18:30 15.06.2015 | Все новости раздела "Яблоко"
Татьяна Овчаренко: Затея с капремонтом показывает, что для власти гражданин — даже не дойная корова, просто никто…
// Александр Мамаев, пресс-служба партии «ЯБЛОКО»,Сегодня
Татьяна Овчаренко — юрист по образованию и специалист в сфере жилищно-коммунального хозяйства по призванию. В 2009 году Татьяна Овчаренко основала московскую Школу активного горожанина в «ЯБЛОКЕ», с тех пор проводит ежемесячные занятия для жителей столицы, консультируя граждан по правовым аспектам всего того, что у нас гордо именуется тремя буквами: ЖКХ.
Месяц назад партия «ЯБЛОКО» объявила о начале кампании за введение моратория на капитальный ремонт в Москве: с 1 июля плата за капремонт в этом регионе достигнет рекордных 15 рублей за квадратный метр в месяц. Зная метраж квартиры, нетрудно посчитать, что сумма выйдет солидная, а для многих неподъемная. Тем не менее, власть уверяет, что знает, на что идет.
Мы встретились с Татьяной Овчаренко, апологетом яблочной кампании, и которая объяснила, почему закон о капремонте — авантюра властей, к каким хищениям он приведет и чего ожидать собственникам жилья.
«Невежество, возведенное в абсолют»
— Содержание этой части Жилищного кодекса ужасающее. Оно полностью отменяет обязательства государства даже в той части, которая касается надзора и контроля в строительной части. Мало того, что сужается само понятие капремонта, так еще Жилищный кодекс теперь позволяет при его проведении игнорировать соответствующие строительные нормы и правила! Но если вы отменяете ведомственные строительные нормы, инструкции по капитальному ремонту, вы бессмысленно тратите деньги.
Здание, нуждающееся в капитальном ремонте, — это здание, в котором конструкции, техническое оснащение, целые части требуют серьезного восстановления. Отопление, новая кладка, замена труб и сетей— миллион вещей. И должен быть ведомственный орган, который говорит: «Это так, это не так, и не менее чем, и не длиннее нежели». У нас этого органа нет, и ремонт делают, как бог на душу положит. Это недопустимый уровень, невежество, возведенное в абсолют.
Вся история строительства на протяжении тысячелетий — история катастроф. Строительство — эмпирическая наука. Делали, падало — ага, так делать нельзя. Строили, раскалывалось — ага, так тоже нельзя, все опытным путем. И всё это знание воплощено в строительные нормы и правила. По которым строят, по которым ремонтируют, по которым проверяют качество сделанного. Теперь в разделе Жилищного кодекса о капремонте это полностью отменено.
«Граждане лишены контроля за средствами»
— Граждане должны только сдавать деньги, больше ничего. А что с контролем? Написано про общественный контроль строительных работ, но это пустые слова. У нас 3,5 миллиона жилых зданий. Я не уверена, что найдется столько же людей, хотя бы по одному на каждое здание, которые, будучи общественниками, смогут разобраться в том, что им понастроили.
Контроль за деньгами полностью изъят. Граждане лишены контроля за средствами, которые они же и вносят. Формально можно потребовать отчет у Фонда капитального ремонта, по закону он обязан его публиковать. Вот только отчет выглядит так: поступило столько-то денег, израсходовано столько-то. А куда, зачем и почему – никакого объяснения там нет.
Кроме того, закон предполагает, что фонды капитальных ремонтов, региональные операторы, сами выбирают приоритетность предоставления услуг. Если говорить проще, ваш дом платит деньги в фонд, еще 4 дома. А шестой дом фонду нравится больше. Просто нравится больше. Может, там любовница чиновника живет, не важно. И ваши деньги идут в первую очередь на ремонт счастливого шестого дома. Не наука, не исследования реального положения вещей, степень износа, моральное устаревание оснащения дома, определяют приоритет. - Большего презрения к людям представить невозможно.
«Закон, в отличие от премьера, не знает слово «модернизация»
— Есть еще один порок — возврат к советской системе. Стоимость квадратного метра капремонта определяется на регион, хотя существует как минимум 7 типов зданий по времени строительства. Есть дореволюционные здания, есть новоделы. Есть здания по 75 этажей, есть малоэтажки. Те крупнопанельные, эти кирпичные, те монолитные, эти каркасные… Как можно оценивать одну-единственную общую стоимость капитального ремонта на 50 тысяч многоквартирных домов? (СПРАВКА: 3 500 000 МКД: 82 региона = 42 700 домов в среднем - ТО) Это все равно, что назначить одну, единую цену на все мясомолочные изделия в пределах региона. Что курица, что колбаса, что йогурт, что гусь копченый – одна цена за килограмм. Этот пробел — колоссальная возможность для хищений при безопасном не исполнении требуемых работ.
