензию на добычу песка вам то выдают, то отнимают. Какова ситуация сейчас?
— Мы прошли экспертизу в государственной Геологической службе Украины. И огромное количество украинских специалистов подтвердили, нашу правомочность и наличие всех разрешающих документов для Евпаторийского морского порта. Мы считаем необоснованной позицию Азово-Черноморской экологической инспекции, которая ссылается на приказ 2007 года, на старый горный отвод. Они искусственно (не побоюсь этого слова!) сдерживают развитие порта. Кроме того, мы конкурируем с частными структурами, которые тоже собираются добывать песок на озере Донузлав. И почему-то Экологическая инспекция считает, что добыча частных компаний гораздо выгоднее, чем государственного предприятия — порта — хотя песок у нас дешевле.
— Но экологи утверждают, что добыча песка уничтожает евпаторийские пляжи!
— Евпаторийский морской торговый порт заказал мониторинг экосистемы. Его провел керченский Институт Южных морей. Ключевая фраза там: «добыча песка никак не влияет на пляжные территории». У нас есть четыре независимых исследования за последние 20 лет: два ленинградских, киевское и керченское, которые содержат те же выводы.
— Теперь экологи говорят, что может разрушиться пересыпь, отделяющая Донузлав от моря!
— Говорить можно что угодно, но мы предложили им сделать таблицы! Если они занимаются серьезными разработками, пусть покажут, что территория была такая-то, что они каждый год ее замеряют, и она уменьшается… Ничего этого нет, идет голословная полемика, никого ни к чему не обязывающая!
Не будучи специалистами, не сосчитав песчинок, мы не станем судить, кто прав. Но приходится сделать вывод, что стороны этого спора, мониторя ситуацию, видят то, что хотят увидеть. Их мониторы изготовлены разными фирмами.
Ольга Фомина
Источник: Зеленые Украины
Обсудить новость на Форуме