18:30 03.02.2016 | Все новости раздела "Яблоко"
Роман Морозов: Незаконно введенные налоги на предпринимателей в Вологодской области будут взыматься?
// Роман Морозов, заместитель председателя Вологодского регионального ЯБЛОКА,Сегодня
Я последнее время много пишу о кадастровой стоимости и налоговых отношениях в нашем регионе - Вологодской области.
Столкнулся я с фактом очередного незнания законов и конституционных принципов со стороны Департамента имущественных отношений.
Есть у нас свой "бешеный принтер" - Законодательное Собрание Вологодской области (далее ЗСО).
Сразу скажу, что не все депутаты бездумно поднимают руки, есть и думающие.
26 ноября 2015 года ЗСО приняло пакет законов по изменению налогообложения имущества.
В связи с этим с 01 января 2015 года на территории области часть налогоплательщиков обязано уплачивать налог с учетом статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ.
Где сказано, что Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в и настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Департамент имущественных отношений Правительства Вологодской области увидев дату не позднее 1-го числа очередного налогового периода формирует Перечень объектов имущества, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, в отношении которых налоговой базой будет являться кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов недвижимости) и утверждает распоряжением Департамента имущественных отношений области от 23 декабря 2015 года № 2066-р ()
Вроде бы все красиво и вовремя. Но не так.
Оказывается у нас есть статья 5 НК РФ и разъяснения Конституционного Суда РФ в отношении ее применения. Так вот КС РФ говорит ( ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 июля 2013 г. N 17-П)
"Законодатель, к компетенции которого, по смыслу названных положений Российской Федерации, относится нормативно-правовое регулирование налогов и сборов, обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами, которые предопределяют обращенные к нему при установлении правового регулирования требования, в частности в сфере экономических отношений.
Так, вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, по смыслу ее , , 6 , , 17 , , , , и 55 , обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с нею предсказуемости законодательного регулирования в области налоговых отношений, которое должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей, в частности касающихся реализации фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов государства, с одной стороны, и создания максимально благоприятных условий для развития экономической системы в целом на основе стабильности гражданского оборота и поддержания достаточно высокого уровня взаимного доверия между всеми его участниками - с другой.
Возлагая на граждан обязанность платить законно установленные налоги и сборы, Российской Федерации вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положение налогоплательщиков, придается обратная сила. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков ( Конституции Российской Федерации), имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона ( Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года N 13-П).
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (постановления от 30 января 2001 года , от 19 июня 2003 года и др.), в силу конституционного императива законности установления налогов и сборов предъявляются требования не только к форме, процедуре принятия и содержанию соответствующих актов, но и к порядку их введения в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы. Изменение налоговых правил до истечения разумного срока с момента опубликования правового акта, которым вносятся изменения в налоговое регулирование, приводило бы к нарушению конституционных принципов, на которых основана экономическая система и правовой статус субъектов экономической деятельности.
При этом действие критериев, вытекающих из конституционного принципа законности установления налогов и сборов, не ограничивается правовыми актами, которые в конкретной системе правового регулирования прямо отнесены к законодательству о налогах и сборах, - они имеют сферу применения, определяемую в соответствии с предназначением нормативных правовых актов в механизме гарантирования прав налогоплательщиков. Исходя из этого предусмотренные в Конституции Российской Федерации гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением налогов и сборов, безотносительно к формально-отраслевой принадлежности тех правовых средств, которые в целях налогового регулирования (установления налогов и сборов) используются законодателем.
Из приведенных положений Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности. "
Таким образом любой акт касающийся налогообложения вступает в силу на основании статьи 5 НК РФ где указано:
"Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей."
Как мы видим дату официального опубликования не установить, если отталкиваться от даты утверждения - 23 декабря 2015 года, то получим, что Перечень может применяться не ранее 23 января 2015 года и не ранее чем с 01 января 2017 года.
Но это еще не все чудеса от Департамента.
В Вологодской области действует Закон Вологодской области от 05 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ".
В котором имеются следующие указания:
Статья 1 - приказ - подзаконный нормативный правовой акт области, изданный органом исполнительной государственной власти области в пределах его полномочий.
часть 3 статьи 2 В систему нормативных правовых актов области входят: нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области.
И самое интересное.
Статья 3 часть 4 - Органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа. Часть 7 той же статьи - Принятие (издание) нормативных правовых актов области в формах, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
Получается, что Департамент принял неправовой акт, а какое-то распоряжение, наверно для внутреннего пользования, а не применения для целей налогообложения?
Вот так работают органы власти Вологодской области.
Как говорил В.Черномырдин - "Хотели как лучше, получилось как всегда!"
Надеюсь виновные будут отстранены от должности, в чем я слабо уверен.
Могу предсказать, что максимум на что пойдет власть - оправдание.
Тем кто прочитал, предлагаю доказывать свое право на уплату только законных налогов.
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме