22:00 18.10.2007 | Все новости раздела "Яблоко"

Окружающая среда и здоровье человека

Введение

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» всегда считала экологические проблемы важнейшими во внутренней и внешней политике страны, отражала их во всех своих программных документах и практических действиях. Создание в 2006 г. РОДП «ЯБЛОКО» фракции «Зеленая Россия» (на основе незарегистрированной властью одноименной партии) придает новый импульс экологической политике «ЯБЛОКА».

Настоящая программа включает основные положения экологической политики, которую РОДП «ЯБЛОКО» намерена проводить в Государственной Думе.

1. Стратегические цели

и принципы экологической политики

Уровень экологически зависимой смертности составляет около 500 тыс. человек в год* и является одной из главных причин демографического кризиса России. Большая часть россиян живет в условиях повышенного и опасного загрязнения атмосферы, воды и почв. Небывалого масштаба достигло разрушение природы страны. Недальновидно, хищнически и анти-конституционно** используются богатые природные ресурсы страны. Широко нарушаются закрепленные в Конституции РФ экологические права граждан***.

* данные Всемирной организации здравоохранения (2007 г.).

** В Конституции России записано: «природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения…»

*** Среди экологических прав граждан - право на благоприятную окружающую среду, на здоровье, на компенсацию ущерба, нанесенного экологическим правонарушением, на информацию об окружающей среде.

Стратегические цели экологической политики

РОДП «ЯБЛОКО»:

увеличение средней продолжительности жизни россиян за счет сокращения

экологически зависимой заболеваемости и смертности;

обеспечение благоприятной среды обитания для настоящего

и будущих поколений;

обеспечение экологической безопасности и экологически

устойчивого развития страны;

обеспечение неистощительного, рационального использования и охраны

природных ресурсов.

Принципы экологической политики

РОДП «ЯБЛОКО»:

приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций экосистем

по отношению к хозяйственному использованию природных ресурсов;

приоритет обеспечения здоровья населения при принятии всех политических и экономических решений;

социально справедливое распределение доходов от использования

общенациональных природных ресурсов и доступа к ним;

государственное регулирование (контроль и мониторинг) состояния среды

и использования природных ресурсов;

возмещение гражданам и окружающей среде ущерба, наносимого

экологическим правонарушением;

учет при принятии управленческих решений научных принципов

предосторожности, жизненного цикла продукции и устойчивого развития;

обеспечение широкого участия гражданского общества, местного самоуправления и деловых кругов в разработке и реализации государственной экологической политики;

участие в международных усилиях по минимизации последствий антропогенного давления на биосферу планеты.

2. Направления

экологической политики

Экологическая политика партии «ЯБЛОКО» включает разнообразные конкретные действия.

2.1. Сократить уровень загрязнения атмосферного воздуха

Более 62 млн россиян живут в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферы.

Резкое снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных территорий путем:

снижения выбросов стационарных источников применением экономического

стимулирования (в т.ч. принципа «загрязнитель платит»);

сокращения транспортного загрязнения (см. также раздел «Транспорт»);

снижения выбросов кислотообразующих соединений, газов и аэрозолей, меняющих естественные свойства атмосферы - электропроводность, прозрачность, химический состав (парниковых газов, разрушителей озонового слоя, и т.п.).

2.2. Обеспечить качество питьевой воды

В результате загрязнения поверхностных и подземных вод, применения несовершенных технологий водоподготовки и низкого качества разводящих сетей каждый второй житель РФ использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В большинстве регионов России значительная часть сточных вод сбрасывается в поверхностные водоемы без очистки или недостаточно очищенной.

Обеспечение нормативного качества питьевой воды за счет:

улучшения водоподготовки и перехода на современные технологии очистки питьевой воды и сточных вод;

замены изношенных разводящих сетей;

прекращения использования питьевой воды в технических целях;

перехода преимущественно на подземное водоснабжение;

учета качества воды в стоимости коммунальных услуг;

сокращения удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;

усиления охраны поверхностных, грунтовых и подземных вод, водоохранных зон, берегов внутренних водоемов и морских побережий:

обеспечения канализацией всех районных центров и образовательных учреждений;

прекращения сброса неочищенных или недостаточно очищенных вод в водостоки и открытые водоемы.

2.3. Решить проблему бытовых отходов и свалок

Рост объемов твердых бытовых отходов (ТБО) повсеместно ведет к слабо контролируемому росту (ежегодно в стране в среднем на 7%) числа и площадей легальных и нелегальных свалок и полигонов ТБО. Доля перерабатываемых отходов не превышает 5%, распространяются опасные технологии мусоросжигания.

Для решения проблемы бытовых отходов и свалок:

внедрить систему раздельного сбора мусора, доведя уровень повторного использования отходов до 35% общего объема через 5 лет, и до 70% - через 10 лет;

ликвидировать нелегальные свалки;

обеспечить санитарно-экологическую безопасность существующих полигонов твердых бытовых отходов;

ужесточить санкции за замусоривание дорог, мойку автотранспорта вблизи водоемов; поддержать движения по добровольному патронажу участков дорог;

ужесточить санкции за сжигание мусора (в т.ч. автомобильных покрышек).

2.4. Остановить ухудшение экологической обстановки в городах

Новое жилищное строительство в городах идет в основном по пути уплотнительной (точечной) застройки сложившихся районов. Это резко ухудшает экологическую обстановку микрорайонов, ведет к подтоплению территорий, когда глубоко проникающие фундаменты высотных зданий нарушают сложившуюся гидрогеологическую обстановку. Практически все строительство в городах идет с нарушением градостроительных норм и правил. Изменения в Градостроительном кодексе (2006 г.) ведут к дальнейшему ухудшению экологической ситуации в городах.

Для того чтобы остановить ухудшение условий жизни многих в интересах немногих, необходимо:

вернуть в Градостроительный кодекс требования обязательности экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз;

принять региональные законы, препятствующие изменениям исторического облика городов и ухудшения экологической ситуации в микрорайонах;

строить новые многоэтажные жилые и офисные задания только при возможности обеспечения их достаточным числом машиномест;

расширять зеленые и лесопарковые зоны внутри и вокруг поселений, в т. ч. за счет территорий, освобождаемых от промышленных предприятий;

решить проблемы с транспортным загрязнением (см. раздел «Транспорт»).

2.5. Сохранить леса России

Площадь, занятая спелыми лесами в России, сокращается. Рубки ведутся все более хищнически. Лесной кодекс (2006 г.) ослабил систему государственной защиты лесов, ослабил охрану пригородных и городских лесов. Огромной проблемой лесопользования являются нелегальные рубки, масштаб которых в некоторых регионах превосходит легальные.

Для сохранения лесов и организации устойчивого лесопользования необходимо:

отменить положения Лесного кодекса, ограничивающие общественные обременения;

восстановить в полном объеме государственную лесоохрану (включая противопожарные авиаотряды);

восстановить право лесников назначать административные наказания за незаконные рубки;

запретить перевод в нелесные земли земель пригородных и городских лесов, других охраняемых лесов;

сократить экспорт необработанной древесины;

главной формой лесопользования сделать долгосрочную аренду с обязательным лесовосстановлением;

очистить российский лес от недобросовестных лесопользователей и лесных браконьеров;

обеспечить эффективный государственный контроль за использованием лесных ресурсов (в т.ч. за соблюдением запрета на рубки кедра, ореха, бархата, других особо охраняемых видов древесных растений на Дальнем Востоке, Сибири, Кавказе);

поддержать агролесомелиорацию, лесозащиту и лесовосстановление.

2.6. Развязать транспортный узел

В крупных городах скорость движения автомашин падает. При сохранении современных тенденций в Москве через 8-9 лет она составит 5 км/час. Загрязнение воздуха транспортом стало важнейшей причиной роста загрязнения воздуха в городах.

Для решения транспортной проблемы в городах необходимо:

обеспечить преимущественное развитие скоростного и комфортабельного общественного транспорта (в т.ч. вынос линий метро за пределы городской черты);

сократить число паркующихся на улицах и газонах автомашин путем строительства многоэтажных стоянок в каждом квартале;

развивать массовое велосипедное движение в городах;

сооружать больше разноуровневых развязок и переходов;

использовать малотоксичные топлива и двигатели с малотоксичным выхлопом;

повысить энергоэффективность и экологическую безопасность воздушного, трубопроводного, водного транспорта;

поэтапно выводить из эксплуатации суда с ядерными установками.

2.7. «Развернуть» здравоохранение и медицину к экологии

Экологически зависимая заболеваемость и смертность вносит огромный вклад (около 500 тыс. дополнительных смертей в год) в российскую демографическую катастрофу. Менее очевиден, но не менее опасен экологический вклад в увеличение уровня бесплодия.

На основе сравнительной оценки рисков для здоровья населения необходимо разработать и осуществить специальные программы:

по снижению экологически зависимой заболеваемости и смертности;

по поддержке и восстановлению репродуктивного здоровья.

Определить порядок возмещения гражданам вреда, причиненного экологическим правонарушением;

определить порядок оказания дополнительной медицинской помощи и санаторно-курортного обеспечения гражданам (в первую очередь - детям, беременным и кормящим), постоянно проживающим в зонах экологического бедствия;

установить порядок выделения и реабилитации зон экологического неблагополучия и экологического бедствия;

обеспечить государственную поддержку территорий и граждан, пострадавших от производства, испытаний и применения атомного, химического и биологического оружия, а также ядерно-радиационных катастроф;

обеспечить переселение граждан из санитарно-защитных зон;

обеспечить санитарно-экологическую безопасность жилища, одежды, бытовой техники, других предметов домашнего обихода и материалов, используемых в жилищном строительстве;

обеспечить санитарно-экологическую безопасность источников электромагнитного излучения;

наладить эффективный контроль, исключающий реализацию опасных (поддельных и просроченных) медикаментов.

2.8. Повысить энергоэффективность и развивать

возобновляемую энергетику

Сегодня в России на создание единицы валового внутреннего продукта затрачивается больше энергии и природных ресурсов, происходит больше выбросов и сбросов загрязняющих веществ и твердых отходов, чем в 1990 г. Экономика страны становится все менее эффективной, а страна - все более грязной.

Для экологически безопасного энергообеспечения нужно:

поддержать использование возобновляемых источников энергии (низкотемпературных геотермальных, ветровых, солнечных, бесплотинных, приливных);

стимулировать разработки в области альтернативной энергетики;

поддержать энергосбережение;

поддержать децентрализацию производства энергии;

отказаться от строительства новых атомных станций на основе существующих технологий; выводить из эксплуатации атомных станций по мере исчерпания их ресурса.

2.9. Обеспечить экологически безопасное развитие промышленности

Промышленный спад 1990-х гг. не был использован для технологического обновления промышленности: промышленное развитие идет с нарастанием выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы - за счет использования более дешевых технологий, опасных для природы и человека.

Для обеспечения экологически безопасного развития промышленности:

поддержать использование ресурсосберегающих и малоотходных технологий, производств с высокой степенью переработки сырья;

стимулировать использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ;

поддержать производство продуктов, рассчитанных на долговременное использование;

обязать производителя отвечать за произведенный продукт в течение всего цикла его существования (от производства до утилизации);

внедрить принцип хранения и переработки в местах образования опасных отходов.

2.10. Безопасно и рационально использовать нефтяные

и другие невозобновляемые ресурсы

Огромные территории загрязнены нефтепродуктами, на факелах сжигается более 20 млрд м3 попутного газа: при добыче и транспортировке теряется ежегодно около 10 млн тонн нефти. Государственный контроль за соблюдением природоохранных норм в нефтегазовой и других отраслях предельно ослаблен.

Для экологически безопасного развития необходимо:

многократно сократить объемы сжигания попутного газа;

ужесточить государственный контроль за добычей и транспортировкой нефтепродуктов, не оставляя без внимания ни один случай загрязнения среды;

прекращать действие лицензионных соглашений (отзывать лицензии) при нарушении условий природопользования нефтедобывающими компаниями;

поддержать комплексное природопользование (в т.ч. путем развития наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств);

минимизировать отходы при добыче и переработке извлекаемых полезных ископаемых;

поддержать производства по извлечению полезных компонентов из отвалов.

2.11. Восстановить рыбное хозяйство

Численность осетровых в Волго-Каспийском бассейне сократилась в 10 раз, существенно уменьшились промысловые ресурсы в Баренцевом и дальневосточных морях. Объем доходов от нелегального использования водных биоресурсов превышает государственные расходы на охрану живой природы.

Для восстановления устойчивого рыбного хозяйства на внутренних водоемах и прибрежных водах:

сделать браконьерство невыгодным, перекрыв каналы сбыта;

поддержать переход от промысла к хозяйству (рыборазведению, аквакультуре) как стратегии развития рыбной отрасли;

поддержать искусственное воспроизводство ценных видов рыб (осетровых, лососевых, сиговых и др.);

сократить загрязнение естественных водоемов;

усилить охрану критических местообитаний;

применять в управлении водными ресурсами интегрированное управление и бассейновый принцип.

2.12. Учитывать экологические требования при развитии территорий

Экологически непродуманное развитие территорий опасно для общества. Уже сейчас ущерб от развития промышленности в ряде регионов выше валового регионального продукта.

Только экологически взвешенное развитие территорий обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие. Для этого необходимо:

внедрение природно-ландшафтного, в т.ч. бассейнового, принципа управления хозяйственным развитием территорий;

преимущественное развитие природо-нарушающих производств на уже трансформированных территориях; заповедание территорий неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью;

запрет превышения экологической емкости экосистем при развитии неосвоенных территорий;

учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования; минимизация фрагментации природных сообществ при развитии инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и т.п.);

реабилитация территорий, загрязненных в ходе производства атомного, химического оружия и ракетно-космической деятельности;

рекультивация земель, нарушенных хозяйственной деятельностью в прошлом;

обеспечение экологической безопасности мест, пострадавших от атомных взрывов;

поддержка экопоселений (в т.ч. родовых поместий и имений);

приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий традиционного проживания.

2.13. Сохранить биоразнообразие

В Красную книгу Российской Федерации - перечень редких и исчезающих видов животных и растений, - включено 529 видов растений и грибов и 414 видов и подвидов животных. Ежегодно Россия теряет несколько видов животных и растений. На грани исчезновения степи, лесостепи и широколиственные леса Европейской части России, деградируют горные леса, арктические и другие экосистемы.

Сохранение биоразнообразия - важнейшее условие поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы. Для этого необходимо:

радикальное повышение эффективности охраны объектов животного и растительного мира;

разработка программы сохранения редких и исчезающих видов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;

поддержка мер по созданию условий существования диких животных и растений на хозяйственно освоенных территориях;

лицензирование изготовления и оборота орудий массовой добычи животных;

ограничение перечня разрешенных способов охоты и рыболовства с точки зрения их соответствия современной экологической обстановке и этическим нормам (запрет охоты на медведя на берлоге, охоты в период размножения, ставных сетей, использования для добычи новейших технических средств, технологий и приманок);

ужесточение ответственности за незаконный оборот объектов живой природы; обеспечение соответствия размеров возмещаемого ущерба;

контроль проведения акклиматизационных работ; предотвращение инвазий чужеродных видов и распространения генетически модифицированных организмов в природных экосистемах, минимизация последствий этих процессов.

2.14. Сохраненить и приумножить охраняемые территории

С 2001 по 2005 гг. в России не было создано ни одного нового заповедника (такого не было даже в годы Великой отечественной войны), с 1999 г. по 2006 г. не было создано ни одного национального парка. Государственное управление охраняемыми территориями ослаблено. Власть попустительствует незаконному строительству на охраняемых территориях (навечно изъятых из хозяйственного использования для сохранения биоразнообразия и поддержания качества окружающей среды).

Для сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы) необходимы:

восстановление полноценного государственного управления охраняемыми территориями;

разработка перспективных планов создания таких территорий на федеральном и региональном уровнях 

2.15. Развивать экологически чистое сельское хозяйство и обеспечить безопасность продуктов питания

Значительная часть импортируемых кукурузы и сои является трансгенной. Импортные генетически модифицированные компоненты присутствуют в 30% продуктов питания россиян.

Для развития экологически чистого сельского хозяйства неоходимо:

поддержать экологически чистые сельскохозяйственные технологии (замена минеральных удобрений органическими, замена химических биологическими методами защиты и т.д.);

ужесточить ответственность за использование трансгенов в детском питании;

ввести обязательную маркировку продуктов питания на наличие трансгенов;

ввести мораторий на коммерческое использование генетически модифицированных растений и животных до получения убедительных доказательств их безвредности;

обеспечить жесткий контроль за ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически модифицированных форм.

2.16. Обеспечить радиационную безопасность

Радиоактивное загрязнение России унесло жизни сотен тысяч, отразилось на жизни не менее 20 млн россиян, и будет на протяжении многих поколений отзываться страшным генетическим эхом. Недопустимо высок уровень медицинского облучения .

Для обеспечения радиационной безопасности:

обеспечить полное выполнение обязательств государства перед ликвидаторами;

обеспечить государственную поддержку территориям и гражданам, пострадавшим от чернобыльской, кыштымской и других радиационных аварий и катастроф;

выводить из строя исчерпавшие проектный срок работы АЭС;

объявить мораторий на строительство новых АЭС до решения трех проблем: разработки приемлемо безопасного атомного реактора, решения проблем радиоактивных отходов и распространения атомного оружия на основе «мирных» технологий;

придать статус территорий «неконтролируемого захоронения радиоактивных отходов» всем местам проведения «мирных» подземных ядерных взрывов;

обеспечить сбор и утилизацию всех утерянных, бесхозных и разукомплектованных радиоизотопных термоэлектрогенераторов (РИТЕГов) по побережью и шельфу Балтийского, Баренцева, арктических и дальневосточных морей.

резко сократить уровень медицинского облучения населения;

развивать научно-практические исследования по минимизации последствий ионизирующего облучения.

2.17. Защитить братьев наших меньших

В России недопустимо многочисленны факты жестокого отношения к животным. Численность животных регулируется, как правило, с помощью варварских отстрелов или отравлений. Принятый еще в 2000 г. Государственной Думой и Советом Федерации законопроект по защите животных от жестокости по формальным причинам отклонен президентом.

Для защиты животных от жесткого обращения нужно:

принять закон о защите животных от жестокого обращения;

развивать сеть муниципальных и частных многофункциональных приютов для бездомных животных;

запретить использование летальных методов регулирования численности

2.18. Обеспечить экологическую безопасность в развитии обороны

Разработка, испытания и утилизация ядерного, химического и биологического оружия принесли неисчислимо больший ущерб населению страны, чем потенциальному противнику.

Для обеспечения экологической безопасности в деятельности Вооруженных сил:

обеспечить безопасность населения при уничтожении химического оружия, ракет и их пусковых установок, ракетного топлива, утилизации ядерных зарядов и вышедших из строя атомных подводных лодок;

реабилитировать территории, загрязненные при осуществлении ракетно-космической деятельности, в процессе функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса, в процессе разработки, производства, хранения и уничтожения химического оружия;

отказаться от применения экологически опасных видов оружия (в т.ч. обедненного урана, тектонического и климатического оружия);

разработать и реализовать меры по снижению/предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида

2.19. Развивать экологическое образование, науку и культуру

С 2001 г. курс экологии исключен из числа обязательных в средней школе, а с 2006-2007 учебного года заметно сокращены объемы изучения естественно-научных дисциплин. Сокращается государственная поддержка исследований и разработок в области экологии и природопользования.

Для развития экологического образования, науки и культуры необходимо:

включить вопросы экологии в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса (в т.ч. восстановить обязательный курс экологии в средней школе);

включить вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

создавать в контролируемых государством СМИ постоянные программы (рубрики, разделы) по экологическому воспитанию и просвещению;

поддержать экологические общественные движения и благотворительную деятельность, в т.ч. общественных организаций защитников животных;

поддержать экологические исследования, в т.ч. в областях:

- эколого-экономической оценки стоимости природных объектов;

- оценки экологических рисков различных поллютантов и факторов;

- новых источников энергии, продуктов, технологий и материалов;

- последствий глобального и регионального изменения климата;

- воспроизводства возобновляемых лесных, водных, охотничье-промысловых и других биоресурсов;

- замещения невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми;

- сохранения биологического разнообразия;

- технологий экологического контроля и мониторинга.

2.20. Развивать международное экологическое сотрудничество

Хотя у России в наследство от СССР досталось немало соглашений о двустороннем сотрудничестве по охране среды и она является участником многих международных конвенций и соглашений в этой области, международное сотрудничество России по охране природы в последние годы развивается неактивно. Россия не включила проблемы экологии в качестве самостоятельного раздела в сотрудничество с Европейским союзом - Европейскую политику соседства (ЕПС).

Для развития международного сотрудничества в области решения экологических проблем нужно:

обеспечить активное участие России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;

использовать механизм двусторонних и многосторонних соглашений для уменьшения трансграничного загрязнения и усиления охраны мигрирующих видов;

обеспечить учет глобальных экологических функций России в международных экономических отношениях;

обеспечить активное участие России в работе международных экологических организаций.

3. Механизмы реализации экологической политики

Для реализация экологической политики РОДП «ЯБЛОКО» считает необходимым согласованные действия законодательной, исполнительной и судебной власти.

3.1. Задачи законодательной власти

В законы «Об охране окружающей среды», «О безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и другие ввести формулировки стратегических целей и принципов экологической политики государства.

Пересмотреть законы, антиэкологически измененные за последние годы (в т.ч. для восстановления экологических фондов и экологической экспертизы).

Принять законы (поправки в существующие законы) с целью обеспечения: участия граждан в принятии экологически значимых решений; развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций; повышения величины сборов за пользование объектами природы на основе эколого-экономических обоснований, с одновременным снижением налогового бремени на добавленную стоимость и заработную плату; облегчения налогового бремени общественных некоммерческих организаций.

Гармонизировать российское экологическое законодательство с международным, прежде всего - Европейского Союза.

Принять законы (добавления в существующие законы): «О плате за загрязнение окружающей среды», «Об экологическом контроле», «Об экологической безопасности», «О зонах экологического бедствия и неблагополучия», «Об охране растительного мира», «Об охоте», «О защите животных от жесткого обращения»,

«О вторичных ресурсах», «Об упаковке и упаковочных материалах».

Разработать правовой механизм установления причинной связи (экологически обусловленной заболеваемости) и возмещения ущерба здоровью экологическим правонарушением.

Устранить противоречия между природно-ресурсными и природо-охранными законами, кодифицировать природоохранное (экологическое) и природно-ресурсное законодательство и отразить его в смежных областях права.

Присоединиться (ратифицировать) к международным экологическим конвенциям и соглашениям (в т. ч.: Орхусской конвенции об экологической информации; Конвенции об охране европейской дикой природы и природных местообитаний (Бернская конвенция); Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция); Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо), Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Европейским требованиям по регистрации, оценке, разрешениям и ограничениям использования химических веществ (REACH) и др.

3.2. Задачи исполнительной власти

Необходимо разработать федеральные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные Национальные планы действий по охране среды, по защите населения от действия опасных антропогенных факторов, по рациональному использованию природных ресурсов, включающие в том числе:

разграничение полномочий и ответственности в области прав собственности и контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды между Федерацией, регионами и муниципальными образованиями;

восстановление специально уполномоченного (самостоятельного и независимого от органов по использованию природных ресурсов) федерального органа по охране окружающей среды;

восстановление единой системы государственной экологической экспертизы;

восстановление структуры и функций природоохранных инспекций;

восстановление самостоятельного федерального органа по санитарно-эпидемиологической безопасности населения (Санэпиднадзора);

развитие системы государственного мониторинга состояния окружающей среды (совершенствование системы индикаторов, увеличение числа пунктов наблюдений);

развитие системы государственного экологического контроля (независимой от органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную хозяйственную деятельность);

лицензирование экологически опасной деятельности;

поддержку системы экологической сертификации;

разработку региональных и местных экологических программ и планов действий;

развитие системы государственных экологических стандартов;

выявление и организация реабилитации зон экологического неблагополучия и бедствия;

формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; предотвращение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций на основе оценки риска; выявление и обозначение на местности локальных территорий, представляющих экологическую опасность для населения;

информирование населения о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к официальной экологической информации (в т.ч. материалам государственной экологической экспертизы);

выделение в официальных статистических данных раздела по экологически обусловленной заболеваемости населения;

поддержку института общественной экологической экспертизы, общественного экологического контроля, системы общественных (внештатных) инспекторов в структуре специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

3.3. Задачи судебной власти и правоохранительных органов

Необходимо повышение качества работы судебных органов при рассмотрении «экологических» дел, и в том числе:

- по правонарушениям в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- по обеспечению полноценной компенсации ущерба, нанесенного экологическим правонарушением;

- по нарушению законодательства по экологической экспертизе, санитарно-эпидемиологического и радиационного благополучия;

- по нарушениям прав граждан на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды.

Развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды.

Укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды; восстановление упраздненных и расширение существующих природоохранных прокуратур.

3.4. Экономические и финансовые механизмы реализации экологической политики

Обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства; суммарные расходы федерального бюджета на проблемы среды до 3%,

в экологически неблагополучных регионах - до 5%.

Подготовка и поэтапное проведение экологической налоговой реформы, предусматривающей полное изъятие природно-ресурсной ренты с одновременным снижением налогового бремени на добавленную стоимость и заработную плату трудящихся, что будет стимулировать, с одной стороны, более рациональное использование природных ресурсов, а с другой - рост занятости населения и приоритетного развития высокотехнологичных перерабатывающих производств.

Формирование системы налогообложения, стимулирующей снижение уровня загрязнения; совершенствование системы определения величины компенсаций и возмещения ущерба от экологических правонарушений и размеров платы за выбросы и сбросы в размерах, позволяющих реально компенсировать причиненный вред (реализация принципа «загрязнитель платит»).

Включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости экологических услуг.

Использование механизмов Киотского протокола по зачету квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства.

Содействие развитию экологического страхования.

Применение по отношению к экологически опасным товарам и продуктам системы экологических акцизов.

Формирование налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки.

Формирование залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.

Выделение средств на ликвидацию последствий прошлых загрязнений из сумм, получаемых в результате приватизации государственной собственности.

Содействие развитию предпринимательства в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации.

Заключение

 Надо без промедления выбираться из того омута деэкологизации, в который попала Россия. Первоочередными шагами на этом пути будут:

восстановление специально уполномоченного федерального органа по охране окружающей среды;

восстановление единой системы государственной экологической экспертизы;

расширение и укрепление системы природоохранной прокуратуры;

восстановление экологических бюджетных фондов, где концентрируются все средства за загрязнение среды;

освобождение водоохранных и других природоохранных зон от незаконно возведенных построек;

налаживание системы информации населения о качестве окружающей среды и связи здоровья среды со здоровьем человека (на основе восстановления и развития системы государственного мониторинга);

восстановление обязательного курса экологии в школе.

***

Необходимо кардинальное изменение современной анти-экологической политики, ведущей Россию к вымиранию, а ее природу - к необратимой деградации.



Источник: Яблоко

  Обсудить новость на Форуме