13:00 14.07.2014 | Все новости раздела "Яблоко"

Сергей Митрохин: Мусорная афера Собянина

// Блог Сергея Митрохина на "Эхе Москвы",14.07.2014

Вы задумывались, во сколько вам обходится мусор? Обыкновенный мусор, производимый каждым жителем мегаполиса и в квитанции на оплату ЖКХ именуемый твёрдыми бытовыми отходами (ТБО). Казалось бы, нонсенс, как он всерьёз может что-то стоить! До европейской практики глубокой переработки отходов мы не доросли, вывоз мусора по старинке должен стоить копейки, а платить за неопрятные дворы – с какой стати? Ответ: вывоз мусора обошёлся Москве на ближайшие пятнадцать лет более чем в девяносто шесть миллиардов рублей. 96 016 976 289.7, если быть точным. Для сравнения во столько же примерно обошлась миссия космического аппарата «Кассини» в глубокий космос. И тут становится ясно: либо наш мусор отвозят на Юпитер, либо кто-то решил хорошенько нажиться на москвичах. По моему поручению антикоррупционный центр «ЯБЛОКА» разбирался, почему московский мусор вдруг стал золотым.

Сравните эти две картинки:

Обыкновенный мусорный полигон в московской области, куда уезжают наши с вами отходы. Холодно, грязно и дурно пахнет. Неприятное зрелище, что ни говори.

Остров Тортола Британских виргинских островов – офшор, куда уплывают денежки москвичей. Тепло, солнечно, пальмы. Идеальное место для коррупционеров.

Раздача лакомых подрядов

В 2012 году Собянин организует по обращению с ТБО и прочим мусором на территории Юго-западного округа Москвы. Цели эксперимента в духе антиутопий: централизация и оптимизация всего и вся (про конкуренцию на рынке решили забыть). Вроде как и мусоровозов станет меньше, и воздух чище, и контейнеры краше. Для этого компании должны едва ли не через день «обезвреживать» контейнеры, а все мусоровозы привести к стандарту Euro4. Идею обставили с помпой, мол, будет бесперебойная уборка на 15 лет вперёд, построят невероятные мусороперерабатывающие заводы, будут регулярно мыть контейнеры, улучшится экология. Чтобы Великий Инновационный Эксперимент удался, в репрессивных традициях российской государственности все управляющие компании и ТСЖ обязали вступить в эксперимент, а тех, кто вздумал отказываться – принудили, лишив субсидий. Официально всё добровольно, а на деле как обычно. Общественники попытались , но дело так ни к чему и не пришло.

Уловив «свежий ветер» мусорных перемен и признав (разумеется) успешность эксперимента, чиновники решили распространить его на другие округа Москвы. Для этого в конце прошлого года был развёрнут подставной балаган с тендерами о вывозе мусора, когда Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы организовал пять конкурсов на выбор подрядчиков.

Глава Департамента ЖКХ Цыбин Андрей Владимирович.

Разумеется, он и не чуял никакой коррупции в мусорных торгах. Ни в коем случае. Что вы! Подумаешь 96 миллиардов… Такую кучу (мусорных контейнеров) можно было и дороже «обезвредить» (читай «отмыть»).

Цыбин и Собянин инспектируют «снегоплавильный» завод. Все честные и неподкупные в одном месте, загляденье.

Как деньги за московский мусор в тропиках оказались

Что в итоге? Четыре из пяти конкурсов признаются несостоявшимися, и в каждом случае контракт совершенно случайно заключают с единственным поставщиком. Оставшийся «конкурентный» конкурс проходит при участии некоего безвестного ООО «Сантини», у которого нет ни офиса, ни сайта и которое, судя по данным из ЕГРЮЛ, занимается ресторанным бизнесом. При этом все компании-победители – это общества с ограниченной ответственностью и уставным капиталом 10-20 тысяч рублей. Десятки тысяч при цене контрактов миллиарды! Только у одной компании уставный капитал больше – 25 миллионов. Но ответственность по торгам за десятки миллиардов такая сумма всё равно не покроет. В финал выходят четыре компании: "Хартия", «МСК-НТ», «ЭкоЛайн» и «МКМ-ЛОГИСТИКА» («МКМ-ЛОГИСТИКА», как успешный экспериментатор, делит подряды общей суммой 40 миллиардов по двум округам – западному и юго-западному).

Три из четырёх компаний-подрядчиков зарегистрированы не более как год-полтора перед торгами, а «МКМ-ЛОГИСТИК» принадлежит трём офшорам - KALVERON HOLDINGS LIMITED (Британские виргинские острова), ERVINGTON INVESTMENTS LIMITED (Кипр) и VEBKON INVESTMENTS LIMITED (Кипр). Попутно выясняется, что за этой чудесной компанией стоит также сын предпринимателя Александра Чигиринского и внук Шалвы Чигиринского выпускник МГИМО Михаил (на момент заключения контрактов ему 23 года). Можете , спросить, сильно ли пахнут сорок миллиардов.

Мусорный король Чигиринский-младший

Чигиринский какое-то время делит бизнес с Авагумяном Гамлетом Кареновичем. Тоже не самым простым юношей – сыном успешного бизнесмена Авагумяна Карена Камоевича, также вначале совладевшего «МКМ-ЛОГИСТИК». Карена Камоевича, кстати, некоторые неразборчивые СМИ обвиняют в поставках авто российским чиновникам по завышенным ценам.

