17:15 07.09.2015 | Все новости раздела "Яблоко"
Виктор Коган-Ясный: Спас-на-картошке
// Блог Виктора Когана-Ясного,Сегодня
В отношениях государства, российского постсоветского общества и институтов Русской православной Церкви все могло бы быть иначе, если бы не поиск конъюнктуры и не бесконечная любовь к сваре. И надо понимать и ощущать, что организационно и культурально сегодняшняя Русская Церковь (с какой бы буквы ни писать название организации с центром в Москве, а не глобального и вселенского союза людей с Богом в земной жизни и вечности) - это не естественное и непосредственное продолжение Российской Церкви времени империи и эпохи Патриарха Всероссийского Тихона, - это и не Московская Патриархия позднесоветского времени, - это другая организация, другое воспитание, другая культура... В чем-то сегодняшнее может быть лучше и теплее, чем то, что было когда-то (если судить не сенсациям в СМИ и не по официальным громовержным заявлениям, а по тому, что происходит в реальной жизни на огромном географическом пространстве и в богатейшей сфере реального духовного поиска людей), но во многом оно, разумеется, "мельче", примитивнее, более двусмысленно, и оно опасно глупо на фоне разлитого моря проблем, конфликтов, истерик везде и повсюду.
Глупое, злое, вздорное – как будто нарочно, очевидно. Доброе, самоотверженное, трогательное – спрятано. Беда и тяжесть забыта, прошлая или сегодняшняя. Бесхозные “Спасы-на-картошке”, которые так стоят с 1930-х годов и о которых кто-нибудь один заботится на селе… Бедные приходы, где молодой еще священник живет в покосившейся избе, ездит к лежачим прожившим совковую жизнь прихожанам на “Жигулях” первой модели и не уезжает в город просто потому, что не может бросить людей… Все это – обратная сторона столичной парадности и публичной полемической агрессивности. Такова жизнь…
"Разводка" церковных организаций с общественными движениями, с большинством граждан — крайне серьезная угроза состоянию всего общества. Общественный вектор сегодняшнего московского православия мог бы и должен бы быть незаменим для поиска мира, общественных компромиссов в стране и вокруг нее повсюду и во всем, где они только возможны без отказа от фундаментальных нравственных принципов, для "открытия" страны вместо превращения ее в сварливую осажденную крепость.
Конечно, у нас завышенные ожидания: о. Александр Мень четверть века назад предостерегал от этого, высказывая очень большую тревогу о том, как проявят себя укоренившиеся в советской системе церковные институты в условиях новой свободы. Но и свободы-то не наступило… Время прошло, и если и осталась какая-то внешняя свобода для таких институтов, то - более, более, чем двусмысленная. И боюсь, что есть чья-то сознательная провокация в том, на церковные структуры накладываются не просто бюрократические функции, но роль жесткого публичного репутационного регулятора, судьи.
Впрочем, независимо от текущего суетливо-агрессивного хода событий, есть важная долгосрочная обязанность: общество должно воспитывать себя в уважении к святыням, которые своим воздвигали, украшали, преображали предки-созидатели, и над которыми потом глумились разрушители. Нужен труд уважения к святыне, а не свара и борьба за права собственности на ценное имущество. Народная обязанность - восстанавливать свое достояние, то, что хамски разрушено, не пришельцами, а нами же в припадках безумия и вражды. Здесь можно и нужно объединяться, а имущественные свары должны уйти, чтобы снова и снова не позорить нас.
Бессмысленная и беспощадная архаизация, попытка насущных вопросов декоративной бутафорией – это уйдет, неизбежное обновление не за горами. Надо серьезно готовиться. Издевательские бутафории, декорации, - это останется в прошлом, а насущная реальность не даст от себя спрятаться.
Очень хочется, чтобы, когда не станет места маскам, не сделалось куда страшнее, горьше, печальнее, чем есть теперь.
Обсудить новость на Форуме
17 декабря 2025
| « | Декабрь 2025 |
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 |