14:01 20.05.2010 | Все новости раздела "Единый Центр"
Виктор Балога: "Ющенко был теоретиком, Янукович еще не стал практиком"
«Єдиний центр» висунув і підтримує 66 кандидатів. Їхній результат стане індикатором того, наскільки близькі виборцям наші гасла й ідеї. Після цього й займемося довгостроковим прогнозуванням», - інтерв’ю лідера Єдиного Центру Віктора Балоги журналу «Профіль»
Лидер партии «Единый центр» Виктор Балога никогда и нигде не заявлял, что его партия оппозиционна к действующей власти, и это – принципиальная его позиция. «Если нужно что-то сделать для пользы страны, это нужно делать, не оглядываясь на партийность того, кто способен осуществить необходимое», – в интервью «Профилю» Виктор Иванович повторил тезис, которым часто пользуется в последнее время. Ведь именно он, по нашим сведениям, и является теневым модератором процессов, происходящих именно в той части политикума, которая оказалась сегодня обделенной государственными должностями и, по сути, игнорируемой новой властью.
Виктор Иванович, что же на самом деле произошло с оппозицией в Украине за несколько последних месяцев?
Оппозиции в европейском понимании сегодня в Украине нет. Есть несколько политических сил и политиков, на счету у которых сегодня лишь декларации их оппозиционности. Здесь, правда, надо различать партии, которые реально влияют на избирателя (в частности, БЮТ и «Наша Украина»), и партии, по сути, одного депутата-лидера: Юрия Кармазина, Николая Катеринчука, Владимира Стретовича, Бориса Тарасюка. Еще несколько общественных деятелей и подзабытых политиков нынче воспользовались просчетами власти для того, чтобы заявить о себе. Но они не понимают, что в действительности происходит в стране, не знают настроений общества, а их идеи не имеют ничего общего с демократией, ибо отрицают другую точку зрения, что недопустимо в демократическом государстве. При этом нет ни ярких идей, ни понятной цели, ни плана конкретных действий. Отсюда непродуманные заявления, малочисленные митинги, взаимные обиды и другие неприглядные вещи. А Юлия Тимошенко, сделав ставку на таких союзников, в сущности, развернулась на 180 градусов и уперлась в стенку, оказалась не то что во вчерашнем дне – в прошлом веке.
То есть Народный комитет защиты Украины не сможет соответствовать своему названию?
Комитет защиты Украины – это, по существу, самодеятельный хоровой коллектив, в котором один из солистов захотел стать еще и художественным руководителем, и главным дирижером. В современном мире эти все призывы «давайте спасать» уже не способны ни поднять людей на протест, ни произвести хотя бы минимальное впечатление на власть. Обратите внимание на абсолютно спокойную реакцию власти на Комитет: кроме насмешки, я не увидел даже малейшей тревоги.
Вы считаете, теперь власть в сторону такой оппозиции и не чихнет?..
События развиваются так, что сейчас на идею эффективной и ответственной оппозиции в Украине некоторые из не очень мудрых спикеров власти спешат положить могильную плиту. Но этого не стоит делать хотя бы потому, что никуда не делся потенциал влиятельных политических сил, которые не согласны с действиями власти. Они сейчас придут в себя и предложат новый оппозиционный формат. Вот тогда власть уже не сможет не заметить оппозицию, у которой будет и цель, и идеи, и план действий.
Наверно, по причине столь длительного ожидания такого нового формата тенденция «сдаваться властям» дошла уже до райсоветов – с мест ежедневно рапортуют о входе оппозиционеров в коалицию с регионалами…
Не надо преувеличивать масштабы «сдачи на милость победителей». Действительно, такое происходит, но не по политическим соображениям, а из корыстных целей. Так было и в 2005-м, когда часть нынешних «хозяев жизни» работала с командой Ющенко и очень внимательно прислушивалась ко всем его пожеланиям. Теперь маятник качнулся в другую сторону. Обидно, но ничего удивительного здесь нет. Но, естественно, нельзя так утверждать по поводу всех региональных элит. В центре, а особенно на западе Украины, у «регионалов» нет большинства в местных советах. Не все представители местной власти, выражающие мнение своих избирателей, в том числе и на востоке, в восторге от действий власти. Вряд ли каждый луганский предприниматель возрадуется конкуренту из России, которого заведет в Украину нынешнее правительство. Это если не упоминать о массовом невосприятии гуманитарных нововведений тандема Табачник–Семиноженко, для наглядной иллюстрации этого тезиса достаточно, чтобы один из них съездил в Тернополь или во Львов.
С учетом объема состоявшихся и продолжающихся назначений на всех уровнях – может ли произойти полная смена государственной элиты? Возможно ли при этом оздоровление государственного организма?
Тотальные назначения на руководящие должности в центре и на местах исключительно с «регионального огорода» не только не оздоровят наш политикум, а увеличат температуру властного организма. Так и до горячки, свертывания крови может дойти! Полностью сменить элиты можно только тогда, когда после прихода к власти одной команды другую в полном составе бросают за решетку. Однако в Украине это невозможно. У нас существующие противовесы по линии восток–запад имеют положительное значение. К слову, не стоит ожидать и того, что с выборами в Верховную Раду, внеочередными или 2012 года, мы получим качественно обновленную политическую элиту. Эволюция нашего политикума медленная и проходит в далеких от демократии ценностных координатах. У нас много двойных стандартов и обмана, тотальная безответственность, коррупция, теневое финансирование партий. Поэтому, собственно, смена политических поколений произойдет только тогда, когда общество впервые даст вотум доверия политическим силам, которые исповедуют и воплощают единственную ценность – Украину. Не в телероликах и на билбордах, а практически. Тогда люди смогут поверить им вторично и выдать политический мандат. Мой прогноз – новое качество украинских политических сил и власти проявится не раньше 2015 года. До того времени будем вынуждены жить с теми, кто у нас есть.
Соответствует ли, в связи с описанной перспективой, сегодняшнее поведение Юлии Тимошенко ожиданиям ее избирателей?
Тимошенко нельзя списывать со счетов, по крайней мере сейчас. Другое дело, если она и дальше будет эксплуатировать левые взгляды и популизм, ее электоральная основа критически сократится. Хотя среди ее избирателей есть крепкое ядро тех, кто любит Тимошенко просто за то, что она такая есть на свете. А главная угроза для Юлии Тимошенко кроется в самой Тимошенко: она всех считает своими конкурентами, поэтому и ведет себя соответствующим образом. Потому, несмотря на риторические призывы, она и не смогла стать одним из объединительных элементов оппозиции.
Свидетельствует ли перспектива вызова Юлии Владимировны в прокуратуру о наличии у действующей власти продуманного плана борьбы за единомыслие?
Власть сейчас будет делать все возможное, чтобы Тимошенко нервничала. Очевидно, что вытянутое на свет тухлое дело не имеет цели доказать состав преступления и соответственно наказать фигурантку. А вот ограничить ее активность, сковать свободу передвижения, наконец, через некоторое время вынести обвинительный приговор и дать условный срок – такое развитие событий вполне вероятно.
Здесь для Тимошенко тоже готовят ловушку: она будет постоянно говорить о репрессиях, но никакого заключения не последует, и потому ей постепенно перестанут верить. Если бы ее действительно хотели посадить в тюрьму, то расследованием того, куда правительство Тимошенко расходовало бюджетные средства, занялись бы не какие-то сомнительные американские конторы, а авторитетные международные компании, причем в тесном взаимодействии с отечественными правоохранительными органами. И тогда в судебном вердикте не было бы сомнений. А так затеянный аудит – инструмент давления на Тимошенко, а не компетентная проверка.
Как вы «со стороны» оцениваете первый квартал работы новой власти: скоро – 100 дней работы Виктора Януковича на посту президента, правительство трудится два с половиной месяца… В каких из действий государственного руководства Украины, возможно, заложены «мины», способные взорваться?