Теперь. Давайте посмотрим на проблему с позиции «а кто будет делать капитальный ремонт?» Некому его делать. Капитальный ремонт делали плохо и при Советах, о чем можно говорить сегодня, когда квалифицированного рабочего персонала в стране не осталось? Он отсутствует как класс. Еще в 90-х профтехучилища позакрывались, преподавателей уволили. А ведь работа по восстановлению жилого дома трудоемкая и часто требует качественного ручного труда, применения разнообразнейших и современных строительных материалов и методов.
За это время база не просто не пополнялась, она пропала. Технологические возможности, методика неузнаваемо изменились. Изменилось все: системы разводок, отопления, напольные покрытия, вентиляция, способы шумозащиты…
Закон, в отличие от премьера г-на Медведева, не знает слово «модернизация». По сути, нам за наши деньги, предлагают восстановить систему, технические условия на которую были написаны в 28-м году прошлого столетия, самое позднее — в 63-м. Мы платим за то, чтобы нам восстановили то, что отнимает у нас же деньги при эксплуатации! Модернизация и реконструкция зданий при капремонте законом не предусмотрены!
Если же мы с вами наберем деньжищ и решим делать капремонт не в соответствие со 166-й статьей, а захотим модернизировать, к примеру, систему отопления, то к управляющей организации вполне может прийти дядя прокурор и спросить: «Как вы посмели это сделать?». И обвинить подрядчика в присваивании денег, а управляющую компанию — в нецелевом расходовании средств.
«Что с этим зданием делать — непонятно»
— Закон лишен технологических и экономических обоснований. Про архитектурные обоснования я вообще молчу. Да что тут говорить? Нет даже достоверных сведений о степени износа зданий, это измерение и фиксация его в соответствующих органах учёта было отменено в 2012 году.
Вы спросите, как тогда определить, нуждается ли дом в ремонте? Отвечу — никак! Если дом понравился управляющей компании, его и будут ремонтировать.
Непонятно, кто оценщик, с помощью каких методов это делать? Раньше БТИ бегало, раз в 5 лет проводило оценку. Как-то худо-бедно, но проводило. И оказалось, что в Москве очень много домов, требующих срочного вмешательства. На что Юрий Лужков в 2008 году приказал БТИ изменить степень износа московских зданий до 30%. Заодно поднял стоимость налога на недвижимость вдвое.
Итак, степень износа здания неизвестна. Соответственно, что с этим зданием делать – непонятно.
«Мы не владеем, мы не распоряжаемся, и мы не пользуемся»
— У нас только два варианта вложить кровные деньги в капремонт.
Вариант первый: мы можем собирать деньги в Фонд капремонта своего МКД, а управляющая организация откроет спецсчет для дома в банке. Никто не знает, что это такое, включая банки. В законе понятие «спецсчет» не раскрыто. Вообще говоря, у управляющей организации счет один — расчетный. То есть, как только мы отправляем деньги на спецсчет, собственником средств становится управляющая организация. По закону - они собственники этих денег. Формально мы остаемся владельцами, но владелец — не значит собственник. Номинально владеть мы можем, а распоряжаться — нет. Помимо прочего, банк берет свои проценты за каждое телодвижение, он же должен обслуживать эти деньги.
Второй вариант: отдать деньги региональному оператору, фонду капитального ремонта Москвы, например. И фонд капитального ремонта учреждает специальный счет для ваших денег. А где он их держит? Тоже в банке. Значит деньги чьи? – Правильно, Фонда.
Мы не можем завести счет на нашу условную хрущевку и оплачивать с него расходы на капремонт. В этом и заключается бред этого закона: дом не является физическим лицом.
Придуман путь, при котором мы неизбежно теряем все признаки собственника. Мы не владеем, мы не распоряжаемся и мы не пользуемся.
«Никто и не собирается делать капитальный ремонт»
— А знаете ли вы, что, согласно закону, мы можем потратить не более 15% от накопленных средств в год? Условно говоря, мы собрали за 5 лет миллион рублей и решили отремонтировать, не знаю, допустим, крыльцо. Так вот, мы можем потратить в этот год не более 150 тысяч рублей. А что сделаешь на 150 тысяч рублей? Даже на крыльцо не хватит! А тем временем деньги мы продолжаем перечислять, они лежат на счету, и тратить мы их не имеем права.
Это и есть ключевое доказательство того, что НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ЭТОТ КАПРЕМОНТ. Просто им – учредителям этого безобразия под именем Фонд капремонта Москвы, любого другого региона нужны эти 85% денег. На свои игры. А как быть в случае продажи квартиры и покупки новой? Здесь вы платили 15 лет, а здесь вы попадаете в новый дом. И что дальше? Ни один этот вопрос не продуман.
Казалось бы, деньги делают деньги. Но то, что мы сегодня заплатим за эфемерные обещания государственных авантюристов, не сделает нам денег завтра. Можно с таким же успехом выбросить их в окошко.
«Никакого наказания за неисполнение нет»
— Кто владеет фондами капитального ремонта? Возьмем, к примеру, Москву. Московский фонд учредило правительство Москвы в лице Департамента капитального ремонта, и дало ему имущество – столы, стулья, секретаршу. Попечительский совет Фонда состоит из тех же чиновников правительства Москвы. Должностные лица правительства Москвы будут контролировать фонд, созданный правительством Москвы, руководителями которого (фонда) являются должностные лица правительства Москвы!
Что еще хуже, учредители фонда по закону не отвечают по обязательствам фонда. Т.е. Фонд (чиновники правительства) обещает провести капремонт. И не делает. Контрольный орган ФКР состоит из таких же чиновников правительства и аффилированных с правительством лиц. Никакого наказания за неисполнение не будет, я в этом убеждена, тем более в законе это не предусмотрено.
О принуждении платить за светлое капремонтовское будущее. Фонд должен выслать квитанцию каждому, а это затратно. Поэтому господин Собянин постановил включать строку за капитальный ремонт в Единый платёжный документ с 1 июля. Это абсолютно незаконно, поскольку расчеты ЕПД по указке управляющих организаций ведут многофункциональные центры (МФЦ), а они не имеют права это делать для Фонда капитального ремонта Москвы, поскольку обязаны, согласно закона, обслуживать только внебюджетные государственные фонды – Пенсионный (ПФ РФ), Обязательного медицинского страхования (ФОМС) и фонд соцстаха. А наш московский ФКРР просто конторка под названием «некоммерческая унитарная организация» и внебюджетным госфондом не является.
Как говорили в старину, уровень превзойден. Вся затея с капремонтом показывает, что для власти гражданин — даже не дойная корова, просто никто…
«Против массовых неплатежей нет оружия»
— Официальная статистика говорит, что только 53% населения делает взносы за капремонт. Независимые эксперты, в свою очередь, приводят цифры, что в областях неплатежи составляют почти 80%! Остается только пугать, чем занимается замминистра строительства Андрей Чибис. Он уже трижды выступал, угрожая выселением, перекрытием канализации, всеми карами небесными.
В то же время бороться с неплательщиками невозможно. Против массовых неплатежей нет оружия, доказано всей мировой практикой, например, Италией и Францией. В частности, Фонд капитального ремонта не имеет права взыскать что-либо с должника, обратиться в суд, начислить пени, чем граждан громогласно пугают, поскольку является всего лишь финансовым посредником.
«Я рекомендую избирателям сделать выводы на выборах 2016 года»
— Галина Хованская, депутат от «Справедливой России», объявила, что в конце июля состоится профильный круглый стол. Что такое круглый стол? Это постановка проблемы. О какой постановке может идти речь, если вот она, проблема, она уже есть, ее надо решать? Потом, что касается Хованской и закона. «Справедливая Россия» голосовала за этот ужасный закон.
Я рекомендую избирателям поднять списки депутатов, голосовавших за законопроект в третьем чтении, и сделать выводы на выборах 2016 года. Отойти от эмпатичности оценки (Ах, он такой душка!) и перейти к объективному подходу. За закон Димы Яковлева голосовали? За другие одиозные инициативы? – Вот, господа депутаты, и получите.
«Будем прорывать информационную блокаду»
— «ЯБЛОКО» высказывалось против законопроекта еще в 2012 году. Заявление было проигнорировано. Люди просто не заинтересовались, страна в целом.
Сейчас, к сожалению, очень мало информации об этой афере с капремонтом. Что ж, будем прорывать информационную блокаду, устраивать пикеты, лекции, эфиры, массовые протесты.
Нашу инициативную группу Мосгордума отказалась регистрировать, и лидер партии Сергей Митрохин объявил о подготовке к референдуму. Для этого требуется собрать 150 тысяч подписей москвичей, плюс подстраховка на случай брака. То есть не менее 157 тысяч подписей.
Будем обращаться и в суды, вплоть до Конституционного. Конечно, не хотелось бы, иногда можно обойтись без суда, но только если власть настроена на переговоры. Я пока не вижу этого.
С другой стороны, если надавить посильнее, то власть пойдет на попятную. И сама этот закон отменит, чего, в конечном счете, мы и добиваемся. Наше дело – не допускать таких нарушений. Это гигантская авантюра, афера века, что-то вроде аферы Панамского канала. «ЯБЛОКО» не может это терпеть, мы этого не принимаем и не признаем. И такой закон должен быть уничтожен любым способом.
Мы начинаем серьезную кампанию, которая будет продолжаться вплоть до отмены этого безобразия.
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме