08:45 14.12.2007 | Все новости раздела "Яблоко"
Жалоба Председателю Центральной избирательной комиссии Чурову В.Е. от члена Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Слесарева В.Н.
2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. Политическая
партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» столкнулась
в ходе выборов, а особенно в ходе дня голосования и подведения итогов
с явлениями, которые нельзя квалифицировать как просто «нарушение законодательства».
Наблюдатели от партии, члены избирательных комиссий с правом совещательного
и решающего голоса, а также избиратели фиксировали несоблюдение норм
избирательного законодательства, вмешательство в процесс проведения
голосования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Принуждение и давление, повсеместно оказываемое на избирателей, попрание
права на свободное волеизъявление позволяют нам утверждать, что выборы
были непрозрачны, недемократичны и проведены с нарушением законодательства
о выборах и Конституции Российской Федерации.
1. Нарушение статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
а именно п.3., указывающего, что «Участие гражданина РФ в выборах и
референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать
воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию
в выборах и референдуме или воспрепятствовать его свободному волеизъявлению»,
а также статьи 32 Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам
право свободно избирать органы государственной власти.
1.1. В г. Набережные Челны Республики Татарстан, в котором градообразующим
предприятием является «КамАЗ», под угрозой увольнения принуждали не
только явиться на избирательный участок, но и проголосовать за политическую
партию «Единая Россия». На всех избирательных участках присутствовали
представители предприятия, у которых проголосовавшие «камазовцы» должны
были отметиться по рабочему табелю предприятия. Такая же система контроля
была установлена за студентами ВУЗов города и работниками бюджетных
организаций. Представителями партии было направлено заявление о готовящемся
нарушении в избирательные комиссии, а также в Прокуратуру г.Набережные
Челны (см. Приложение). Однако несмотря на то, что заявление было принято,
рассмотрено, и 01.12.2007 в адрес заявителей Прокуратурой был направлен
ответ с указанием на недопущение подобных нарушений, в день голосования
в г. Набережные Челны наблюдатели партии «Яблоко» зафиксировали повсеместное
нарушение законодательства в части препятствования свободному волеизъявлению
граждан. Мы располагаем письменными, фото- и видеодоказательствами (Приложение
- CD диск) по более чем 40 участкам Республики Татарстан, в т.ч. №№
2030, 2052, 2053, 2056, 2057, 2061, 2068, 2069, 2070, 2094, 2095, 2096,
2126, 2127, 2148, 2149, 2174, 2178, 2179, 2184, 2185, 2186, 2187, 2188,
2189, 2190, 2192, 2195, 2194, 2196, 2198, 2199, 2200.
В газете «Челны ЛТД» №49 (733) от 5 декабря 2007 года были опубликованы
следующие слова мэра города И.Халикова : «И «КАМАЗ», и бюджетные организации
в этом году решили провести анализ какое количество и кто голосует на
избирательных участках. Я считаю, это право организаций. То, что высокая
явка, возможно, этим обеспечена, - я с вами согласен. Но, в общем, считаю,
это правильно решение…Главное чтобы эти люди…учитывали только сам факт
явки на выборы». Подобным выступлением мэр публично подтвердил, что
людей фактически принуждали приходить на избирательные участки.
В настоящее время собирается информация и по другим участкам. По предварительным
данным, аналогичная ситуация была на всех участках, что позволяет усомниться
в объективности волеизъявления во всем г. Набережные Челны Республики
Татарстан (см. Приложение).
1.2. В Республике Татарстан за несколько дней до выборов генеральный
директор ООО «Ак Барс Торг» вызвал к себе гражданку Шушарину Л.Г., и
сообщил, что в прошлых выборах она участия не принимала. И настойчиво
попросил ее «проявить сознательность».
1.3. Челябинск: на жилых домах расклеены объявления: «Те дома, которые
дадут наивысший процент явки, будут бесплатно отремонтированы».
1.4. Губернатор Псковской области М. В. Кузнецов на совещаниях с сотрудниками
органов местного самоуправления, руководителями структурных подразделений
администрации области, предприятий и организаций, а те, в свою очередь,
с главами сельских и городских поселений, руководителями местных предприятий
и организаций, гражданами, говорили о том, что в случае недостижения
партией «Единая Россия» уровня поддержки избирателей в 71% территории,
предприятию, организации и т.д. будет сокращено или прекращено финансирование
из бюджета, в сельской местности снято автобусное сообщение, услуги
оказания медицинской помощи, закрыты магазины розничной торговли и т.д.
Таким образом, подтверждается не только факт оказания давления на избирателей со стороны администрации и руководства, но и факт представления в организации списков проголосовавших сотрудников. Все личные данные избирательницы находятся в нашем распоряжении и могут быть представлены Центральной избирательной комиссии.
Мы располагаем огромным количеством подобных фактов оказания давления на избирателей, нарушающих статью 32 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.3 Федерального закона о гарантиях, а также статьи 141 Уголовного кодекса. Однако граждане настолько напуганы руководством своих предприятий, государством, что боятся открыто говорить о давлении и обращаются к нам с условием о неразглашении информации о них и местах их работы.
2. Существенные нарушения по подведению итогов и составлению итоговых
протоколов, влекущее последующее признание итоговых протоколов недействительными
и отмену результатов голосования на избирательных участках.
2.1. В день голосования от наблюдателей из многих субъектов РФ стала
поступать информация об устных распоряжениях, переданных всем председателям
участковых комиссий, что заверенные копии протоколов УИК об итогах голосования
надо выдавать наблюдателям только после принятия вышестоящей ТИК, что
является грубейшим нарушением требований пп. 26, 27 ст.79 ФЗ «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
(далее ФЗ «О выборах…») и является предусмотренным законом основанием
для отмены результатов голосования. Партия «Яблоко» постаралась пресечь
это нарушение, направив предупредительные жалобы в Московскую городскую
избирательную комиссию и Центральную избирательную комиссию РФ (см.
Приложение). Ответ, направленный комиссиями в наш адрес, содержал утверждение,
что все нижестоящие комиссии извещены о необходимости тщательного соблюдения
избирательного законодательства при подведении итогов. Однако при этом
устно отдавались распоряжения противоположного содержания, о чем свидетельствует,
например, копия жалобы наблюдателя Партии «Яблоко» Островского С.А.
в УИК № 2935 (г.Москва) на отказ в выдаче заверенной копии протокола
непосредственно после подписания итогового протокола, на котором председатель
УИК собственноручно указала, что выдача копий предусмотрена после принятия
протокола ТИК. (см. Приложение).
2.2. Требование п.1 ст.79 ФЗ «О выборах …», содержащее норму о непрерывности
подведения итогов голосования с момента закрытия избирательного участка
для голосования с 20 часов до подписания итогового протокола, нарушалось
комиссиями в массовом порядке. УИКи делали длительные перерывы в своей
работе, а руководство комиссий удалялось с территории участков для консультаций
(см. Приложение).
2.3. Внесение изменений в итоговые протоколы УИК регламентируется статьями
79 и 80 ФЗ «О выборах …», согласно которым на соответствующее заседание
комиссии должны быть приглашены все присутствовавшие при подведении
итогов и подписании ранее составленного протокола. Но, в нарушение приведенной
нормы, в массовом порядке составлялись новые протоколы без извещения
представителей партии «Яблоко», что позволяет нам утверждать о грубом
нарушении установленного законом порядка подведения итогов голосования,
то есть «переписывании» протоколов (в г.Москве УИК №№ 3, 7, 88, 110,
118, 454, 677, 699, 751 963, 1159, 1972, 2050, 2072, 2129, 2366, 2415,
2491, 2552 и т.д.). Так на участке № 84 (г.Москва) комиссия, подводя
итоги казалось бы в установленном законом порядке, после поездки в ТИК
привезла протокол иного содержания (см. Приложение - копия акта, составленная
представителями различных партий: членами УИК № 84 Сысоева С.Ю. и Бальян
А.П., наблюдателя Полтавской Н.Н.)
2.4. Контроль за правильностью обработки списков избирателей, сортировки
и подсчета избирательных бюллетеней предусмотрен п.7 ст.79 ФЗ «О выборах…».
Но руководство многих комиссий в нарушение приведенных норм под всевозможными
надуманными предлогами отказывало в этом, что невольно заставляет усомнится
в итоговых результатах голосования соответствующих комиссий (см. Приложение
- копия решения УИК № 1231 от 2.12.2007г. об отказе в ознакомлении со
списками избирателей).
2.5. Факты нарушения пп. 3 - 27 ст.79 ФЗ «О выборах…» зафиксированы
нашими наблюдателями практически во всех субъектах РФ, например на участках
№№ 2, 45, 84, 88, 104, 109, 157, 858,869, 870, 872, 873, 1967, 2304,
2308 -2351 (г.Москва), №№ 230, 272, 290, 226 (Московская область), №3274
(г. Пермь), №№ 1461, 1485, 1451,1636, 1689 (г.Екатеринбург), №85 (г.Казань)
и т.д.
3. Нарушение прав наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом
совещательного голоса.
3.1. В нарушение требований ряда статей Федерального закона «О выборах
…» массово нарушались права наблюдателей и членов комиссий с правом
совещательного голоса: на многих участках Москвы запрещали приближаться
к столам с избирательной документацией ближе и визуально наблюдать за
ходом голосования, особо активных представителей запугивали удалением
с участков. Так, наблюдателю Васильевой А.А. на УИК № 2443 (г.Москва)
было вынесено предупреждение за требование «предъявить документы, не
касающиеся наблюдателей» (см. Приложение). Мы полагаем, что ЦИК РФ должна
разъяснить понятие документов, «не касающихся наблюдателей» и находящихся
на территории избирательного участка.
3.2. На участке № 157 в нарушение избирательного законодательства по
распоряжению Председателя УИК был удален члена УИК № 157 с правом совещательного
голоса Башкиров П.Е. При этом Башкирову П.Е. копия решения не была выдана,
чем уже было нарушено его право обжалования незаконных действий УИК.
3.3. Повсеместно наблюдателям отказывали в принятии заявлений и жалоб
на нарушения избирательного законодательства - УИК №№ 156, 1967 (г.Москва),
№3274 (г.Пермь), №№1619,1636 (г.Екатеринбург) и т.д.
3.4. В нарушении п.5 ст.30 в г.Екатеринбурге на УИКах №№ 1405, 1437,1435,1434,
1339 присутствовали одновременно по 2 наблюдателя от партии «Единая
Россия».
4. Нарушение установленного порядка голосования с использованием открепительных
удостоверений и порядка включения избирателей в список избирателей в
день голосования на этих выборах продемонстрировало слабость закона
в этой части и способности избирательных комиссий к нехитрым манипуляциям.
Открепительные удостоверения не изымались, тем самым нарушался п. 7
статьи 74 ФЗ «О выборах…». Все это способствовало также нарушению свободного
волеизъявления граждан, которых заставляли брать на участках открепительные
удостоверения и голосовать на участках, указанных работодателем.
4.1. По г.Москве нашими наблюдателями зафиксированы следующие факты:
· Головинский район: на всех УИКах (№№ 306,317,328,310,305) зафиксировано
одинаковое число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям
(далее ОУ);
· УИК №53: очередь из избирателей, голосующих по ОУ (в общем 300 человек);
· Курский вокзал, УИК №1001: массовое голосование по ОУ, без включения
в списки избирателей, по спискам людей, сотрудников различных организаций;
· Северное Чертаново, УИК №1955: автобус с работниками ЖЭКА;
· УИК №2045: голосование 400 студентов по ОУ;
· ЦАО: зафиксирован автобус с госномером ВЕ740, регион 33. На выходе
из автобуса «яблочники» разговаривали с пассажиркой. «Ну приехали из
Коврова, нам на работе бесплатную экскурсию организовали. Были с утра
на Красной площади, теперь вот ездим голосуем»;
· УИК №40: наблюдатель зафиксировал, как сотрудница Управы раздает группам
избирателей открепительные удостоверения, после чего они голосуют;
4.2. По территории Российской Федерации также повсеместно фиксировались
подобные нарушения:
· Астрахань: в Госуниверситете всех студентов обязали взять ОУ, и проголосовать
за «Единую Россию», тех , кто не успел взять ОУ, включали в списки избирателей
без каких либо документов;
· Ростовская обл., УИК 2585: пресечена попытка массового повторного
голосования солдатами;
· Челябинск, УИК №2222: массовое голосование по ОУ;
· Казань, УИК 81: массовое голосование без ОУ лиц, не включенных в списки
избирателей;
· Пермь, УИК 2862: участок не оборудован, находится в приюте для БОМЖей.
Голосование по заявлениям, без включения в списки, по ОУ, которые в
нарушение п.7 ст.74 ФЗ «О выборах…» не изымались;
· Великие Луки, УИК №103: зафиксировано двойное голосование по ОУ.
5. Массовое нарушение порядка голосования избирателей вне помещения
для голосования (статья 77 ФЗ «О выборах…»).