Всё предприятие выглядит как источник карманных расходов для обеспеченных друзей по университету, организованный через деловитых пап и неподкупных, кристально честных чиновников. Зять Тимченко от мусорных подрядов , зато по данным СМИ к делу приложил руку вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Лавленцев. СМИ тогда всколыхнулись, о наглости московских чиновников и фиктивного бизнеса. А в результате ничего. Прошло время, шумиха утихла. Ситуация с мусором не изменилась: за гораздо большие деньги он отравляет воздух через те же самые допотопные мусоросжигательные заводы и вывозится на те же самые полигоны. Кстати, это очень действенный метод коррупции: делают каменный вид и, стиснув зубы, терпят освистывание. Чтобы потом преспокойно залечивать расшатанные нервы на Кипре или вот, скажем, на Британских Виргинских Островах.

Волшебство при подсчётах цены

Так эксперимент по вывозу мусора плавно превратился в эксперимент над сбережениями москвичей, а цена за мусор сравнялась с космическими программами НАСА. Чтобы провернуть эксперимент, понадобилось установить цену за тонну вывозимого мусора в размере 3068,44 рублей. При этом на рынке никто не измеряет вывоз мусора тоннами. Цена варьируется в зависимости от объёма контейнеров, их количества и дальности транспортного плеча. Переводить расчёт в тонны – банально способ заретушировать фактическую цену. Вот выдержка из расчёта цены по СВАО:

И так дальше до 2028 года. Вот и весь расчёт! На одной странице при цене контракта – 21,7 миллиарда. Объём умножить на цену, хорошенько оптимизировать и можно потчевать на лаврах. Как понимаете, расчёт цены – серьёзный вопрос и чтобы цену обосновать, тем более такую крупную, мало перемножить две цифры, взятые с потолка. Среди прочего, нужно учитывать и плотность мусора, и объём тары, удаленность полигонов и множество других факторов. Если цена обоснуется методом запроса предложений, то будьте добры представьте эти коммерческие предложения. Потому что средняя рыночная цена в 2000 р. за тонну мусора (если вообще проводить подсчёт на вес) явно меньше 3068 р., предусмотренных контрактом, и разница в 1000 рублей за каждую тонну требует объяснения. Не говоря уже о том, что объединять обыкновенные бытовые отходы с габаритными в одну сумму – некорректно.

Нано-мусоровозы вместо переработки отходов

Осталось понять, на что расходуются деньги. Вдруг нам предлагают и вправду нечто удивительное и прекрасное. Но кроме требования, что «Спецтранспорт должен соответствовать экологическим характеристикам не ниже ЕВРО-4», ничего стоящего в документации не видно. Остальные требования выглядят как банальный фарс и оправдание бюджетных растрат, например начинка машин электроникой. Хорошо, хотят компании оснастить мусоровозы видеорегистраторами и передатчиками ГЛОНАСС – пускай, но к чему требовать это по конкурсу о вывозе мусора? Какая польза горожанам?

«ЭкоЛайн» на страже порядка. Фото 18.06.2014 с .

А что с переработкой мусора, уничтожением свалок отравляющих пригород? Об этом в договоре – два пункта в шесть строчек, что заказчик построит заводы по сортировке и переработке отходов. Требования к объектам строительства ограничиваются указанием на то, что они должны быть оснащены дозиметрами, видеонаблюдением и соответствовать санитарным нормам. Совсем не густо, учитывая, что растиражированная цель – именно создание инфраструктуры. Как именно сортировать? Что именно перерабатывать? Если бы от исполнителя действительно требовали построить что-то серьезное, то созданию мусороперабатывающих предприятий в договоре были бы посвящены десятки и десятки страниц. Судя по молчанию вокруг этой темы, строить заводы никто не собирается.

Завод Spittelau (Австрия), построенный ещё в 1989 году и сегодня не только соответствующий всем жёстким экологическим требованиям ЕС в области переработки мусора, но и декорированный архитектором-экологом Ф. Хундертвассером.

Упущенный шанс

100 миллиардов рублей равными долями ближайшие 15 лет будут уходить из московского бюджета в названные выше офшоры.

Беда не только в том, что цена вывоза мусора по контракту завышена на 50%, а объем работ на бумаге, судя по многочисленным свидетельствам, много выше реального.

Не менее страшно, что офшоро-владельцы не взяли на себя никаких серьезных обязательств по модернизации мусороперерабатывающей инфраструктуры.

Положение с вывозом мусора на 20 лет будет стабильно плохим: мусор будут всё также только сжигать и захоранивать на полигонах. Не надо объяснять, что это означает для экологии.

Когда в 2009 году после власти отказались строить 6 новых мусоросжигательных заводов, появился шанс сделать что-то современное. «Собянинский» эксперимент окончательно упускает этот шанс.

Что же можно сделать? Конечно, проведение конкурсов с завышенной на 50% начальной ценой — это преступление. Конечно, заключенные контракты должны быть расторгнуты, а уже заложенные в бюджете на их исполнение деньги потрачены на создание инфраструктуры мусоропереработки. Это программа-максимум.

Программа-минимум: добиться от офшоро-владельцев взятия на себя четких обязательств по строительству мусороперебатывающих заводов: где, когда, что именно.

И будем требовать остановки эксперимента. Пока что подряды раздали в 5 округах из 12, не допустим, чтобы такой же беспредел чиновники устроили в остальной Москве.

Источник: Яблоко

  Обсудить новость на Форуме