Времени прошло достаточно, чтобы позволить себе говорить, что обещанные реформы все еще на стартовых позициях. И это если поверить, что власти действительно готовы их проводить, в чем, к сожалению, есть основания для сомнений. Прежде всего, принят затратный государственный бюджет со скрытым дефицитом. Его составили таким образом, чтобы предоставить МВФ приемлемую цифру для получения новой кредитной линии. На самом же деле в бюджете остались огромные дыры, а источником их покрытия предполагаются те же иностранные заимствования. Далее: пополнять бюджет правительство предполагает проверенным способом – через увеличение налогов и акцизов. Но этот рост будет не стимулировать экономику, а обваливать целые отрасли, бить по среднему классу и загонять экономику в тень. Нельзя выжать из тощей коровы 50 литров молока. Правительство же пытается с неразвитой экономики собрать жирные налоговые сливки. Антикризисные меры в большинстве европейских стран предусматривают сокращение бюджетных расходов на социальные программы, их перенос на более поздний срок. А наше правительство заявляет, что готово поднять зарплаты бюджетникам не на какую-то вразумительную сумму, а в разы. Также в Европе инвестируют в инфраструктурные проекты, в реальный сектор, в инновационные технологии, а у нас не заявлена ни одна подобная программа. Еще и пенсионные расходы увеличиваются без пенсионной реформы. Но экономика не может зарабатывать деньги только для того, чтобы постоянно поднимать ассигнования на тех, кто не создает материальных благ и не предоставляет услуг. На то, чтобы из государственного бюджета финансировать помощь тем, кто не хочет зарабатывать себе на жизнь и просто объявляет себя бедным! Если большая часть государственных доходов пойдет «на еду», эволюция страны забуксует.
Но, возможно, есть расчет на российские энергоносители и прочие преференции…
Да, правительство постоянно заявляет о выигрыше от снижения цены на российский газ. При этом почему-то не говорится о необходимости демонополизации газового рынка, привлечения в него частного капитала, создания внутренней конкуренции предложений. Ведь на Западе не президенты и правительства занимаются поставками газа, а частные энергокомпании. К слову, во всем происходящем проявилось некоторое сходство между Ющенко и Януковичем. Первый Виктор не смог провести радикальных реформ, а второй пока не проявляет желания наконец их начать. Один был теоретиком, другой еще не стал практиком. При этом были приняты несколько государственных решений, которые уже создали угрозу национальным интересам, безопасности и целостности государства. В день заключения Харьковских соглашений я предупреждал, что они таят в себе угрозу потери Крыма и являются первым шагом для дальнейшего обострения сепаратизма, укрепления полуострова как анклава российских интересов. И вот факт: менее чем через месяц в Севастополь возвращаются сотрудники российских спецслужб. И явно не для участия в параде…
Полностью согласен с мнением второго президента Украины Леонида Кучмы: не стоит с кондачка браться за государственные дела. Ничто не мешало Януковичу посоветоваться со своими предшественниками, корона не упала бы. Вообще во избежание ошибок ему стоило бы регулярно обсуждать свои планы в сфере государственных интересов и с Кравчуком, и с Кучмой, и с Ющенко – теми, кому народ доверял решение вопросов подобного уровня. Нужен также диалог президента с экспертной средой, неправительственными организациями, лидерами общественного мнения. Пока же на решения Януковича влияет премьер Азаров и очень узкий круг людей из Администрации президента. Такой подход, по сути, обрекает главу государства на новые провалы. Которых, уверен, в большинстве своем можно было бы избежать.
Какова же ближайшая политическая перспектива в стране?
Сейчас и в ближайшем будущем политику в стране во многом будет определять экономика. Если действующей власти удастся провести непопулярные, но необходимые преобразования, достичь видимых результатов своей работы, она получит общественный мандат на дальнейшее существование. Если же страна окажется в экономической пропасти по причине популизма власти и нежелания перемен, тогда на первый план выйдут политические силы с требованием смены власти.
Как вы ведете свое партийное строительство и как оцениваете перспективы «Единого центра» на ближайших парламентских выборах, когда бы они ни были?
Маленькая репетиция у нас будет уже через месяц, 20 июня, на местных выборах. «Единый центр» выдвинул и поддерживает 66 кандидатов. Их результат станет индикатором того, насколько близки избирателям наши лозунги и идеи. После этого и займемся долгосрочным прогнозированием.
Источник: Единый Центр
Обсудить новость на Форуме