5.1. Псков: Избирательные участки №№ 1-90: 30 ноября 2007 года во время
заключительной приемки избирательных участков перед днем голосования
председатели участковых избирательных комиссий в г. Пскове получили
от объезжавших участки лиц, представлявших территориальную избирательную
комиссию г. Пскова и администрацию г. Пскова рукописные списки избирателей,
проживающих на территории данного избирательного участка и якобы желающих
проголосовать 2 декабря 2007 г. вне помещений для голосования. В списки
были включены лица разного возраста, в том числе 1970-1980-х годов рождения,
без указания причин голосования вне помещений для голосования. По имеющейся
у нас информации, указанные списки были составлены по результатам поквартирных
обходов агитаторов партии «Единая Россия», которые в своих маршрутных
листах поименно фиксировали избирателей, которые высказывались в поддержку
данной партии. По имеющейся у нас информации, неким специальным представителям
от партии «Единая Россия» в день голосования на избирательных участках,
возможно, в статусе наблюдателей от данной политической партии и членов
участковых избирательных комиссий от этой партии с правом совещательного
голоса предписано «контролировать» работу участковых избирательных комиссий
по обеспечению голосования вне помещений для голосования по указанным
спискам. В среднем на каждом избирательном участке число лиц в данном
списке колебалось от 140 до 200. На территории г. Пскова образовано
90 избирательных участков. Всего на территории Псковской области образовано
652 избирательных участка. Общее число избирателей - 589 908 человек.
Таким образом, число лиц, включенных в документы неустановленной законом
формы на территории только г. Пскова, по имеющимся данным, составляет
не менее 17 тысяч человек при общем числе избирателей в городе 168 848
человек (т. е. более 10% от полного списочного состава избирателей).
На председателей участковых избирательных комиссий оказывалось давление
с целью включения данных лиц в реестры граждан, изъявивших намерение
проголосовать вне избирательных участков. Нарушение ст. 77 Федерального
закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
РФ»: «Голосование вне помещения для голосования» и ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование
свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права
на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование
работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности
члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением
им своих обязанностей».
5.2. Избирательный участок № 604 (Псковская область). Городское поселение
«Себеж».
Деревни: Будкевщина, Загады, Затурье, Мальково, Ульяновщина, Эпимахово.
Местонахождение участковой избирательной комиссии в здании Центра досуга,
д.Ульяновщина. Сотрудники организаций, расположенных на территории участка,
получили указание в день выборов явиться на работу и проголосовать в
переносные ящики для голосования.
5.3. г.Екатеринбург, УИК №1364, в процессе голосования вне помещения
был установлен факт включения избирателей в реестр голосующих вне избирательного
участка без их ведома. Выяснилось, что заявления от их имени написал
и подписал социальный работник.
5.4. Организованное голосование групп людей под контролем, что является
также нарушением избирательных прав и воспрепятствованием свободному
волеизъявлению, зафиксировано представителями партии «Яблоко» даже на
участках, организованных за рубежом, в частности в Израиле (на УИК №
5085). При обращении наблюдателя в генеральное консульство, был получен
ответ о том, что подвоз людей был организован физическим лицом с благотворительной
целью (организованная доставка людей пенсионного возраста на избирательные
участки). Добровольность участия лиц пенсионного возраста в голосовании
генеральным консульством не рассматривалась (см.Приложение).
6. Незаконная агитация на избирательных участках в нарушение статьи
56 ФЗ «О выборах…».
6.1. Повсеместно по всей России на УИКах висят портреты Президента РФ
- кандидата от партии «Единая Россия» (см. Приложение);
6.2. В зале ожидания аэропорта г.Архангельска весь день демонстрировались
агитационные ролики партии «Единая Россия»;
6.3. Пермь, УИК 2814: раздавали агитационные материалы партии «Единая
Россия»;
6.4. г.Добрянка Пермского края: праздник «День Рождения края» от «Единой
России»;
6.5. Свердловская обл., УИК 1718: автобус ЛДПР с трансляцией обращения
Жириновского.
7. Нарушение п.9 статьи 75, а именно право избирателя голосовать лично
(«Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей
не допускается»).
7.1. г.Тула, УИК №975: на один паспорт выдано 2 бюллетеня
8. Нарушение тайны голосования и свободного волеизъявления граждан
(п.3 ст.3. ФЗ «О гарантиях»)
8.1. Таганский район, Москва: на выездном голосовании члены комиссии
фиксировали за кого голосовали избиратели
8.2. Челябинск, УИК №2222: в кабинке для голосования находился человек
с фотоаппаратом (см.Приложение);
8.3. Практически повсеместно на УИКах в г.Москве отсутствовали шторки
на кабинках для голосования. Они были открытые и располагались таким
образом, чтобы было удобнее видеть, за кого голосует избиратель (см.Приложение);
8.4. В г.Екатеринбурге на УИКах №№1338,1339,1688, 1361, 696, 1461,
9. Фальсификация итогов голосования посредством вброса избирательных
бюллетеней:
9.1. УИК №2, Москва, массовый вброс бюллетеней.
9.2. УИК №1967, Москва, массовый вброс бюллетеней.
10. Нарушение порядка голосования, а именно п.1 ст.75 ( «Голосование
проводится с 8 до 20 часов по местному времени»).
10.1. Челябинск: участок открыли на час раньше, не предупреждая наблюдателей,
что позволило провести ряд неправомерных действий со списками избирателей
в отсутствии наблюдателей на участке.
10.2. УИК №1714 (г.Екатеринбург) не открылся вовремя, т.к. Председатель
ждал пока отзвучит гимн РФ, что безусловно заслуживает уважения, однако
является грубым нарушением закона.
11. Нарушения статьи 73 ФЗ «О выборах…», регламентирующей форму, вид
и защиту избирательного бюллетеня.
11.1. В УИКах, оборудованных КОИБами, наблюдалась выдача бюллетеней
неустановленного образца (без специального знака марки), что является
нарушением п.2 ст.73 ФЗ «О выборах…№ (см.Приложение).
11.2. В г.Екатеринбурге, на УИКе №1503 выдавались бюллетени без печатей,
что является нарушением п.17 ст.73 ФЗ «О выборах….»
12. Нарушение п.2 статьи 62, а именно подкуп избирателей
12.1. г.Санкт-Петербург, у школы № 42 , по улице Новика в г. С. Петербурге
избирателем сделаны снимки развернутой палатки, где предлагается записаться
на получение новогодних подарков от "счастливой десятки" (см.Приложение).
12.2. В процессе голосования на избирательных участках члены участковых
избирательных комиссий Псковской области выдавали гражданам одновременно
с избирательным бюллетенем цветную открытку размером 148 х 105 мм, без
выходных данных, представляющую собой стилизованное изображение Государственного
флага РФ, с текстом: «2 декабря 2007 года. Уважаемый избиратель! Спасибо
за то, что Вы сделали свой выбор! Победа России - это наша общая победа!».
- Признаки агитации за партию «Единая Россия» (лозунг «Победа России»).
Было напечатано 450 000 экз. открыток без выходных данных при общем
числе избирателей 589 908 человек, т. е. в расчете на явку избирателей
более 75%. В соответствии со ст. 75 Федерального закона «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ» «Порядок голосования»
определены документы, которые выдаются избирателю при голосовании членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на избирательном
участке. Этот документ один - избирательный бюллетень. Прямо на территории
избирательных участков открытки обменивались на лотерейные билеты лотереи
«Десяточка» (номер партии «Единая Россия» в избирательном бюллетене).
На зданиях всех без исключения избирательных участков висели плакаты
лотереи «Десяточка» с крупной цифрой «10».
12.3. Тамбов, ул.Мичуринская: у школы 24, представители «Единой России»
выдают по 100 рублей за голос за «Единую Россию» (подтверждение- фотография
на мобильный телефон).
К сожалению, спешка, при которой избирательные комиссии всех уровней подводят итоги результатов голосования, не дает политическим партиям возможности представить все документы, подтверждающие нарушения избирательного законодательства, и провести тщательный анализ жалоб и протоколов всех субъектов Российской Федерации в чрезвычайно короткие сроки (5 дней). В партию «ЯБЛОКО» продолжают поступать документальные подтверждения нарушений. В то же время и избирательные комиссии были поставлены таким решением в условия, когда они не могли осуществить тщательную проверку фактов нарушений на их территориях. Мы заявляем, что продолжаем анализ нарушений, и, в соответствии с п.2 ст.92 ФЗ «О выборах…» будем обращаться в соответствующие суды.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 21 и статьей
70 Федерального закона №67-ФЗ, прошу:
1. В установленные сроки провести по данным фактам проверку.
2. В случае установления фактов нарушений, не позволяющих достоверно
определить действительную волю избирателей, признать итоги голосования
на указанных участках недействительными.
3. Заслушать на заседании Центральной избирательной комиссии объяснения
представителей соответствующих органов власти. В случае установления
в действиях сотрудников соответствующих органов власти признаков правонарушений,
привлечь их к юридической ответственности в пределах своей компетенции.
4. В случае установления признаков нарушений, носящих уголовно-процессуальный
характер, направить материалы в соответствующие правоохранительные органы.
Приложения:
1. копии жалоб на 55 листах.
2. Компакт диск -1 штука.
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме